Станция метро где собаке трут нос


Все приметы «Площади Революции» - Афиша Daily

За последние годы одна из самых харизматичных станций метро обросла поверьями и превратилась в святилище эпохи лайков и мемов. «Афиша Daily» разобралась, что и как там теперь, а также поговорила с антропологом Никитой Петровым, который изучал «Площадь Революции» со своими студентами.

От городской легенды к тотальному обтиранию

В позднесоветские времена многие москвичи только слышали и пересказывали друг другу, что на станции «Площадь Революции» некоторые люди выходят из поезда, чтобы потереть нос статуи собаки, и запрыгивают обратно в тот же поезд. Или касаются носа на несколько секунд, прежде чем направиться в переход. Примета о приносящей удачу собаке была в большей степени городской легендой, чем реальной городской практикой, — своими глазами это видели только особо любопытные, если у них было время подождать.

В традицию это оформилось в 1990-е, а в последнее время размах этого обряда достиг небывалых масштабов. Теперь люди трут не только нос собаки, но и множество других выступающих деталей статуй, включая грудь спортсменки, палец и лапоть крестьянина, туфлю студентки, ножку ребенка и колено рабочего. Причем несчастную собаку затерли так, что три года назад краевед Александр Можаев обратился к руководству Метрополитена и Департамента культурного наследия с просьбой взять скульптуру под охрану или хотя бы повесить предупреждающие таблички. Ему ответили, что собираются покрывать поверхность фигур специальным средством, предотвращающим стирание рельефа.

Краткая история станции

Станция была открыта в 1938 году. Ее архитектор — Алексей Душкин, он же строил высотку на Красных Воротах, Детский мир и «Маяковскую». Классик сталинского ампира

© ИТАР–ТАСС

1 из 5

Скульптуры отлиты коллективом авторов под руководством Матвея Манизера. Он же создатель огромной скульптурной группы «Партизаны» на выходе из станции метро «Партизанская», дискобола, который стоял в парках многих советских городов, и посмертной маски Сталина

© Валентин Черединцев/ИТАР–ТАСС

2 из 5

Станцию открыли в 1938 году. У размещения скульптур хронологическая логика: от героев 1917 года, тревожных матросов и ворошиловских стрелков до мирной студентки и матери и пионерки 1937-го. На этом кадре еще видно, что сперва скульптуры были гипсовые

© Кинохроника/pastvu.com

3 из 5

В 1941 году скульптуры были эвакуированы в Среднюю Азию, в 1944 году — возвращены, но во время эвакуации некоторые были утрачены полностью, пропали отдельные элементы других, и их пришлось восстанавливать. Фотография 1965 года

© Б.Кудояров / pastvu.com

4 из 5

Скульптур на ней изначально было 80, но в 1947 году четыре из них убрали, замуровав одну арку по оборонным соображениям. Большинство персонажей представлено в четырех экземплярах (восемнадцать образов повторяются четыре раза, а два — дважды). Фотография 1983 года

© Александр Сенцов/ИТАР–ТАСС

5 из 5

Трем все

Помимо выступающих частей тела и одежды особой популярностью пользуется оружие: натерты, а иногда и непонятно как отломаны и украдены наган, граната, приклад винтовки, а также циркуль и шестерня в руках молодого инженера. Последние два скорее орудия умственного труда, которые, впрочем, при необходимости могут использоваться и не по назначению. Наконец, от собаки натирание перекинулось и на другое животное — петуха, причем в подол птичницы, состоящей при петухе, еще и кидают записки с пожеланиями.

Таблица примет

Флажки матроса

Удачный день или исполнение желаний

Петух

Несчастье или, в других версиях, прибавка к зарплате

Гребень петуха

Несчастье или, в других версиях, прибавка к зарплате

Клюв петуха

Сильное несчастье

Нос собаки

Успешная сдача экзамена

Лапа собаки

Успешная сдача зачета

Туфля студентки

Удачное свидание, удачный брак

Маузер чекиста/наган матроса

Удачный в деловом и финансовом отношении день

Загадка петуха

Парадоксальным образом, этот же невзрачный на первый взгляд петух составляет главную загадку станции. Одни говорят, что тереть его нельзя ни в коем случае, а не то «случится что-то ужасное». Другие приписывают темную силу только одному из четырех петухов, при этом не говоря какому. А третьи совершенно не в курсе того, что петух по своим свойствам отличается от всех остальных предметов поклонения на «Площади Революции».

Вообще, единства во взглядах на правильный порядок действий по извлечению удачи из статуй нет. Например, существует мнение, что тереть нужно не любую собаку, а только «собаку Баумана» — у третьего вагона с конца в сторону «Щелковской», связывая происхождение приметы со студентами Бауманки, которые якобы начали обращаться к статуе за помощью аж в 1938 году, когда была построена «Площадь Революции». Другие тонко дифференцируют назначение разных предметов: наган приносит удачу в денежных делах, туфля девушки способствует успеху на свидании, а собака позволяет легко сдать экзамен. Или даже так: нос собаки помогает именно на экзамене, а лапа — только на зачете. Третьи просто трут, что попадется под руку.

Никита Петров

© facebook.com/nivirov

— В сети масса подробных рассказов о том, кто именно придумал тереть нос собаке, что нужно потереть, чтобы получился нужный результат. О «Площади Революции» и этой практике регулярно пишут в медиа и снимают сюжеты на телевидении. Но есть ли возможность как-то установить корни традиции?

— Я сейчас буду говорить про нынешнее состояние дел, про цифровую эпоху. На совести блогеров — копирование, рерайт и репост историй про взаимодействие людей со скульптурными композициями на станции метро. Происходит это следующим образом: критическая масса текстов, то есть личные воспоминания, свидетельства, рассказы о знакомых, тексты-визитки интересных мест и прочее, накапливается в сети, из этих текстов выделяются «сильные» блоки — наиболее часто повторяющиеся элементы. Они-то и становятся тем ядром, вокруг которого выстраивается знание о предмете, и из этого ядра блоггеры снова создают свои посты.

Для таких текстов очень важна установка на достоверность. В этом смысле рассказ о происхождении практики строится так: часто приводится «точная» дата начала традиции или ссылка на «источник» ее происхождения. Причем совсем не обязательно правдивые — но важно, чтобы дата была и чтобы она была максимально конкретной. Далее следует перечисление подробностей: что трут, каким образом и для чего. Затем идут предписания: действие нужно сделать или нельзя делать, для того чтобы случилось или не случилось что-либо. В некоторых случаях рассказывается личная история или результат наблюдения: кто-либо натирал и с ним что-либо произошло.

Из-за того что все это происходит в большом городе и с участием интернета, мы в принципе не можем говорить про какое-то сообщество, в котором эти тексты популярны. Рамки этого комьюнити в отличие от жителей, например, небольшой северорусской деревни, размыты, культурный бэкграунд неясен, источники знания — непроверяемы. Если житель села Замежная в республике Коми, никогда никуда не уезжавший, рассказывая, например, легенду о происхождении табака (он вырос на могиле блудницы) ссылается на своего деда, который услышал этот рассказ от своего отца, то в этот момент мы понимаем, что текст этот устный и локальный. Или, например, если мы найдем печатный источник этой истории в местной библиотеке, а рассказчик грамотный, тогда мы можем говорить, что текст зависит от книги. А что можно наверняка сказать про пользователя московского метро, рассказывающего, что слышал про натирание от своего деда? Как проверить источники знания? На такой вопрос обычно отвечают: «Да слышал или прочитал где-то», «Показывали по телевизору», «Знаю из молодости».

Важно еще, что все эти фигуры находятся в вестибюле метро: это пересадочная станция, через нее проходит много людей, поэтому обычная практика натирания частей скульптур перерастает в гротескные формы, а рефлексия по этому поводу в сети множится и сильно варьируется. Скорее всего, в основе этой практики обычное подражание на основе наблюдения: «Все трут, и я буду натирать». А вот трактовка и интерпретация будет зависеть от ряда факторов. Это и место, где находится скульптура, и тематика композиции, и выступающая часть. Например, если рядом расположен вуз, то будет доминировать и постоянно воспроизводиться история про студентов, которые делают это, чтобы хорошо сдать сессию. Если рядом церковь, а объект — могила, камень или дерево, то будет актуализироваться идея исцеления или божественной помощи.

Один из самых важных факторов для порождения интерпретаций действий со скульптурой — ее тематика. Есть, кстати, версия, что собаке трут нос влюбленные: собака — верный друг человека, потер нос, девушка или парень тебе не будет изменять. Потереть теперь уже отсутствующий циркуль в руках инженера — к удаче в научной деятельности. Девушки трут туфельку студентки, чтобы не остаться старыми девами — здесь видна отсылка к сказке про Золушку.

— А время возникновения этой практики можно установить?

— Про 1938 год, скорее всего, это неправда, но проверить это пока не получается, архивных или мемуарных данных мы еще не нашли. Видимо, натирать стали после восстановления скульптурных композиций в 1944 году. Это тоже история про доверие нашим личным воспоминаниям. Допустим, кто-то вспомнит, что, будучи студентом, натирал нос собаке пограничника, и было это в 1938 году. Почти наверняка это свидетельство окажется сконструированным на основе многочисленных и более поздних устных, письменных, визуальных текстов об этой практике, какого-либо своего или чужого воспоминания.

Память — интересная штука: в ней складируются и куски личных воспоминаний, набор прочитанных, увиденных и прочих фактов о событии, далее формируется непротиворечивая картинка того, «как это было на самом деле». Интересующиеся могут прочитать о коллективных и сконструированных воспоминаниях работу Харальда Вельцера «История, память и современность прошлого».

— Насколько в таких новых городских обрядах много «настоящего» фольклора, который передается из уст в уста, а насколько это результат работы сети интернете? Грубо говоря, не работает ли это так же, как и мемы?

— Вот тут и начинается антропологическое исследование. Чтобы хотя бы частично ответить на этот вопрос, можно сделать две вещи: взять серию интервью или провести анкетирование (мы обычно это делаем через гугл-формы). А потом проанализировать результаты. Конечно, даже после проведенного исследования за всех носителей знания отвечать нельзя, но кое-какие закономерности мы выявим. Вот результаты устного интервью: осенью 2016 года из 30 опрошенных только 6 упомянули о спецификации скульптур, что нос собаки — успех на экзамене (4), петух — к деньгам (1), петух — к несчастью (1). Остальные трут любую из фигур просто «на удачу».

— А что дали данные гугл-опроса?

— Его проводили наши студенты, и там аудитория оказалась больше — опрос прошли более 1000 человек. 90% указали, что знают о том, что по отношению к скульптурам на станции производятся какие-либо действия. При этом 77,4% отметили, что сами не прикасаются к ним, большинство из оставшихся — 22,6% — вспомнили о собаке. Самый популярный объект — пограничник с собакой (821 голос), с большим отрывом следует петух (368 голосов), а также солдат (148 голосов) и пионерка (102 голоса). Все остальные скульптуры набрали 60 и менее голосов. 197 человек не знают, до каких скульптур дотрагиваются пассажиры Московского метрополитена.

Интересные данные получаются, если говорить про интерпретации действий и про источники знания. Скульптуры трут, потому что они приносят успех в учебе и на экзаменах (543 голоса, 50,2%), 421 человек (39,9%) написали, что скульптуры исполняют мечты, а 410 человек (37,9%) отметили: скульптуры обеспечивают удачный день. Только 12 человек (1,1%) отметили, что скульптуры приносят несчастье. Из того же исследования мы узнали, что в плане мотивации на первом месте машинальное повторение (459 голосов, 42,5%, не учтено в диаграмме). Читают об этом в интернете 266 человек (24,6%). Также в большинстве случаев привычка передается от знакомых (378 голосов, 35%) или благодаря членам семьи (325 голосов, 30,1%).

— Откуда взялась история про несчастливого петуха?

— Однозначного ответа на этот вопрос, вероятно, нет. Как мне кажется, начало этой практики можно отнести к середине-концу 1980-х годов, когда в эпоху позднего социализма стали популярны животные, связанные с восточным календарем. Помните, год Кролика, год Собаки, год Петуха?

Другое дело, что с этой фигурой связаны как позитивные (тереть гребешок — чтобы деньги были, чтобы зарплату прибавили), так и негативные (ни в коем случае нельзя трогать клюв) предписания. Возможно, дело вот в чем. Большое количество фигур предполагает, как я уже говорил, узкую специализацию — ведь практики почти одинаковы, а фигур много. В этом смысле вполне логично предположить, что одна, а то и несколько скульптур будут противопоставлены остальным.

Другое дело, почему именно натирание петуха получает различные мотивировки. Если бы мы имели дело с традиционной сельской культурой, то следовало бы обратиться к приметам, связанным с петухом. Петух попадает в различные контексты и наделяется очень разной символикой — от сексуально-брачной до солнечной. Кроме того, он оказывается вестником несчастья: петух — предвестник пожара, несчастья, войны, вести. В этому смысле понятно, откуда такая разница в интерпретативных моделях, связанных с натиранием петуха.

Но здесь петух в городской культуре, не в сельской. Можно попробовать в поисках ответа обратиться к сонникам, которые популярны в том числе среди жителей города и наверняка могли каким-то образом повлиять на толкования этого образа. Мы узнаем, что петух снится людям якобы к гневу, раздражению, к ране, к тщеславию, хвастовству, к измене, к пожару, к беде, к перебранке. Таким образом, здесь модель практики «натираем Х — программируем что-то хорошее» вступает в конфликт с символикой этой птицы. Именно поэтому петух и действия с ним наделяются столь разными толкованиями.

И вот еще интересно: в одном из записанных нами текстов — судя по всему, относящемуся к 1980-м годам — рассказывается, что студенты МГУ натирали клюв петуха, чтобы раздразнить студентов Бауманки, а в ответ те щелкали петуха по клюву. Здесь отчетливо прослеживается та же символика: хвастовство, перебранка и противоборство.

От репортажей со «скверных» протестов до тестов и планов на ближайшие дни — в нашем фейсбуке.

daily.afisha.ru

Затерли до дыр: туристам могут запретить гладить скульптуры на удачу

МОСКВА, 19 июн — РИА Новости, Людмила Титова. Потереть собаке нос на станции метро "Площадь Революции" в Москве, приложиться к ступням Апостола Петра в Ватикане, обнять за грудь Джульетту в Вероне, кинуть монетку в памятник Петру I в Санкт-Петербурге — у туристов много ритуалов на удачу, связанных со скульптурами. Где можно прикоснуться — в прямом смысле слова — к прекрасному, страдают ли от этого произведения искусства и не пора ли все это запретить — в материале РИА Новости.

Вандализм или часть экскурсии

"За последние пять лет морда бронзовой собаки пограничника на станции метро "Площадь Революции" изменилась до неузнаваемости. Скульптура в плачевном состоянии, а ведь это исторический памятник 30-х годов XX века, объект культурного наследия", — рассказывает директор Музея архитектуры имени Щусева Елизавета Лихачева.

Традиция прикасаться к изваянию изначально была чисто студенческой — учащиеся МГТУ имени Баумана терли нос овчарке в надежде успешно сдать экзамен. Некоторые даже умудрялись отбирать циркули — в качестве талисмана — у другой скульптуры, бронзового инженера, находящегося на той же станции. Со временем фигуры на "Площади Революции" стали любимыми объектами у туристов — гиды нередко сами рассказывали, что нужно обязательно потереть псу нос на удачу, так как это и есть та самая изюминка экскурсионной программы по подземке.

Недавно руководство музея обратилось в администрацию Московского метрополитена с просьбой остановить вандализм, в том числе наказывая нарушителей рублем.

"Есть закон об охране объектов культурного наследия, каковыми являются станции метрополитена и скульптуры, установленные в вестибюлях. В нем четко прописана мера ответственности за порчу памятников. Мы считаем, что тот, кто дотрагивается до скульптуры, должен заплатить штраф. Если экскурсовод призывает туристов потереть статую на удачу, он должен понимать, что может лишиться лицензии", — говорит Елизавета Лихачева.

Многие критики такой инициативы указывают, что скульптуры вне музейного пространства относятся к разряду публичных и никто не может запретить их трогать.

7 мая 2019, 08:00Туризм"Что имеем — не храним". Достопримечательности, которых больше нет

"Так происходит во всем мире! Везде трогают уличные изваяния! Если не разрешать к ним прикасаться, они потеряют всю свою ценность!" — комментируют предложение музейщиков в соцсетях. Однако представители Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров Москвы возражают, что понятия "публичные скульптуры" не существует — есть памятники, которые должны охраняться от вандализма.

"Нужно провести экспертизу, которая установит ущерб бронзе от прикосновений руками (механическое стирание, химическая реакция от взаимодействия с кожным жиром и прочее). Ее будет достаточно, чтобы завести на любого гражданина административное дело. Но мне кажется, что до этого можно и не доводить. Достаточно предупреждающей таблички и полицейского патруля рядом, — говорит гид Ирина Стрельникова. — Традицию тактильного общения с памятниками привили лет десять-пятнадцать назад, кстати, не без участия экскурсоводов. Думаю, точно так же быстро можно отучить туристов трогать скульптуры".

Не целуйте могилу Оскара Уайльда!

Во многих странах, чтобы оградить памятники от "рукоприкладства" туристов, делают копии популярных скульптур или закрывают к ним доступ.

Так, многие мраморные статуи в Италии отправлены с улиц в музеи, что призвано защитить их не только от туристов, но и от природных воздействий. На улицах городов представлены копии.

В Париже на кладбище Пер-Лашез надгробие могилы писателя Оскара Уайльда убрали за стекло, чтобы спасти его от поцелуев: следы помады и любовные надписи почитателей таланта знаменитого автора покрыли весь постамент. Правда, поклонников это не остановило — теперь красные отпечатки губ "украшают" стеклянное ограждение.

Прячут статуи не только от туристов. Несколько лет назад депутатам палаты общин британского парламента запретили прикасаться к ногам бронзовых фигур выдающихся премьер-министров королевства, установленных в главном лобби. Дело в том, что парламентарии потирали на удачу ступни Маргарет Тэтчер и Уинстона Черчилля каждый раз, когда должны были произносить речь. В итоге фигуры знаменитых политических деятелей Великобритании обнесли оградой и повесили табличку "Руками не трогать!".

В Вероне скульптуру шекспировской Джульетты поменяли на копию — к груди героини знаменитой трагедии прикасались настолько часто, что по ней пошла трещина.

А в соборе Святого Петра в Ватикане паломникам, напротив, не запрещают целовать ноги гигантской статуи апостола Петра, несмотря на то что каменные ступни уже наполовину истерты.

Зачем ковырять в носу у истукана

"Конечно, можно уберечь скульптуры, заменив их копиями, но это не решение проблемы. Мы и так за последние годы утратили огромное количество исторических памятников, а люди хотят видеть настоящие произведения искусства", — объясняет Елизавета Лихачева.

По мнению эксперта, надо менять не скульптуры на копии, а культуру поведения граждан — иначе можно потерять многие другие ценные памятники.

Так, в Санкт-Петербурге музейные работники Петропавловской крепости жалуются, что туристы наносят вред бронзовому Петру I, забрасывая его монетами, оставляющими ржавые следы и портящими металл.

Из-за страсти туристов к тактильному общению с памятниками портятся не только городские скульптурные композиции. Недавно Национальный парк на острове Пасхи также забил тревогу из-за повышенного внимания туристов.

Остров переживает небывалый наплыв гостей — до 150 тысяч визитеров в год. Массивные каменные моаи (истуканы) за последнее время пострадали чуть ли не больше, чем за все предыдущие века: туристы мало интересуются историей легендарных исполинов, но стремятся сделать максимально выгодный ракурс для фото. Они забираются на скульптуры и даже ковыряют у них в носу ради удачного снимка.

Запрещать или менять стереотипы

Мнения гидов и экскурсоводов о том, запрещать ли туристам трогать памятники, разделились.

"Скульптуры жалко, но штраф и запрет — не решение проблемы. Полагаю, современные технологии вполне позволяют разработать специальный защитный состав, которым могли бы покрывать "уязвимые места" статуй. Очевидно, это обойдется дешевле, чем создание копий", — рассказывает гид Тая Ку.

"Во всех странах мира туристы трут скульптуры и радуются жизни. И власти как-то решают эти вопросы, а у нас на полном серьезе собираются штрафовать", — недоумевает ее коллега Инна Плясова.

Гид Константин Мишуровский предлагает другой выход из положения. Он считает, что следует подойти к вопросу творчески. Например, в наземном вестибюле "Площади Революции" установить одну точную бронзовую копию пограничника с собакой и рядом повесить объявление: "Потри нос собаке на удачу!". Тогда, возможно, туристы не будут портить оригиналы.

18 мая 2019, 08:00ТуризмЗачем Том Круз разрушил Кремль? Вопросы, которые удивляют гидов в Москве

"Увеличение туристического потока — вызов местным традициям, культурному наследию и даже милым и безобидным привычкам, это надо учитывать, — полагает представитель Ассоциации гидов-переводчиков Роман Трофимов. — Нам всем необходимо адаптироваться к новым реалиям жизни и принимать решения, которые помогали бы сохранять памятники, не ущемляя прав и интересов путешественников".

ria.ru

За прикосновение к скульптурам на станции метро пригрозили крупным штрафом

«Площадь Революции», восемь утра, день последнего ЕГЭ — и студенческих экзаменов, конечно. К бронзовым собакам станции прикасаются не то что поминутно — примерно раз в десять секунд. По виду это как школьники, так и студенты. Если остановить и спросить, знают ли, что это вредно для памятника, — ответ будет: «Ну, от одного раза ничего не меняется» (Антон, Бауманка), «Да ладно, все так делают!» (Илона, выпускница школы), от самых совестливых — «Ой, тогда извините!» (Сергей, сдает ЕГЭ). Одни едут к станции специально — делая крюк по дороге в школу или вуз, другим по пути (это прежде всего бауманцы, от которых и пошла традиция еще в советские годы).

Там же, несколькими днями раньше, группа туристов. Гид рассказывает о скульптурах, о том, что их принято тереть на удачу, предупреждает, что так делать не нужно. Разумеется, человек пять из группы, специально приотстав, совершают ритуал.

— Мы запустили флешмоб не после какого-то ЧП, а просто за много лет уже наболело, — рассказала «МК» директор Музея архитектуры Елизавета Лихачева. — Недавно были с коллегами на станции, взглянули на скульптуры — их состояние плачевное. Помимо носов собак страдают ботинки рабочих, клювы кур, в общем, все выступающие части. Очевидно, что с этим надо заканчивать.

Стремление во что бы то ни стало и под разными предлогами потрогать произведения искусства — это мировая проблема музеев, говорит Лихачева. За последние десятилетия появилась целая категория музейной публики, которая привыкла к тактильному общению с искусством. Научили публику этому прежде всего сами музейщики — другой вопрос, что для тактильных и интерактивных экспозиций используются обычно специально подготовленные предметы (обычно копии). А рядовой посетитель музея — и уж тем более станции метро — не видит разницы между такими предметами и подлинниками.

— Как-то раз у нас в музее разбиралась письменная жалоба посетителей на смотрительницу, которая не разрешила им садиться на стул в экспозиции Матвея Казакова, — вспоминает директор Музея архитектуры. — Сотрудницу обвинили в том, что она «запрещает людям общаться с искусством». В советские времена публику, казалось бы, отучили от такого «приобщения», но недавно выяснилось, что эти элементарные хорошие манеры публика начала считать «совком» и «отсталостью».

Оказывается, прикосновения рук вредны для бронзы не только тем, что механически «стесывают» ее, рассказала Лихачева. Куда опаснее кожное сало, которое есть на любых руках: оно вызывает уже химические реакции в бронзе, материал быстро деградирует. Поэтому даже «очень осторожно» прикасаться к памятнику все равно опасно.

— В мире с этим явлением борются по-разному, — подчеркивает музейщик. — Например, в Италии действительно почти все выставленные на улицах скульптуры, особенно мраморные, уже заменены копиями. Обычно причина этому — агрессивные осадки, но и «шаловливые ручки» тоже: скажем, за каких-то 20 лет новенький памятник Джульетте во дворе придуманного для туристов «ее дома» в Вероне захватали руками так, что его уже заменили на копию, а оригинал убрали в музейную коллекцию. Иногда специально для таких ритуалов создают новодельные памятники: во Флоренции, скажем, это памятник свинье — его можно и нужно трогать.

Что касается московских собак на «Площади Революции», то скульптурное убранство станционного зала в целом — это своеобразный монумент 20-летию Октябрьской революции. Это последовательная серия персонажей, от первых революционеров до светлого советского будущего в виде пионеров, подчеркнула Лихачева. И установлены на станции до сих пор подлинные отливки Матвея Манизера. Сохранились ли формы — неизвестно, существуют только масштабные модели. Поэтому воссоздание «стертых» собак, если его придется делать, обойдется очень дорого и вряд ли сможет быть действительно точным.

— Вариантов у нас, у общества, таким образом, два, — резюмирует директор Музея архитектуры. — Либо разъяснить всем, что эту традицию надо немедленно прекращать, либо действовать карательными методами. Штраф за повреждение объекта культурного наследия — это есть в нашем законодательстве. Ставим на станции специальных полицейских, выписываем каждому прикоснувшемуся штрафы тысяч по пять — за несколько лет все отучатся так делать.

Помимо скульптур на «Площади Революции» под угрозой из-за постоянных прикосновений еще несколько бронзовых памятников, говорит Лихачева. Это Юрий Никулин в автомобиле около цирка на Цветном бульваре, памятник собаке Мальчику на станции «Менделеевская» и все остальные компактные скульптуры в городе.

— Магия в эпоху конца магии, — описывает это явление Елена Петровская, старший научный сотрудник Института философии РАН. — Странное дело: мы живем в мире высоких технологий, а отношение к предметам воспроизводит первобытные магические практики — прямое воздействие на вещи, прямой диалог с ними. Возможно, дело в том, что нынешнее время, когда нейросети и умные предметы обретают свойства превыше человеческого разумения, требует новых способов понимания мира и взаимодействия с ним. Это симптом: люди отказываются от рационального общения с миром и вспоминают о магии.

Напомним, что традиция «полировать» прикосновениями выступающие части городских скульптур существует давно. Так, своеобразный ритуал натирания определенных фрагментов «Медного всадника» — точнее, его коня — выпускниками военно-морских учебных заведений Санкт-Петербурга фиксировался еще в середине ХХ века, а возможно, и раньше. Другое дело, что еще недавно подобные ритуалы были чисто корпоративными, известными лишь относительно узкому кругу — например, собачьи носы терли студенты-бауманцы для удачи в сессию. Но сейчас, в эпоху Интернета, о таких обычаях знают все. Так что в каком-то смысле, получается, виноваты снова сети. А штрафы опять платить обывателям.

www.mk.ru

Зачем тереть бронзовым собакам нос?

Из 76 бронзовых скульптур работы Матвея Манизера на станции метро «Площадь революции» наибольшей популярностью пользуются 4 однотипных «Пограничника с собакой». Фото: Лена Авдеева

«Раньше это было забавно, а теперь — становится страшно», — начинающийся с этих слов пост на официальной странице Государственного музея архитектуры имени А.В.Щусева в Facebook собрал более 500 перепостов. (Правда, предложенным музеем хештегом «нетринос» пользоваться почти никто не стал.) Сотрудники музея обратили внимание на бронзовых собак, установленных на станции метро «Площадь Революции», которая имеет статус выявленного объекта культурного наследия. «Можно наблюдать целое паломничество туристических групп для ритуального прикосновения к мордам овчарок. Результат нам всем известен: морды несчастных животных отполированы до блеска, а от самих носов остались лишь дырочки. Еще пара лет — и овчарки превратятся в бульдогов». Далее следовал призыв музея к руководству метрополитена защитить скульптуры. Правда, каким способом — сказано не было. Об этом развернулась целая дискуссия пользователей интернета, привлекшая внимание СМИ. Скоро стало понятно, что обсуждение касается вещей более широких и глубоких, чем вопросы сохранения отдельных скульптур. 

«Все студенческие годы проходила мимо этих прекрасных скульптур, и даже мысли не возникало их трогать. Откуда это желание у людей везде совать свои руки?» — «Общегородской ритуал натирания носа собаке — это более важная часть культуры, чем третьесортная скульптура». — «Общегородским ритуал стал в середине 1990-х с подачи понаехавших. И с расцветом белиберды в виде гороскопов, гадалок и экстрасенсов». Эти три далеко не самые жесткие реплики, взятые почти наугад, в какой-то степени передают накал страстей. Ожили все «древние демоны» московской культуры: одни выражали неприязнь к «понаехавшим» и к «верунам» (то есть к тем, кто считает натирание носа собаке приносящим удачу), другие требовали «запретить запрещать». Одни предлагали ввести штраф за натирание носов, другие выдвигали более экзотические предложения спрятать собак за решетку и даже надеть на них намордники.

Добыча денег способом трения

Действительно, откуда такое желание трогать памятники искусства? И откуда такое желание бить по рукам тех, кто их трогает? Тем более что куда более рациональной кажется стратегия зарабатывания на феномене деньги. Так, например, поступают в Вероне. Там грудь скульптуры, стоящей перед домом Джульетты, истерли до того, что статуя треснула, но никто не пытался искоренить зловредный обычай. Оригинал скульптуры забрали в музей, а на его место установили копию. И если посмотреть на историю музея, посвященного шекспировской героине, то возникает предположение, что традиция с помощью груди Джульетты превращать несчастную любовь в счастливую пошла в народ не сама собой.

Дом, построенный в XIII веке и принадлежавший когда-то роду Даль Каппелло (прообраз семьи Капулетти), благополучно разрушался до 1930-х годов. Но в 1936-м вышел фильм Джорджа Кьюкора «Ромео и Джульетта», вызвавший всплеск интереса к легенде, — и начались реставрационные работы, которые, правда, затянулись аж до 1997 года. Зато теперь музей, чьи интерьеры и даже в какой-то степени экстерьеры частично списаны с нескольких наиболее успешных экранизаций пьесы Шекспира, считается одним из основных источников поступлений в бюджет города. Разумеется, речь идет не столько о плате за билет, сколько о том, что значительная часть людей просто не приехала бы в Верону, если бы не музей и весь окружающий его комплекс практик и легенд.

Практики прикосновения к памятникам существуют, вероятно, во всех городах мира и довольно часто используются для привлечения туристов, хотя, конечно, они древнее, чем маркетинговые стратегии. На той же «Площади Революции» отполированы не только морды собак, но и туфля девушки, читающей книгу, и ботинок студента. Натерты до блеска рога и вымя Козы-дерезы в Нижнем Новгороде и нос совсем недавно установленной скульптуры Буратино в Самаре. В сети упорно циркулируют слухи об обычае трогать тестикулы коня Петра I в Петербурге, хотя эта задача кажется трудновыполнимой. Гиды с готовностью подскажут вам, что, прикоснувшись к уже натертому до блеска пальцу на ноге Аристотеля на центральной площади Салоник, можно стать умнее.

Вообще, именно гиды становятся основными распространителями «сенсорных практик». И это кажется понятным: бросание монет, навешивание замков на мосты и ритуальные прикосновения — это простые, но эффективные способы очеловечить город, сделать его «ручным» и понятным. В принципе, как вообще с научной точки зрения можно отделить «памятник культуры» от практик его освоения? Крупнейшие соборы Европы ушли под землю на несколько метров благодаря культурному слою, принесенному на подошвах их посетителей. Что же, может, просто изготовить копии собак и заменить ими оригиналы? Внучка автора станции Алексея Душкина, архитектор Наталья Душкина сказала СМИ, что такое решение ей не кажется оптимальным. Сам же Манизер, по воспоминаниям его жены, тактильные выражения народной любви воспринимал исключительно как акт вандализма.

«Мне кажется, что статуи с „Площади Революции“, как и многие другие объекты, которые меняются от соприкосновения со зрителем, не стоит реставрировать до исходного, идеального состояния, — рассказал нашей газете медиевист и антрополог Михаил Майзульс. — То, что вокруг этих статуй возникли приметы и их натирают до блеска, — важная часть их биографии, свидетельство того, как они функционируют в пространстве города. Конечно, важно защитить памятник от разрушения. Но при этом статуя в метро — не музейный объект, пребывающий в вакууме за стеклом. Скажем, многие средневековые образы в XVI–XVII веках подверглись атакам протестантов-иконоборцев и были ими изуродованы. Умная реставрация порой сохраняет следы этих повреждений. Образ материален, материальность несовершенна и со временем „впитывает“ реакции зрителя».

Ладони предков

Фигура собаки бойца-пограничника на станции «Площадь Революции» Московского метрополитена. Фото: Ura.ru/ТАСС

Прикосновение — одна из самых древних магических практик, считают историки культуры. Именно через прикосновение можно стать единым с тем, к чему прикасаешься, — так, видимо, считали люди еще в каменном веке. Обведенные краской силуэты человеческих ладоней на стенах пещер считаются одними из самых древних искусственно созданных изображений. Зачем они были нужны? Историк фольклора Софья Агранович и лингвист Евгений Стефанский в одной из книг трактуют эти изображения как часть ритуального контакта с предками. В качестве далекого потомка этого ритуала они приводят невинную, казалось бы, детскую игру. «В игре „в ладушки“ играющие касаются ладонями друг друга, вероятно, имитируя встречу, соединение живых и мертвых, предков и потомков. Показательно, что сейчас эта игра практикуется между ребенком, сознание которого только пробуждается, и взрослым», — пишут они. Действительно, странная песенка о ладушках, которые были у бабушки, очень напоминает описание поминальной тризны: ели кашку, пили бражку, а потом куда-то «полетели» (вспомним традиционное кормление птиц на кладбищах).

Древним ритуалам, приметам и практикам, связанным с прикосновением, нет числа. Каста неприкасаемых, традиция прикладывания к иконам и мощам. Ритуал прикосновения к Стене Плача и ко множеству других святынь. Целование земли. Возложение рук на Библию (как вариант — на Конституцию) при клятве. Наконец, та же Агранович находит архаические корни в обычае «застукиваться», прикасаясь к стене или дереву во время игры в прятки, и в прикосновениях при играх в жмурки и салочки. По логике первобытного мышления «спрятаться» можно только в загробном мире и, чтобы вернуться из него, нужно дотронуться до дерева, которое связывает миры живых и мертвых. Водящий в игре в жмурки изображает «жмура», то есть мертвеца, прикосновения которого достаточно, чтобы увести с собой на тот свет. Современная культура активно использует эти архаические модели для производства новых практик и объектов — можно вспомнить отпечатки рук и ног кинозвезд на аллее Славы в Лос-Анджелесе.

Нелегальные прикосновения в музее

Фиона Кэндлин, профессор музеологии колледжа Биркбек Лондонского университета, посвятила почти два десятилетия изучению тяги посетителей музеев трогать экспонаты и написала об этом книгу «Искусство, музеи и прикосновение». Она обратилась к этому вопросу в начале 2000-х, когда в Великобритании были приняты законы против дискриминации людей с ограниченными возможностями. Музеи обязали предоставлять некий сенсорный контент для незрячих. Но после нескольких лет наблюдений Кэндлин убедилась в том, что трогать экспонаты хотят не только незрячие. Причем трогают не то, что трогать можно, а то, что кажется самым интересным. Забавным доказательством ее наблюдений может служить «тамблер» (микроблог) фотографа Стефана Драшана, где выложены десятки фотографий людей, трогающих (или пытающихся потрогать) музейные экспонаты, в том числе картины, в отношении которых запрет на прикосновение кажется очевидным. 

Проведя долгое время в Британском музее, беседуя со смотрителями и посетителями, Кэндлин составила своего рода каталог нелегальных сенсорных взаимодействий с произведениями. Выяснилось, что в прикосновениях есть определенная логика. Посетители обводят пальцами иероглифы, гладят голову галикарнасского коня и живот императора Септимия Севера. Мотивируют свои действия они самыми разными причинами. Хотел проверить, настоящая ли вещь. Думал, что раз это не за стеклом, значит, трогать можно. Но главная причина, по Кэндлин, заключается в том, что человек просто не может по-настоящему понять вещь, не прикоснувшись к ней. Мы действительно устанавливаем таким способом контакт. Нам нужно померить, насколько глубоко уходит в материал гравировка, ощутить под пальцами тот материал, с которым скульптор провел столько времени. Посмотреть на каменный топор, которому больше 10 тыс. лет, и взять его в руку — это опыт совсем разного порядка. Ладонь предка по-прежнему ждет прикосновения живой руки — и мы это чувствуем.

В последнее десятилетие родилось множество музейных программ, основанных на тактильном опыте. Значительная их часть, конечно же, предназначена для незрячих. Но не только. Старейшая школа для слепых в США — школа Перкинса создала Тактильный музей, который пользуется популярностью далеко не только среди незрячих. Здесь можно потрогать вещи, прикоснуться к которым в жизни очень сложно, например реплику Розеттского камня или соломенную крышу средневекового крестьянского дома. Есть тут и вещи, в принципе не поддающиеся осязанию, типа увеличенного «макета» клетки крови.

Кажется, мы далеко ушли от вопроса натирания носов, но можем вернуться, сделав крюк через еще одно понятие музеологии, вышедшее в широкий обиход, — практики участия. Граница между зрителем и автором размывается и в музеях, и в архитектуре, и в театре, и даже в кино. Люди просто превращают все, что могут, в «интерактивные объекты». Вопрос в том, чтобы предоставить им правильные инструменты до этого. 

Что же касается собак Манизера, то Московский метрополитен официально ответил Музею архитектуры, пообещав неожиданно человечные решения: вместо замены скульптур на копии, надевания намордников или арестов и штрафов для любителей сенсорного контакта пассажиров метро будут информировать о ценности скульптур с помощью экранов, установленных в вагонах.

www.theartnewspaper.ru

Мистика Площади Революции | Блогер AdrianaSuvorova1 на сайте SPLETNIK.RU 8 ноября 2019

Я люблю коллекционировать приметы на удачу, вроде таких, как потрогать белый камень из старой Варварской башни на «Китай-городе» или сесть между скульптурами Шерлока Холмса и Доктора Ватсона возле Смоленской набережной)) Еще можно на счастье потереть нос песику на станции «Площадь Революции». Об этом уже знают все, судя по затертым носикам всех четырех собак в вестибюле станции, а вот существование версии о том, что это вовсе не пес, а древнеегипетское божество Анубис, лично для многих стало новостью. Об этом я прочитала в книге Марии Артемьевой «Темная сторона Москвы». О легенде про московского Анубиса и других приметах станции метро "Площадь Революции" в этом посте))

Подумать только! Традиции гладить нос собачкам на станции метро "Площадь Революции" уже 81 год! Появилась она в 1938 году благодаря студентам МГТУ имени Баумана (расположенного через одну станцию), которые перед сдачей экзаменов нарочно приезжали сюда потереть носик песикам памятника «Пограничник с собакой. Уже в те времена поговаривали, что после этого успешная сдача сессии гарантирована.

На «Площади революции», которую создавал архитектор Алексей Душкин, строивший высотку на Красных Воротах, «Детский мир» и станцию «Маяковская», целых четыре таких памятника. Я не раз встречала информацию, что пёсика зовут Мухтар, но в интервью с внуком архитектора Душкина прочитала, что это была немецкая овчарка его дедушки и ее настоящее имя Ирма. Она жила в коммуналке с архитектором, в роскошном двухэтажном особняке, где сейчас находится посольство Мали, и умерла еще до начала войны.

На фото Олег, старший сын архитектора Алексея Душкина, с Ирмой. 

Многие до сих пор спорят какая именно из четырех собак приносит удачу. Судя по тому, что носы затерты у всех, искатели фортуны решают подстраховаться и потрогать носы у каждой. А некоторые утверждают, что та самая волшебная статуя находится ближе всего к третьему с конца вагону, следующему в сторону станции Бауманской. Вроде как именно этот пёс приносит удачу на экзаменах. Его клона на противоположной платформе просят о помощи те, кто мечтает справиться с вредными привычками. К собакам в центре вестибюля возле перехода обращаются перед каким-нибудь важным делом или серьезной сделкой, чтобы все прошло гладко.

В наши дни говорят, что можно потереть и лапы. При этом некоторые верят, что нос Ирмы приносит удачу на экзаменах, а лапы – только на зачетах))

В вестибюле «Площади революции» установлено 76 повторяющихся скульптур рабочих, крестьян, стахановцев и военных, созданных Матвеем Манизером, которых жители и гости столицы также касаются на счастье. 

После носиков Ирмы по популярности следуют туфелька студентки и гребешок петуха. Говорят, что если их потрогать, то день пройдет без сучка и задоринки.
Студентка с книжкой в руках считается помощницей в любовных делах. Если подержаться за ее туфлю, бронзовая девушка подарит успех на свидании))

 

Что касается петушиного гребешка, то считается, если ты его потрогаешь, то в этот день вкусно поешь)) Другие уверяют, что петух приносит финансовое благополучие и повышение зарплаты. А в подол птичницы, которая при петухе, еще и кидают записки с пожеланиями.

Есть и такие, кто считает, что петух наоборот приносит несчастья. Одни говорят, что тереть его клюв нельзя ни в коем случае, а не то «случится что-то ужасное». Другие приписывают темную силу только одному из четырех петухов, при этом не говоря какому.

Чекист с револьвером – покровитель в борьбе с врагами, матрос исполняет желания, связанные с путешествиями, карандаш молодого ученого обеспечивает удачу в научной деятельности. А вообще, судя по заметкам в Интернете, сейчас трут все, что душа пожелает - грудь спортсменки, палец и лапоть крестьянина, ножку ребенка и колено рабочего))

В 2014 году краевед Александр Можаев обращался к руководству Метрополитена и Департамента культурного наследия с просьбой взять скульптуры под охрану или хотя бы повесить предупреждающие таблички. Ему ответили, что поверхность фигур покроют специальным средством, предотвращающим стирание рельефа. Судя по затертостям, либо так до сих пор и не покрыли, либо это не помогает.

Помимо выступающих частей тела и одежды большой популярностью пользуется оружие: натерты и местами непонятно каким образом отломаны и украдены (!) наган (говорят, он приносит удачу в денежных делах), граната, приклад винтовки, а также циркуль и шестерня в руках молодого инженера.  

Ну а теперь расскажу историю из книги «Темная сторона Москвы» Марии Артемьевой - сборника московских городских легенд, путеводителя по скрытому от посторонних глаз "зазеркалью" Москвы. 

Если верить автору, на самом деле это вовсе и не собака пограничника, а древнеегипетское божество Анубис с телом человека и головой собаки - проводник умерших в загробный мир. А тем, кто не верит в это, предлагается сравнить овчарку и статуэтку Анубиса из египетского зала Пушкинского музея в Москве.

В книге тоже говорится, что традиция гладить нос собаке пошла от студентов-бауманцев. Вроде как с давних времен в Бауманке имелось тайное общество, которое почитало древних богов, и именно его члены – посвященные инженеры строили московский метрополитен. И неслучайно они выбрали для станции красный мрамор, бронзу, 19 скульптур, связанные с Анубисом - проводником подземного мира, каким метрополитен является тоже. 

Отрывок из книги.
«Звезда Анубиса – Сириус, число его – 9. Девятка, или эннеада, - первый квадрат нечетного числа. Ее ключевые слова: океан и  горизонт, потому что за девяткой ничего нет, кроме числа десять. Девятка – граница всех начальных чисел, число смерти, силы, энергии и войны, символ неуничтожимой материи и вечно возрозждающего бытия, так как сумма цифр любого числа, кратного девяти, дает число девять. Металл Анубиса – железно и бронза, цвет его – цвет Марса, красный, и камень его – черный и красный мрамор».
Красный мрамор, бронза... Ничего не напоминает?

А теперь держимся за стулья, господа наивные студенты! Если кому-то кажется, что все это фигня, давайте считать. В нумерологии по традиции Пифагора магическими числами считаются только натуральные числа до девяти, поэтому все значимые цифры какого-либо числа обычно складываются – до тех пор, пока число не примет вид однозначного простого числа. На станции 19 скульптурных композиций: это число 10, то есть ВСЕ СУЩЕЕ, символ мира-космоса. Каждый композиция повторена 4 раза – это СВЯЩЕННЫЙ КВАДРАТ ПИФАГОРА. Всего композиций 76, то есть, опять-таки – 7+6=13=1+4=4 – священный квадрат. Но главное, конечно, девятка, знак Анубиса. У масонов есть орден Девяти Избранных Рыцарей. Так вот, посмотрите на код станции с «собачкой» - это число печатается на всех одноразовых электронных билетах (на 5, 10 и 20 поездок) при проходе турникет. Код станции – 045. 0+4+5=9. Число Анубиса. 
И вы все еще думаете, что это случайность?»

Так написано в книге Марии Артемьевой.  

А дальше идет мистическая история парня, чей дедушка строил станции метро в 30-х годах. Как будто однажды в тоннеле завалило целую бригаду вместе с инженером Иноземцевым (из Бауманки). Вытаскивать их было рискованно, потому что завалить могло и спасателей. На помощь вызвали его друга, тоже инженера, с которым они когда-то учились и работали вместе (то есть тоже из Бауманки). Тот сказал, что нужно ждать до 11 вечера, а ровно в 23.00 (час Анубиса и час смерти, когда Солнце уходит в Страну ночи) из темноты донеслось рычание, и из завала вылезли огромный черный пес с гигантской пастью и пропавший инженер, который держался за его холку. Инженер выглядел странно – глаза были полузакрыты, а голова свисала как у куклы. При ошарашенных спасателях (среди которых и был дедушка парня) он сообщил другу, что бригада жива, что копать надо не с северной стороны, а левее, иначе там почва сильнее осядет, и крепить надо так-то. После этого исчез вместе с псом в завале. Бригаду спасли, кроме Иноземцева - он погиб сразу при завале.

Вот такая история! Верить в это или не верить – ваше дело, но все же, на мой взгляд, легенда получилась очень увлекательной!))

Пока я фоткала Белку (на это ушло около десяти минут максимум), на моих глазах ко всем четырем собакам потереть носы подходили самые разные люди. Это были и подростки, и влюбленные пары (кстати, говорят, если пара трет нос, то в их отношениях будет верность), и взрослые мужчины и женщины. Причем у всех был очень серьезный вид.

А вы бы потерли пёсиков?))

www.spletnik.ru

станция метро «Площадь революции» в Москве 🚩 Астрология и эзотерика

Инструкция

Станция «Площадь революции» Арбатско-Покровской линии – одна из самых первых станций московского метрополитена, была сдана в эксплуатацию в довоенном 1937 году. Уникальность этой станции придают 76 бронзовых скульптур, размещённых в арках как вдоль платформ, так и в центральном зале. Эти скульптуры – застывшие живые символы времён Октябрьской революции, гражданской войны и последующих лет становления советской власти: солдаты, матросы, колхозники, рабочие, пионеры и школьники – по 4 экземпляра каждой скульптуры (точнее, только 18 представлены четырежды, а две – дважды). Пассажиры московского метро, находясь на станции «Площадь революции», могут наблюдать, как постоянно около той или иной скульптуры останавливаются люди и начинают тереть и поглаживать какие-то бронзовые элементы, причём все эти элементы уже отполированы до зеркального блеска.

Особенной популярностью пользуется скульптура пограничника с собакой. Пограничник особо никого не интересует, а вот собака, точнее – четыре собаки – постоянно в центре внимания. Традицию гладить нос бронзовому животному придумали в 1938 году студенты МГТУ имени Баумана, который находится на той же ветке метро на станции «Щёлковская». Кто-то из студентов решил, что если перед экзаменом погладить собачий нос, то экзамен будет сдан успешно. Затем появилось мнение, что поглаживание лапы собаки принесёт удачу на зачёте.
Изначально «волшебной» считалась только одна из четырёх собак – та, что находится при выходе из третьего вагона с конца поезда по направлению из центра к «Щёлковской». Позднее все четыре пса были наделены магическими свойствами, и к ним потянулись студенты не только «Бауманки», но и других вузов. Смешно, но иногда в разгар сессии около бронзовых собак собираются целые толпы или даже выстраиваются очереди студентов. Некоторые перед экзаменом специально едут к собаке «за удачей», даже если вуз находится на другом конце Москвы. Можно наблюдать сцены, когда из подъехавшего поезда выскакивает молодой человек или девушка, хватает собаку за нос, а затем успевает впрыгнуть обратно в вагон до того, как двери закроются. Высший пилотаж – потереть носы всем четырём псам, тогда в зачётке точно будет минимум «четыре».
Со временем собаку полюбили не только студенты, но и прочие граждане: гладят нос и лапы на удачу, на везение в делах, просто для того, чтобы день был удачным. Некоторые мимолётно касаются скульптуры, проходя мимо, а иные подолгу стоят, что-то бормочут и чуть ли не молятся на бронзовое животное. Исполняет ли собака желания? Весьма вероятно, иначе не пользовалась бы такой популярностью.

Ещё одна любимая пассажирами станции «Площадь революции» скульптура – птичница с петухом и курицей. Считается, что если потереть клюв петуха, то непременно произойдёт улучшение материального положения: человека ждёт премия, повышение в должности, прибавка к зарплате. В результате клюв петуха блестит как золотой. Однако есть и другое мнение, что петуха и тем более его клюв не просто гладить, но даже и случайно касаться нельзя – это может принести несчастье. Поэтому если кто-то хочет поэкспериментировать – четыре петуха ежедневно к вашим услугам.

Девушки, стремящиеся к обретению серьёзных отношений с молодым человеком или даже к замужеству, подходят к статуе студентки, читающей книгу. Достаточно потереть бронзовую туфельку – и можно ждать своего принца! Студентка с туфелькой «помогает» также тем, у кого уже есть пара, и ей угрожает разлад: прикосновение к туфельке предотвратит несчастную любовь.

Скульптура матери с ребёнком также, естественно, привлекает молодых девушек и женщин. Логично, что различных деталей этой скульптуры касаются те, у кого есть желание родить ребёнка, а также беременные, обращающиеся с просьбой о благополучных родах. Иногда можно увидеть представительниц слабого пола, которые проводят ладонью по груди бронзовой женщины – можно только предполагать с какой целью.

Магическими свойствами люди наделили и скульптуру матроса с наганом в руках. Именно этот наган является предметом внимания: если его потрогать, а лучше – потереть, то удача в бизнесе будет обеспечена! Дуло нагана поглаживают перед заключением договоров и важных сделок. Несколько раз наган вообще пропадал из рук матроса – «волшебное» оружие просто нагло воровали, но реставраторы каждый раз заботливо восстанавливали скульптуру.

www.kakprosto.ru

Зачем москвичи трут нос собаке на станции метро Площадь Революции? Как начали тереть в год собаки, так и трут...

Эта традиция появилась у студентов Бауманки. ПРотереть нос собаке "на счастье" - перед экзаменами и т. д. Суеверие конечно. А теперь оно разрослось до серьезных масштабов - сколько Бауманка спецов уже выпустила? Вот люди еще теперь по старой памяти погладят собаку, вспоминают молодость, студенческие годы.. . Молодость всегда приятно вспоминать.. . Хоть и суеверие...

Просто так исторически сложилось. В Голландии Мальчик Пис, а у нас собака в метро. Там еще за револьвер у рабочего все хватаются. Уже дуло стерлось.

Нет! это не языческий храм! Просто напросто самое что ниесть суеверие которое перерасло в привычку!

Известный факт! Народная примета! Даже в Играх на ТВ часто спрашивают об этом: -) Люди трут собачке нос, чтобы заветные желания сбывались, а студенты успешно сдавали бы все экзамены: -) Нужны людям элементы язычества, как бы там ни было, нужны!

Идолопоклонство самое натуральное, впрочем чему удивляться все в Библии описано.

В любой стране что то трут! Мы трем носик. Очень даже мило.

Предрассудки .

Благодарю за ответ) а то никак не мог вспомнить, зачем... надо будет съездить) ради носика собачки)

touch.otvet.mail.ru


Смотрите также