Психоанализ раннего детского возраста шпиц р


Шпиц, Рене Арпад — Википедия

Слово «Шпиц» имеет и другие значения. В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Спитц.

Ренé Арпад Шпиц (допустимо также Спитс, Спиц; англ. René Árpád Spitz; 29 января 1887, Вена — 14 сентября 1974, Денвер) — австро-американский психоаналитик.

Рене Шпиц родился в Вене, Австрия (Австро-Венгрия). Большая часть детства прошла в Венгрии. Изучал медицину в Будапеште, Лозанне, Берлине. В 1911 прошёл учебный курс у Зигмунда Фрейда. С 1926 работал в Вене, с 1930 — в Берлинском психоаналитическом институте, с 1932 — в Парижском педагогическом институте. После эмиграции в США (1939) работал психиатром в больнице, приглашённым профессором психологии в нескольких университетах, с 1956 — профессор психиатрии в Колорадском университете.

В 1935 году Рене Шпиц приступил к систематическим исследованиям в области детского психоанализа, при этом он основывался на идеях своего учителя — З. Фрейда. Используемые Шпицем методы: прямое наблюдение, киносъёмка, тестирование младенцев, лонгитюдные исследования. Шпиц был одним из первых учёных, проводивших интегрированные, экспериментальные психоаналитические исследования младенцев. Шпиц изучал созревание и развитие психологической сферы личности ребенка: коммуникации, языка, взаимоотношений между матерью и ребёнком как фактора, решающе сказывающегося на развитии всех социальных отношений.

Шпиц выявил последствия для интеллектуального и аффективного развития ребенка, возникающие при раннем разлучении с матерью и при отсутствии или ограничении взаимоотношений с другими людьми. Для частичной эмоциональной депривации Шпиц ввел термин «анаклитическая депрессия». Он пришел к выводу, что потребность в контакте появляется у ребенка в возрасте 6 месяцев. Именно тот факт, что до полугода младенец имел контакт с любящей матерью, а потом его лишился, является причиной возникновения анаклитической депрессии. Если мать возвращается до истечения срока три-пять месяцев с момента разлуки, то младенец выздоравливает. Более длительная разлука с любимым объектом в случае, когда другие объектные отношения за это время не возникают, приводит к необратимым изменениям в психике ребенка, ребёнок не развивается нормально физически, умственно и духовно. Эту полную депривацию Шпиц называл «госпитализм».

В 1945 году Шпиц исследовал госпитализм в детских воспитательных домах. Результаты его работы доказали, что неблагоприятные депривационные условия во время первого года жизни ребёнка наносят непоправимый ущерб его психосоматическому развитию, в экстремальных случаях приводят к смерти ребенка. И наоборот — правильная организация окружающей среды является предпосылкой нормального развития и функционирования психики.

Также интерес представляют выявленные Шпицем различия в последствиях депривации, наблюдаемые у детей разного возраста: в случае, когда разлука с матерью происходит лишь на втором году жизни, можно в большей степени надеяться на обратимость изменений личности ребенка.

Фильм «Психогенные нарушения у младенцев» (Psychogenic Disease in Infancy)(1952), снятый Шпицем при обследовании депривированных детей, иллюстрировал катастрофические последствия лишения материнской любви и явился толчком к изменению правил содержания детей в домах малютки, приютах и больницах.

Большое внимание Рене Шпиц уделял изучению патологии объектных отношений мать—дитя: отвержение, сверхзаботливость, чередование баловства и враждебности, циклические смены настроения матери. Указал на прямую связь патогенного материнского поведения с психотическими расстройствами у младенцев, причем вредными являются как качественные факторы — неправильные отношения матери и ребенка, — так и количественные — недостаточные отношения. Шпиц составил этиологическую классификацию психогенных болезней младенчества и их связь с материнскими установками.

Рене Шпиц пытался понять, как младенец воспринимает человеческое лицо, выделить наиболее важные его части.

Для описания стадий созревания личности человека в раннем детстве предложил теорию «организаторов психики»[1] — факторов, управляющих процессом перехода от прежнего уровня развития к следующему. Согласно этой теории, таких организаторов три, им соответствуют три видимых индикатора развития психики:

  1. реакция ответной улыбки, которая появляется в трехмесячном возрасте;улыбка является индикатором того, что ребенок открыл для себя существование Я и не-Я и готов к установлению взаимоотношений;
  2. тревожность восьмимесячных — «страх постороннего»; возникает способность отличать знакомых и близких людей, возрастает роль социально-психологического и эмоционального влияния окружающих на развитие личности ребенка;
  3. возникновение отрицательного жеста и слова «нет»; это происходит, когда ребенку исполняется около полутора лет, и сигнализирует о начале сложной умственной работы, возможности заменить действие коммуникацией; все общие слова, которые ребенок использовал до 18 месяцев, были обращениями, выражали его потребности, а слово «нет» имеет характер описания, это элемент речи взрослого.

Эти три самые ранние стадии психологического развития имеют чрезвычайное значение. По словам Р.Шпица «они являются предчеловеческими ступенями на пути к очеловечиванию»[1]. Нарушение развития на любой из этих стадий выражается в использовании более ранних способов влияния на окружающих, препятствует установлению человеческих социальных отношений.

Хотя отдельные положения этой теории подвергались критике[2], она стала основой для дальнейших исследований наиболее сложного для изучения периода становления человеческой личности.

Шпица волновало ухудшение условий в современном обществе, необходимых для нормального развития ранних объектных отношений матери и ребенка, и в связи с этим он писал о необходимости создать превентивную социальную психиатрию[3].

  • «Госпитализм — исследование генезиса психических заболеваний в раннем детстве» (1945)
  • «Анализ депрессии. Психоаналитическое исследование ребенка» (1946)
  • «Психогенные нарушения в младенчестве — попытка их этиологической классификации» (1952)
  • «Возникновение первых отношений» (1954)
  • «От младенца к маленькому ребенку» (1956)
  • «Нет и да. О развитии человеческой коммуникации» (1957)
  • «Теория генетического поля формирования Эго. Её значение для патологии» (1959)
  • «Ответная улыбка» (1946, в соавт. с К. М. Вульф)
  • «Первый год жизни. Психоаналитическое исследование нормального и отклоняющегося развития объектных отношений» (1965, в соавт. с У. Годфри Коблинер)
  • Шпиц Р. А., Коблинер У. Г. Первый год жизни. Психоаналитическое исследование нормального и отклоняющегося развития объектных отношений/ Пер.с англ. Л. Б. Сумм. Под ред. А. М. Боковикова. — М.: Академический Проект, 2006
  • Шпиц Р. А. Психоанализ раннего детского возраста/Пер. с англ. — Канон+РООИ «Реабилитация», 2015
  • Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2 т/Под редакцией В. В. Лебединского и М. К. Бардышевской. — М.: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2002
  1. 1 2 Рене А. Шпиц. Психоанализ раннего детского возраста/Пер. с англ. — Канон+РООИ «Реабилитация», 2015
  2. ↑ Боулби Дж. Привязанность. — М.: Гардарики, 2003
  3. ↑ Рене А. Шпиц. Первый год жизни. Психоаналитическое исследование нормального и отклоняющегося развития объектных отношений (1965, в соавт. с У. Годфри Коблинер)

ru.wikipedia.org

Шпиц Р. Психоанализ раннего детского развития.


ТОП 10:

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 4Следующая ⇒

Шпиц Рене Арпад - психоаналитик и психиатр, известен своими исследованиями детей, в которых широко использовал метод прямого наблюдения и киносъемок. Съемки Шпица отстающих в развитии малышей, пустым взглядом смотрящих в камеру, драматически иллюстрируют разрушительные последствия лишения младенцев матери. Кроме нарушения объектных отношений, Шпиц документально продемонстрировал у этих младенцев нарушения инстинктивной жизни, Эго, когнитивного и моторного развития и показал, что в экстремальных случаях лишение матери приводит к смерти ребенка. Изучал восприятие младенцами человеческого лица, определяя те его части, которые являются наиболее важными стимулами для ребенка. Пытался трактовать возникновение улыбки у трехмесячных детей как символ перехода от принципа удовольствия к принципу реальности, когда подсознание и предсознание начинают отделяться друг от друга и возникают первые элементы "Я". Исследовал "трехмесячный смех" и "восьмимесячный страх" ребенка. Разработал идею "сбивчивого диалога". Пришел к заключению, что аффективное развитие предшествует перцептивному и когнитивному.

Шпиц развил свои идеи с помощью лабораторных экспериментов, посвященных прежде всего роли аффекта и диалога. Шпиц пришел к выводу, что аффективная взаимность между матерью и младенцем стимулирует младенца и позволяет ему исследовать окружающий мир, способствуя развитию моторной активности, когнитивных процессов и мышления, интеграции и формированию навыков. Он понимал взаимность матери и младенца как сложный многозначный невербальный процесс, оказывающий влияние как на младенца, так и на мать, и включающий аффективный диалог, который является чем-то большим, чем привязанность младенца к матери и связь матери с младенцем.

Шпиц также уделил особое внимание ранним стадиям развертывания объектных отношений и компонентам, необходимым для установления либидного объекта (младенец явно предпочитает мать всем остальным объектам). Он сформулировал три стадии формирования либидного объекта: 1) предобъектная или безобъектная стадия, предшествующая психологическим отношениям; 2) стадия предшественников объекта, начинающаяся с социальной улыбки в два или три месяца и связанная с началом психологических отношений; 3) стадия собственно либидного объекта

Рассмотрим три феномена, которые интересуют нас с точки зрения их соответствующей функции. Существует ярко выраженное феноменологическое сходство между укореняющим поведением и семантическим сигналом «нет», демонстрируемым покачиванием головой. Укоренение является поведением, связанным с обращением к объекту, приближением, поведением, обеспечивающим выживание новорожденного, это — поведение подтверждения. В отличие от него патологические негативные цефалогирические движения лепривированных детей определенно имеют значение отказа, нежелания вступать в контакт, отрицания. Семантический сигнал «нет», демонстрируемый покачиванием головой, также имеет значение отказа и отрицания. Значением этого последнего жеста является не только отказ; следует помнить, что он является семантическим сигналом, сообщающим об этом отказе другому человеку.

Укореняющее поведение - является симптомом стремления к объекту, индикатором потребности младенца; оно возникает интероцептивно, то есть в ответ на внутреннее переживание. Таким образом, эти два феноменологически сходных движения имеют диаметрально противоположный смысл: если семантический сигнал «нет» представляет собой отказ, то укореняющее поведение представляет собой стремление к объекту.

Идентификация и имитация - играют заметную роль в достижении семантического значения, Предстадии идентификации проявляются в ранней жестовой идентификаиии ребенка. Они возникают после шестого месяца жизни, отчасти в форме посредственной имитации, отчасти в более развитых формах. Идентификация с жестом, равно как и последующие проявления идентификации, будут играть заметную роль в процессах научения ребенка.

На возрастной ступени девяти — двенадцати месяцев, на которой развивается примитивный жест идентификации, ребенок приходит к первому пониманию приказаний и запретов. Первое смутное понимание запретов ребенком переживается во взаимодействии между ребенком и взрослым.

Тезис гештальтпсихслогии. Зейгарник доказала, что незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные. Если мы рассмотрим проблему запрещающего «нет» взрослого в свете открытий Зейгарник, то становится очевидным, что для ребенка каждый запрет, будь он вербальным, с помощью жеста или сочетанием того и другого, сдерживает действие, начатое ребенком. Поэтому все большее число запретов оставляет после себя такое же число незавершенных «задач». Таким образом, их общий элемент, «нет», запрещающий жест или слово, способен стать запомнившимся инвариантным фактором.

Психоаналитическая гипотеза— основывается на представлении о том, что каждый запрет означает фрустрацию. Запрещаем ли мы деятельность ребенка, или не позволяем ему получить что-то, чего он желает, или же мы не согласны с формой, которую он хочет придать своим объектным отношениям, мы всякий раз будем фрустрировать влечения его Ид. Поэтому мнемические следы запретов, жесты или слова, в которых мы их выражаем, будут наделены чувственным тоном отказа, поражения, воспрепятствования, разрушения планов— одним словом, фрустрации. Именно этот весьма специфический аффективный заряд обеспечивает прочность следа памяти запрещающего «нет», будь это жест или слово.

Переход от пассивности к активностиПервым большим шагом в активном социальном поведении является реакция улыбки у младенца. С этого момента его активность быстро развертывается, следуя вдоль линий соматических достижений, пока не возникает второй важный шаг в развитии — тревога восьми месяцев. Ее пришествие знаменует, поворотный пункт, с которого начинается распространение психической активности; оно будет сопровождать усиление физической активности, которое становится возможным благодаря созреванию мускулатуры и развитию мышечной координации.

В терминах тревоги восьми месяцев то, что мы наблюдаем, может быть понято следующим образом: лицо незнакомого человека сравнивается со следами памяти лица матери, и обнаруживается ее отсутствие. Это не мать, ее по-прежнему нет. Неудовольствие переживается и проявляется.

Первый год жизни можно подразделить на три отдельных периода или стадии.

Созревание и развитие

1. Наследственное оснащение представляет собой совокупность филогенетически сформированных и унаследованных данностей новорожденного — физических и психологических. Так, например, новорожденный появляется на свет с двумя глазами, но только с одним ртом; с двумя почками, но лишь с одной печенью и т.д., а также с другими физическими свойствами, включая сопротивляемость заболеваниям, скорость метаболизма и т.д. Другие важные компоненты этого оснащения охватывают эпигенетически развертывающиеся задатки, врожденные пусковые механизмы, а также то, что мы называем «темпераментом», скоростью реакции, реакцией на стресс, и все остальное, чем наделен новорожденный.

2. Созревание является процессом прогрессирующих изменений и роста, которые происходят в физическом и психологическом секторах организма младенца. В основе этих изменений лежат внутренние передаваемые по наследству факторы, формирующие часть наследственного оснащения у новорожденного.

3. В отличие от Гартманна, Криса и Лёвенштейна мы разграничиваем психологическое развитие и биологическое ( Рапапортом).

Термин «психологическое развитие» включает в себя изменения, которым подвергается наследственное оснащение (как созревание, так и другие внутренние факторы биологического развития) отчасти в силу внешних обстоятельств, отчасти под давлением или при содействии факторов, влияющих на созревание и биологическое развитие. Термин «биологическое развитие» -является предфункциональным и предадаптированным, кумулятивным, прогрессивным и автономным. Факторы, способствующие этому развитию, являются в основном «конституциональными», внутренне присущими растущей системе, и лишь частично — «привходящими», внешними по отношению к ней, то есть факторами окружающей среды.

Описал стадии развития объектных отношений:

1) Нарциссическая (первые 2 недели жизни): нет дифференцируемого объекта

2) Анаклитическая (Стадия предобъектных отношений) : отношения нужды

Грудь и лицо

3) Объектная ( второе полугодие первого года)

Мать-объект, улыбка

8 мес.- страх перед незнакомцами, постоянство объекта

4) Стадия дифференцированных объектных отношений (второй год жизни)

Дифференцирование от матери




infopedia.su

Р. Шпиц "Психоанализ раннего детского возраста".

«Нет» и «да» О развитии человеческой коммуникации

Моей жене посвящается

При анализе мы никогда не обнаруживаем «нет» в бессознательном...

Фройд (1925)

1. Введение

Психоанализ как метод исследования использует в качестве своего инструмента коммуникацию, как вербальную, так и невербальную. Этот факт настолько банален, что вряд ли когда-либо открыто упоминался. Удивительно, как мало работ о коммуникации опубликовано психоаналитиками1 и насколько разрозненны немногочисленные книги и статьи, посвященные этой теме (Kris, Speier, et al., 1944; Kasanin, 1944; Rapaport, 1951; Meerloo, 1952; Mittelmann, 1954; Loewenstein, 1956). Разбросанные в литературе положения большей частью касаются вербальной коммуникации. Первым, кто опубликовал объемную работу о значении изменения позы тела во время аналитического лечения, был Феликс Дойч (1948, 1948, 1952).

Что касается онтогенеза вербальной и невербальной коммуникации, единственными статьями поданной проблеме, попавшими в поле моего зрения, явились статьи Хуг-Хельмут (1919, 1921), Шпильрейн (1922), Куловеси (1939), Шугара (1941), Кристоффеля (1950) и Грин-сона (1954).

Самое раннее упоминание данного предмета встречается у Хуг-Хельмут. В ее утверждениях, даже в большей степени, чем в утверждениях Шпильрейн, инфантильному оральному поведению приписываются значения, которые имеет поведение взрослых; эти утверждения либо не подкрепляются наблюдением, либо являются огульными обобщениями для всех младенцев, сделанными на основе единственного изученного случая. Утверждения Куловеси в небольшой статье в равной мере неубедительны и мало чем способствуют нашему пониманию данного вопроса.

Мы будем называть коммуникацией любое заметное изменение поведения, намеренное или ненамеренное, направленное или ненаправленное, с помощью которого один человек или несколько людей могут оказывать влияние на восприятие, чувства, эмоции, мысли или действия одного или нескольких человек, независимо от того, является ли это воздействие умышленным или нет.

В отличие от этих работ статья Кристоффеля, посвященная эмбриональному и раннему детскому поведению, хотя она и не основана на личных исследованиях, изобилует данными наблюдения и сообщениями, почерпнутыми из современной и более ранней литературы. Остается только сожалеть, что она не была доведена до конца и не проработана более полно.

Очевидно, что психоаналитикам, которые имеют дело главным образом с вербальными сообщениями взрослого человека, придется предпринять более систематическое исследование самых ранних, архаических форм коммуникации в младенческом возрасте, если они хотят прийти к пониманию взрослой коммуникации, с одной стороны, и основ процесса мышления — с другой. В свете того факта, что акцент постоянно делается на генетических аспектах психоанализа, удивительно, что подобное исследование не было предпринято давным-давно.

Это тем более удивительно, что Фройд, как мы видим, не только отчетливо понимал это с самого начала, но и вполне явно об этом говорил. Было бы полезно продолжить исследование многочисленных форм, в которых он описал связи между вербальной функцией и мыслительными процессами. Что касается невербальных проявлений, то имеет смысл вернуться к разъясняющей самой ранней формулировке Фройда в «Проекте научной психологии» (1895а). Здесь, говоря о попытке разрядить импульс, высвобождаемый по моторным путям, он утверждает, что первый путь, которым следует импульс, ведет к внутреннему изменению (например, эмоциональная экспрессия, пронзительный крик или сосудистая иннервация). Далее он говорит, что такая разрядка сама по себе не может привести к ослаблению напряжения. Ослабление напряжения может быть достигнуто лишь через действие, ведущее к изменению во внешнем мире; такое действие человеческий организм не способен произвести на ранних стадиях своего развития. Поэтому для облегчения своего состояния ребенку необходимо заручиться посторонней поддержкой, например, через крик о помощи. И он утверждает: «Этот путь разрядки приобретает, таким образом, крайне важную вторичную функцию — функцию обеспечения понимания1 с другими людьми. а первоначальная беспомощность человеческих существ является, следовательно, первичным источником всех моральных мотивов».

Это важное утверждение было высказано в 1895 голу. Оно содержит все принципиально необходимые мысли для понимания истоков коммуникации. В нем за этим наиболее ранним процессом четко закрепляются две функции: с субъективной точки зрения новорожденного эта «коммуникация» представляет собой лишь процесс разрядки. Однако этот процесс разрядки, который с позиции младенца является выражением его внутреннего состояния, воспринимается! В оригинале на немецком Фройд (1895) использовал термин Verstandigung, который в данном контексте относится в первую очередь к коммуникации с матерью как призыв к ее помоши. Она будет реагировать на него и устранять напряжение у младенца (например, кормя его, когда он голоден). Тем самым ненаправленный процесс разрядки у младенца достигает результата благодаря посторонней помощи. Таким образом, этот постоянно повторяющийся цикл представляет собой начальную стадию коммуникации и объектных отношений.

Сама по себе попытка младенца достичь непосредственной моторной разрядки напряжения является безуспешной, однако в качестве побочного ее продукта развивается вторичная функция этого же процесса. Фройд обсуждает это в следующей главе указанной монографии.

Установление этой вторичной функции разрядки, а именно направленной коммуникации у младенца, относится к более поздней стадии развития. Предпосылкой этого является то, что у младенца уже развились восприятие и память, и поэтому он может связать слуховое восприятие собственного крика со следами памяти о редукции напряжения, которая наступает вслед за этим благодаря окружению. Хотя здесь и можно уже говорить о более продвинутом цикле в психическом развитии ребенка, это пока еще всего лишь ранний предвестник вербальной коммуникации. В течение многих месяцев коммуникация младенца будет происходить на этом архаическом уровне, пока из нее не возникнет вербальная коммуникация.

В данной работе мы собираемся исследовать довербальную коммуникацию. То есть мы будем исследовать феномены, происходящие задолго до использования слов и уж тем более задолго до овладения собственно речью.

Если мы попытаемся перечислить последовательные этапы в процессе обретения вербальной коммуникации, это послужит прояснению наших концептов. Первым из этих этапов является непосредственная разрядка напряжения у новорожденного. Этот этап я обсуждал в статье «Первичная полость» (1955а). На следующем этапе развития младенца приобретается вторичная функция этого процесса разрядки; младенец, у которого развились функции восприятия и памяти, связывает собственный крик с устранением напряжения, которое обеспечивает окружение. В терминах теории речи Кайла Бюлера (1934), где он выделяет в общем феномене речи три функции, а именно выражение, обращение и описание, вышеописанный первый этап представляет собой выражение, а второй этап — обращение. Бюлер намеренно ограничил свой подход описательной функцией речи.

В фокусе нашего интереса будет находиться феномен, который нельзя классифицировать в терминах трех категорий Бюлера. Тем не менее хронологически он совпадает с развертыванием и достижением второго этапа. Этот феномен представляет собой начало интенциональной коммуникации.

Но даже это утверждение требует уточнения. Как правило, термин «коммуникация» понимается неверно, поскольку предполагается, что он имеет отношение только к произвольно направленному взаимному обмену сигналами. Однако знаки процессов, происходящих в существах, которые вообще не имеют намерения вступать в коммуникацию, также являются формой коммуникации. Примером этому может служить устройство, с помощью которого в недавнем прошлом изучалась коммуникация, а именно телефон. Когда звонит телефон, тем самым подается интенциональный сигнал, сообщающий нам, что в данный момент следует ожидать коммуникацию по телефону. Но когда мы находимся рядом с телефоном и слышим низкий гудящий звук, то понимаем, что трубка не лежит на рычаге. Все, что мы слышим, — это гудок, который мы используем как индикатор, информирующий нас о состоянии телефона; но это не является направленной на нас интенциональной коммуникацией. Разновидность коммуникации, которую мы будем исследовать у младенца, имеет ту же природу, что и гудок телефона — во всяком случае та ее часть, которая послужит отправной точкой данного исследования. Эта коммуникация проявляется посредством определенных изменений в общем поведении младенца, имеющих в основном временный характер.

Эти изменения не совершаются с целью сообщить нам о чем-либо; тем не менее они говорят нам нечто о том, что происходит с младенцем. Они центрированы на себе подобно языку животных. Биренс де Хаан (1929) предложил прекрасную формулировку для разграничения языка животных и человеческой речи, определив речь животных как эгоцентрическую 1, а человеческую речь как аллоцентрическую. Коммуникация, которую мы исследуем у младенца, является эгоцентрической, поскольку она представляет собой феномен разрядки, ненаправленный и неинтенциональный, возникающий в ответ на внутренние процессы. Даже когда такая разрядка наступает в результате внешней стимуляции, она не является ответом на стимул как таковой. Скорее она является результатом процессов, которые вызывает у младенца стимул. Таким образом, даже когда новорожденный отвечает на стимул, этот ответ является лишь индикатором процессов, происходящих внутри него.

Я хочу подчеркнуть, что поведение новорожденного можно рассматривать как коммуникацию лишь в значении индикатора; но поскольку новорожденный своим поведением что-то нам сообщает, мы можем использовать это поведение в качестве отправной точки нашего исследования.

Однако не следует забывать, что коммуникация по типу индикатора имеет место не только у нормального, здорового младенца, но и в случаях патологии. Более того, в этих случаях мы склонны уделять особое внимание таким коммуникациям; именно в таких состояниях индикатор воспринимается каждым как симптом того, что происходит с младенцем.

Таким образом, коммуникации, встречающиеся при патологических процессах, свидетельствуют о том, что все проявления в этом раннем возрасте суть индикаторы как патологических, так и нормальных процессов, происходящих внутри субъекта. Как и во многих других случаях психоаналитического исследования, основываясь на патологии, мы можем сделать вывод о том, что относится к норме. Поэтому мы должны будем включить в наш подход также тщательное исследование проявлений жизнедеятельности младенца в состояниях патологии.

1 Использование де Хааном термина «эгоцентрический» не связано с психоаналитическим значением понятия «Эго». Эгоцентрический означает для де Хаана «центрированный на субъекте». Называя речь животных эгоцентрической, де Хаан имеет в виду, что она не адресована другому животному, а является выражением внутренних процессов. То же самое относится к новорожденному, у которого Эго не существует.

 

 

раздел "Книги"

 

psychic.ru

Психоанализ раннего детского возраста | Шпиц Рене

Шпиц Рене

Психоанализ раннего детского возраста ПСИХОЛОГИЯ,ЧЕЛОВЕК Название: Психоанализ раннего детского возраста Автор: Шпиц Р. Издательство: Университетская книга, ПЕР СЭ Годиздания: 2001 Страниц: 160 Формат: doc Размер: 1,11 mb ISBN 5-9292-0025-4, 5-323-00002-3 Качество: хорошееВошедшие в эту книгу две работы Рене Шпица, одного из основоположников и наиболее ярких представителей генетического направления в психоанализе, посвящены изучению ранних механизмов становления детской психики. С психоаналитических позиций, опираясь при этом на современные достижения этологии, эмбриологии, детской психологии и медицины, автор рассматривает онтогенез социальных отношений ребенка, развитие его мышления и формирование общих представлений. Особое внимание уделяется начальной стадии семантической и вербальной коммуникации ребенка и возникновению семантического жеста `нет` - первого целенаправленного акта человеческой коммуникации. Книга адресована в первую очередь детским психологам и психоаналитикам, а также широкому кругу читателей, интересующихся современными направлениями в психологии и в психоанализе.Содержание«Нет» и »да». О развитии человеческой коммуникации... 5Предисловие... 71. Введение... 92. Паттерн поведения у детей, подвергшихся депривации... 133. Негативные цефалогирические движения... 144. Онтогенез цефалогирического поведения... 16Избегание... 17Укореняющее поведение... 195. Отступление в филогенез... 216. Изменение функции... 287. Идентификация и семантическое значение... 31Идентификация и имитация... 32Запреты и приказания... 34Тезис гештальтпсихологии... 35Психоаналитическая гипотеза... 35Условия, определяющие селективность идентификации... 38Процессы мышления и структура психики... 40Переход от пассивности к активности ... 41Абстракция... 448.Объектные отношения и коммуникация... 45Коммуникация и объектные отношения... 469.Обходный катексис оральной зоны... 51История болезни... 52Психоаналитические соображения,навеянные материалом данного случая... 54Приложение постулатов Левина к случаю Моники... 55Переживание удовлетворения и регрессия... 58Этологическое значение случая Моники... 59Резюме... 6010.Теоретические соображения... 62Укоренение— предстадия коммуникации... 64Избегание— промежуточная стадия... 67Первичные слова... 69Смысл укоренения для матери... 69Размышления о предыстории... 70Реципрокная идентификация... 71«Нет» как абстракция... 7111.Подтверждение и его моторный прототип... 7312.Самость и Эго... 82Самость и ее происхождение… 85Центробежные и центростремительные тенденции... 86Собственно объектные отношения... 88Резюме... 91Ступени в объектных отношениях... 92Ограничение воли... 96Проверка реальности и формирование самости... 97Ограничение воли и анальная фаза... 97Организаторы психического развития... 99Коммуникация как организатор... 101Библиография... 105Теория генетического поля формирования Эго.Ее значение для патологии... 111Созревание и развитие… 114Самый ранний уровень психологического развития... 115Появление предшественника либидинозного объекта и его значение... 117Экскурс в эмбриологию... 122Первый организатор психики... 125Второй организатор психики... 126Зависимое развитие... 128Третий организатор психики... 130Второй экскурс в эмбриологию... 132Дифференциация, интеграция и кумуляция....138Дисбаланс развития... 141Критические периоды… 142Синхронность и интеграция... 147Точки фиксации... 148Выводы для терапии и профилактики... 153Резюме... 155Библиография… 156 85 1 2 3 4 5

bookfi.net

Шпиц, Рене А. - Психоанализ раннего детского возраста /


Поиск по определенным полям

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

author:иванов

Можно искать по нескольким полям одновременно:

author:иванов title:исследование

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND.
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

author:иванов title:разработка

оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

author:иванов OR title:разработка

оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

author:иванов NOT title:разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$исследование $развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

"исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#" перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

#исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

author:(иванов OR петров) title:(исследование OR разработка)

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~" в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~" в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

"исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.
Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO.
Будет произведена лексикографическая сортировка.

author:[Иванов TO Петров]

Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.

author:{Иванов TO Петров}

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

search.rsl.ru

4.4. Рене А. Шпиц и ранние отношения «мать – дитя»

4.4. Рене А. Шпиц и ранние отношения «мать – дитя»

Шпиц (Spitz, 1965) был одним из тех пионеров психоаналитической теории развития, которые пытались опираться на эмпирические наблюдения. Свои теории, подкрепленные опытными данными, он изложил в нескольких книгах. Кроме того, Шпица можно считать одним из первых психоаналитиков-теоретиков, обратившимся к аффектам. Шпиц проводил наблюдения в детских домах, где ему стало очевидно, что отсутствие эмоционального общения, даже при оптимальном уходе и удовлетворении всех физических потребностей младенцев и детей ясельного возраста, приводит к тяжелейшим психическим дефектам, таким как маразм, и эти дети могут даже умереть. Шпиц снял в детдомах несколько фильмов и затем, для обоснования собственных выводов, обратился к экспериментам Харлоу (Harlow et al., 1958), которые проводились на детенышах обезьян. Оказалось, что даже у приматов отсутствие эмоционального общения может привести к плачевным результатам. Шпиц разделил психическое развитие людей на отдельные ступени, на каждой из которых действуют соответствующие «психические организаторы». Психические организаторы для Шпица – это не просто проявление новых структур психического развития. Скорее наоборот, с появлением определенного психического организатора прежние разрозненные тенденции развития начинают интегрироваться, приводя к качественному скачку в развитии.

Шпиц разработал положение о четырех видах психических организаторов. Огромную роль на любых ступенях развития играют аффективное взаимодействие и аффективный диалог между младенцем и первичными объектами.

Улыбку, появляющуюся в возрасте 3 месяца, Шпиц считает первым психическим организатором в развитии Я; он называет этот организатор социальной улыбкой.

Второй психический организатор в развитии Я – это тревога и/или страх перед незнакомыми людьми, испытываемые ребенком в возрасте 8 месяцев. Этот признак свидетельствует о начале развития психической, либидинозно нагруженной константности объекта. Хотя новейшие исследования и показали, что кульминация страха перед незнакомыми людьми (а с ней и центральное структурирующее и динамическое значение опыта разлуки и утраты) приходится примерно на вторую половину второго года жизни и что младенец еще до 8-месячного возраста способен различать знакомые и незнакомые лица, теоретические выводы Шпица являются основополагающими для понимания развития Я (см. главу II.4 «Концепция Малер о кризисе повторного воссоединения» и главу IV.2 «Депрессивная позиция, разработанная Кляйн»). Так называемая стадия упрямства («Нет»), а также достижение константности объекта в начале эдипального развития – это два других психических организатора.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Отношение матери к ребёнку как основа благополучия

В 1965 году в свет вышла книга австро-американского психоаналитика Рене Шпица «Первый год жизни». Являясь последователем З. Фрейда, он был одним из первых, кто изучал детей новорождённого и младенческого возраста.

В книге Рене Шпиц рассматривает проблему отношений между матерью и ребёнком в первый год жизни. Такие отношения были названы объектными. Он изучал, как они складываются, как развиваются, как влияют на развитие личности ребёнка. От качества взаимодействия матери и ребёнка зависит построение последним всех последующих отношений. Кульминацией объектных отношений, заложенных в младенчестве, являются любовные отношения между мужем и женой. Социальная дезадаптация — прямое следствие нарушенных объектных отношений на первом году жизни.

Р. Шпиц выделяет три стадии развития объектных отношений:

1. дообъектная стадия;

2. стадия предтечи объектов;

3. стадия либидозного объекта.

На дообъектной стадии ребёнок ещё не выделяет себя из окружающего мира. Он воспринимает окружающий мир как продолжение себя.

Стадия предтечи объектов характеризуется появлением улыбки ребёнка на любое человеческое лицо. Ребёнок выделяет не само лицо, а знак-гештальт, состоящий из глаз, лба, носа, независимо от того, кому он принадлежит.

На стадии либидозного объекта ребёнок способен выделить лицо мамы и близких ему людей из множества других, т. е. выделяет свои объекты любви, а при появлении незнакомца ребёнок плачет. Это явление Р. Шпиц назвал тревогой восьмимесячных, что является признаком установления либидозного объекта. «Объект — предмет, посредством которого инстинкт достигает своей цели».

В третьей части книги «Паталогия объектных отношений» автор рассказывает о нарушении взаимодействия в диаде мать – дитя. Неудовлетворительные отношения делятся на две категории:

1) неправильные отношения между матерью и ребенком;

2) недостаточные отношения между матерью и ребенком.

В первом случае нарушения обусловлены качественными факторами. В этой категории выделяются:

а) первичное открытое отвержение, приводящее к отказу от ребёнка либо к его гибели;

б) первичное тревожное попустительство, в экстремальных случаях приводящее к коме;

в) враждебность под маской тревоги, приводящая к колике трехмесячных;

г) колебание между баловством и враждебностью, вызывающее патологическое раскачивание, заменяющее собой всю другую активность;

д) циклические смены настроения матери, вызывающее копрофагию;

е) сознательно компенсированная враждебность.

Вторая категория нарушенных отношений обусловлена количественными факторами.

Выводы Р. Шпица основываются на экспериментальном исследовании, в котором участвовало 393 ребёнка, различающихся между собой по национальности, культуре, социально-экономическому уровню. Дети наблюдались от рождения до двух лет. В исследовании применялись методы тестирования, наблюдения, снимались фильмы, так как методы психоанализа неприменимы к данному возрасту.

Автор раскрывает тайны психической жизни новорождённого и младенца: как они ощущают окружающий мир, как воспринимают его, что чувствуют. Роль матери в этом процессе уникальна: «В начале жизни мать, человеческий партнёр ребёнка, оказывается посредником в любом восприятии, в любом действии, инсайте, познании» (с. 94).

Интересен взгляд Р. Шпица на механизм понимания матерью своего ребёнка, когда последний ещё не владеет речью. «События внутри диады остаются пока малопонятными. Например, как нам объяснить ясновидение, помогающее хорошей матери распознавать нужды своего ребёнка, угадать, что означает его крик и что — лепетанье?» (с. 120).

Книга будет полезна как специалистам, работающим с детьми раннего возраста, так и молодым родителям.

Рене А. Шпиц, Коблинер У. Годфри. Первый год жизни / Пер. с англ. Л.Б. Сумм. Под ред. А. М. Боковикова. — М: Академический Проект, 2006. — 352 с. (Шифр в библиотеке МГППУ — 88.8, Ш83, абонемент).

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.

psychlib.ru

Книги по психоанализу.



Р. Гринсон "Техника и практика психоанализа", введение

Ральф Р. Гринсон окончил в 1936 г. «активную психоаналитическую школу» Вильгельма Штеккеля в Австрии. В 1937 г. он оставил Вену и переехал в Лос-Анжелес. С 1938 по 1942 гг. проходил тренинг-анализ и стажировался у известного психоаналитика д-ра Отто Феничела (эмигрировавшего в Штаты несколькими годами ранее). В 1942 г. Гринсон получил диплом и приступил к самостоятельной работе. Вскоре он снова оказывается в Европе, но уже в качестве врача военно-психиатрической службы США. После войны он возвращается в Лос-Анжелес, где работает как клинический профессор в Медицинской Школе. Гринсон — пожизненный член Американской Психоаналитической Ассоциации.

Книга полность    : Additional materials (PDF)



Т. Огден "Мечты и интерпретации", глава 1

Известный психоаналитик и блестящий автор, в своей книге исследует ткань аналитического переживания, сотканую из нитей жизни и смерти, мечтаний и интерпретаций, приватности и общения, индивидуального и межличностного, поверхностно обыденного и глубоко личного, свободы эксперимента и укорененности в существующих формах и, наконец, любви и красоты образного языка самого по себе и необходимости использования языка как терапевтического средства.

Книга полность    : Additional materials (PDF)



Р. Шпиц "Психоанализ раннего детского возраста", введение

Вошедшие в эту книгу две работы Рене Шпица, посвящены изучению ранних механизмов становления детской психики. Особое внимание уделяется начальной стадии семантической и вербальной коммуникации ребенка и возникновению семантического жеста «нет» — первого целенаправленного акта человеческой коммуникации.

Книга полность    : Additional materials (Word)

 


У. Бион "Внимание и интерпретация", предисловие

Книга выдающегося британского психоаналитика Уилфреда Рупрехта Биона (1897-1979) посвящена проблематике взаимоотношений медицины и психоанализа.

Обсуждаются основные концепции автора: контейнера и контейнируемого, мистика и группы, веры и лжи. Описывается работа с "психоаналитической таблицей Менделеева" - решеткой У. Р. Биона.

Книга полность: Bion Vnimanie i interpretaciya (PDF)

 


Психология и психопатология кожи, содержание и некоторые статьи

В данное издание включены наиболее значительные публикации по проблемам психологии и психопатологии кожи за период практически столетнего развития психоанализа.

Поднимаются вопросы психофизиологии кожи, функции кожи в нормальном и патологическом развитии, проблемы концептуализации пространства и поверхности в становлении личности ребенка.

Книга полность    : Additional materials (PDF)

 

dw

Дональд В. Винникотт «Семья и развитие личности. Мать и дитя»

Семья играет важнейшую роль как место, где ребенок впервые соприкасается с силами, действующими в обществе. Прототипом взаимоотношений с миром служат первоначальные отношения младенца и матери, в которых мать является представителем сложного окружающего мира и способствует развитию наследственно заложенных качеств личности ребенка либо препятствует этому.

Книга полность     : Additional materials (PDF)

 

Дональд В. Винникотт «Маленькие дети и их матери», предисловие

Лекции знаменитого английского детского психиатра и психоаналитика адресованы педиатрам, терапевтам, акушерам-гинекологам, медсестрам и, конечно, родителям. Для родителей — будущих и настоящих мам и пап — такая книга бесконечно важна, потому что снимает беспочвенные тревоги и вселяет уверенность. Она описывает и анализирует материнство как оно есть, без ужасов и прикрас. Например, чувство полной поглощенности новорожденным, граничащее с исчезновением собственной личности, депрессию и раздражение, страх оказаться "плохой матерью", непонятное поведение ребенка...

Книга полность     : Additional materials (PDF)


Дональд В. Винникотт "Игра и реальность",  глава 2

В этой главе я вновь попытаюсь показать, какие тонкие качественные различия существуют между различными видами фантазирования. Я рассматриваю именно фантазирование и вновь привлекаю материал терапевтической сессии, в которой контраст между сном и фантазией был не только существенным, но, я бы даже сказал, центральным.

Рассматриваемый случай — история женщины средних лет, у которой в процессе анализа постепенно раскрывалась вся степень разрушительного влияния фантазий, чего-то, что мешало ей жить.

Книга полность: Winnicott_Game (PDF)

fd

Франсуаза Дольто, "Бессознательный образ тела".

В начале моей практической деятельности в качестве детского психоаналитика (1938) моим консультантом была Софи Моргенштерн, первый французский детский аналитик 1. Тогда я предложила детям, желающим вместе со мной понять, что было причиной — неведомой им — их трудностей в жизни, бумагу и цветные карандаши. Позднее я добавила пластилин.

1 - Покончила жизнь самоубийством в 1940 г., когда немцы вошли в Париж.

Книга полность    : Additional materials (PDF)

 

Франсуаза Дольто, "На стороне подростка", глава 1

Книга «На стороне подростка» была создана французским психологом Франсуазой Дольто по многочисленным просьбам читателей. В этом издании, как и в своей книге «На стороне ребенка», Ф. Дольто сохраняет подход к освещению темы детства и отрочества - глубокий, деликатный и вдумчивый. Она поднимает такие «неудобные» темы, как сексуальность и гомосексуальность, одиночество и школьные трудности, употребление наркотиков, самоубийства, взаимоотношения родителей и подростков, побеги и др. Автор размышляет о том, каковы социальные предпосылки подростковых проблем, предоставляя читателю возможность подумать, как встать на сторону подростка.

Книга полность: Dolto_Fr (PDF)

 


Франсуаза Дольто, "На стороне ребенка", отрывок

Насколько изменилось пространство, в котором эволюционирует ребенок? B наше время оно более замкнуто, чем в эпоху Средневековья, вследствие разделения социальной и семейной сфер. B XIX веке и вплоть до середины ХХ заточение оставалось уделом мальчиков из среды зажиточных семей, из мелкой и средней буржуазии. Сегодня даже величайшая мобильность семей почти не размыкает этого чересчур охраняемого пространства, потому что детей перевозят от дверей до дверей; самые дальние перемещения по каждодневным делам происходят все быстрее..

 

ag


Григорио Кохон. Эссе на тему «Мертвая мать»*

Интервью с Грегорио Кохон. Эссеистом, писателем и поэтом. Вместе с А. Грином опубликовал в 2005 г «Love and its Vicissitudes».

Его психоаналитические тексты были переведены на итальянский, португальский, шведский, польский и японский языки.

* - Версия для печати (Word)

 


André Green "Le Travail du négatif".

Créé par Hegel, introduit en psychanalyse par Lacan réinterprétant Freud, puis oublié par lui, le travail du négatif a refait surface ces dernières années.

André Green met en évidence le travail du négatif chez Freud sous des aspects auxquels on ne le rattache pas d'ordinaire : travail du rêve ou du deuil, identification, etc.

Acheter: amazon.fr  

 

 


Andre Green "Jouer avec Winnicott".

André Green a été invité à la Squiggle Foundation de Londres dont le but est de favoriser la diffusion des idées de Winnicott de 1987 à 1998. Il y donna plusieurs conférences qui ont été rassemblées et éditées par les soins de Jan Abram.

La regrettée Martine Lussier, avec la collaboration de Claire-Marine François-Poncet, a eu l'initiative de faire connaître cet ouvrage en entreprenant sa traduction, interrompue par sa mort.

Acheter: amazon.fr  

 

aj

Andre Jacques "Les 100 mots de la psychanalyse" *

D'« acte manqué » à « visage », ces 100 mots de la psychanalyse sont moins un mini-dictionnaire qu'une façon d'évoquer à la fois la théorie et la pratique psychanalytiques, les deux indissociablement mêlées.

Les notions-clés (ça, moi, surmoi, castration, complexe d'Oedipe, transfert...) côtoient les figures de la souffrance psychique (addiction, anorexie, dépression, paranoïa, phobies, suicide...).

* - есть перевод книги на русский язык.

 

pm

Pierre Marty, Michel de M'Uzan, Christian David.
L'investigation psychosomatique     Observation 5 (Monsieur Gilbert C.)

 

Пьер Марти, Мишель де М'Юзан (M'Uzan), Кристиан Давид. Психосоматическое исследование. Мадам Люси Н.  Г-н Жильбер С.*

* - Версия для печати (Word)

 



Benno Rosenberg "Masochisme mortifère et masochisme gardien de la vie"*

Ni la force de l'habitude, ni l'évidence de l'expérience ne sauraient me dissuader :

l'idée même en est scandaleuse et, par quelque bout qu'on le prenne ou quelle que soit la forme sous laquelle il se présente, le masochisme demeure péché contre le bon sens, ce que n'est pas trop grave, et atteinte à la raison psychanalytique, ce que est bien le pire ( ou le mieux ? ) que puisse nous arriver.

* - есть перевод книги на русский язык.

 

pr

Paul-Claude Racamier "Le Génie des origines : Psychanalyse et psychoses".

Deuil, inceste, déni, perversion narcissique, ambiguïté : autant de thèmes qui structurent ce livre fondamental où le lecteur est initié à de multiples concepts :

deuil originaire et deuil gelé, dépressions exportées, antœdipe, figurants prédestinés, fantômes et fétiches, etc., qui éclairent l'observation clinique de la psychose, enrichissent la thérapie familiale et renouvèlent la théorie psychanalytique.

Acheter: amazon.fr  

 


Alain Gibeault "Chemins de la symbolisation".

Si la symbolisation peut être définie de façon générale comme l'opération de substitution par laquelle quelque chose va représenter quelque chose d'autre pour quelqu'un, la découverte freudienne de l'inconscient a introduit l'idée d'un travail et d'un processus de différenciation du sujet et de l'objet :

d'où l'idée de destins de la symbolisation qui sont ici relatifs aux destins de la pulsion.

Acheter: amazon.fr  

 


Gérard Szwec "Les galériens volontaires" *

Les galériens volontaires rament, courent, nagent jusqu'aux limites de leurs forces, puis ils recommencent. L'aventure n'est plus depuis longtemps pour eux que contrainte de répétition automatique d'un comportement à l'identique.

Ils cherchent à apaiser une excitation qui déborde leurs défenses psychiques par le recours à une autre excitation du registre moteur et/ou perceptivo-sensoriel. 

 

* - есть перевод книги на русский язык.

 

 

psychic.ru

Аннотация. Психоанализ раннего детского возраста




R.A. Spitz

NO AND YES

On the Genesis of Human Communication

Copyright 1957, by International Universities Press, Inc.

A GENETIC

FIELD THEORY

OF EGO FORMATION

Its Implications for Pathology

Copyright, 1959 The New York Psychoanalytic Institute

Центрально-Европейский Университет «Translation Project»

P. Шпиц

Психоанализ раннего детского возраста

Университетская книга

Москва 2001

УДК 159.9 ББК 88 Ш83

Это издание выпущено в рамках программы

Центрально-Европейского Университета «Translation Project»

при поддержке Центра по развитию издательской деятельности

(OSI — Budapest)

и Института «Открытое общество. Фонд содействия» (OSIAF- Moscow)

Научный редактор A.M. Боковиков Перевод А. М. Боковикова, В. В. Старовойтова

Издание подготовлено при содействии московского Центра консультирования и психотерапии

Шпиц P.A.

Ш 83 Психоанализ раннего детского возраста. — М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2001. — 159 с.

ISBN 5-9292-0025-4 (ПЕР СЭ)

ISBN 5-323-00002-3 (Университетская книга)

Вошедшие в эту книгу две работы Рене Шпица, одного из основоположников и наиболее ярких представителей генетического направления в психоанализе, посвящены изучению ранних механизмов становления детской психики. С психоаналитических позиций, опираясь при ϶ᴛᴏм на современные достижения ϶ᴛᴏлогии, эмбриологии, детской психологии и медицины, автор рассматривает онтогенез социальных отношений ребенка, развитие его мышления и формирование общих представлений.
Стоит отметить, что особое внимание уделяется начальной стадии семантической и вербальной коммуникации ребенка и возникновению семантического жеста «нет» — первого целенаправленного акта человеческой коммуникации.

Книга адресована в первую очередь детским психологам и психоаналитикам, а также широкому кругу читателей, интересующихся современными направлениями в психологии и в психоанализе.

© A.M. Боковиков, перевод, 2001 © В.В. Старовойтов, перевод, 2001 © «ПЕР СЭ», оригинал-макет,

ISBN 5-9292-0025-4 оформление, 2001

ISBN 5-323-00002-3 © «Университетская книга, 2001

 

Похожие разделы в других книгах:
    Категория Гуманитарные дисциплины
      Книга Различие и повторение - Ж. Делёз,  Раздел Аннотация
      Книга О назначении человека - Николай Бердяев,  Раздел Аннотация
      Книга Монархи Европы (судьба династий) - Н.В.Попов,  Раздел Аннотация
      Книга Кризис и война: международные отношения в центре и на периферии мировой системы в 30-40-х годах з- под. ред. А.Д.Богатурова,  Раздел Аннотация
      Книга Радость - Александр Лоуэн,  Раздел Аннотация
    Категория Право
      Книга Кримінальне право України. Загальна частина - Фріс П. Л.,  Раздел Аннотация
      Книга Криминалистическая ситуалогия: Монография - Волчецкая Т.С.,  Раздел Аннотация
      Книга Финансовое право - Востриков Г.Г.,  Раздел Аннотация
      Книга Финансовое право - Востриков Г.Г.,  Раздел КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ КУРСА
    Категория Финансы
      Книга Жизнь, деятельность и деловые секреты величайшего в мире инвестора - Роберт Слейтер,  Раздел Аннотация
      Книга Торговый хаос - Билл Вильямс,  Раздел Аннотация
      Книга Дэй трейдер. Кровь, пот и слезы успеха - Льюис Дж. Борселино и Патриция Комминс,  Раздел Аннотация
      Книга Практическое руководство по реинжирингу бизнес-процессов - Майк Робсон, Филип Уллах,  Раздел Аннотация
      Книга Исследование взаимосвязи теорий циклов и волн Эллиота в режиме компьютерного моделирования - Чарльз Миллер,  Раздел Аннотация
    Категория Маркетинг
      Книга Амблер Тим - Практический маркетинг,  Раздел АННОТАЦИЯ
      Книга Стратегический маркетинг - Ламбер Жан Жак,  Раздел Аннотация
      Книга Маркетинговое консультирование - Гончарук В.А.,  Раздел Аннотация
    Категория Менеджмент
      Книга Система регуляторов социального действия российских государственных служащих - Захаров Н. Л.,  Раздел Аннотация
      Книга Как выбирать своих людей - Рут Миншулл,  Раздел Аннотация
      Книга Мировой опыт в управлении персоналом. Обзор зарубежных источников - П.В.Журавлев и др.,  Раздел Аннотация
    Категория Социология
      Книга Феноменологическая социология знания,  Раздел Аннотация
    Категория Разное
      Книга Язык и межкультурная коммуникация - Тер-Минасова С. Г.,  Раздел Аннотация
      Книга Илиада - Гомер,  Раздел Аннотация
    Категория Комментарии к нормативным актам
      Книга Комментарии к кодексу РФ об административных правонарушениях - под редакцией Ю.М.Козлова,  Раздел Аннотация
      Книга Комментарии к кодексу РФ об административных правонарушениях - под. редакцией Ю.М. Козлова,  Раздел Аннотация
    Категория Управление персоналом
      Книга УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ - Коллектив авторов.,  Раздел Аннотация
    Категория Государственное право зарубежных стран
      Книга Государственное право зарубежных стран - Арановский К.В.,  Раздел Аннотация
      Книга Иностранное конституционное право – ред. В.В. Маклакова.,  Раздел Аннотация
      Книга Закон Республики Башкортостан О местном самоуправлении в Республике Башкортостан.,  Раздел Аннотация
      Книга КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН - В.Е.Чиркин.,  Раздел Аннотация
      Книга Конституции зарубежных государств - В.В. Маклаков.,  Раздел Аннотация
    Категория Аграрное право
      Книга Собственность и иные вещные права на земельные участки в РФ - Тихомиров М.Ю.,  Раздел Аннотация
      Книга ОЦЕНКА ЗЕМЛИ. Учебное пособие - Ф.П. Румянцев, Д.В. Хавин, В.В. Бобылев, В.В. Ноздрин.,  Раздел Аннотация
      Книга ЗАВДАННЯ ДО ПРАКТИЧНИХ ЗАНЯТЬ З АГРАРНОГО ПРАВА для студентів 5 курсу - В.П.Жушман та ін.,  Раздел Аннотация
    Категория Административное право
      Книга Социально-правовые вопросы интенсификации регионального производства - Андреева М.И.,  Раздел Аннотация
    Категория Судебные и правоохранительные органы
      Книга Правоохранительные органы Российской Федерации - Дмитриев Ю.А., Шапкин М.А., Шумилов Ю.И.,  Раздел Аннотация
      Книга Коррупция в милиции Кабардино-Балкарской Республики и Саратовской области - Хачемизов Аслан Юрьевич.,  Раздел Аннотация
      Книга П А М Я Т К А сотруднику милиции Российской Федерации о культуре поведения на службе и в быту - Ф.Э. Дзержинский.,  Раздел Аннотация
    Категория Банковское право
      Книга Банковское право - Эриашвили Н.Д.,  Раздел Аннотация
      Книга Кредитные организации в России - ред. Е.А. Павлодский.,  Раздел Аннотация
      Книга БОЛЬШОЙ БУХГАЛТЕРСКИЙ СЛОВАРЬ - ред. А.Н. Азрилияна.,  Раздел Аннотация
      Книга Ипотека. Организация ипотечного кредитования - М.А. Абдуллаев и др.,  Раздел Аннотация
    Категория Политэкономия, микро-, макроэкономика
      Книга Сделано в Японии - Акио Морита,  Раздел Аннотация
      Книга Региональная экономика и управление - Автор неизвестен,  Раздел Аннотация
      Книга Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности - Сорос Дж.,  Раздел Аннотация
      Книга Благосостояние для всех - Людвиг Эрхард,  Раздел Аннотация
    Категория Гражданское право
      Книга ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ - Государственная Дума.,  Раздел Аннотация
      Книга ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ - Государственная Дума.,  Раздел Аннотация
      Книга ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ - Государственная Дума.,  Раздел Аннотация
      Книга КОММЕНТАРИЙ К ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЧАСТИ ВТОРОЙ - О.Н. САДИКОВ.,  Раздел Аннотация
    Категория Жилищное право
      Книга КЛАССИФИКАЦИЯ ИПОТЕЧНЫХ КРЕДИТОВ И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ - Е. ФИЛИППОВА.,  Раздел Аннотация
      Книга ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ - А. СПЕКТОР.,  Раздел Аннотация
      Книга ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Государственная Дума.,  Раздел Аннотация
      Книга ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЖИЛИЩНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Г.В. БОЙЦОВ, М.Н. ДОЛГОВА.,  Раздел Аннотация
      Книга Жилищное право. Учебник - О.А. Городов.,  Раздел АННОТАЦИЯ
    Категория История государства и права зарубежных стран
      Книга Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран – Автор неизвестен,  Раздел Аннотация
      Книга ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ДРЕВНЕГО МИРА. ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ - В.В. Перфильев.,  Раздел Аннотация
      Книга Римское право. Практикум по курсу - Кудинов О.А.,  Раздел Аннотация
    Категория История государства и права России
      Книга ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В РОССИИ - В. УСАНОВ.,  Раздел Аннотация
      Книга ПОЛЕМИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ ОБ ИСТОРИИ СОВЕТСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА - Ю. ДМИТРИЕВ.,  Раздел Аннотация
      Книга СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 года – Автор неизестен.,  Раздел Аннотация
      Книга ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА И КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА МГУ В 50 – 90-е годы - Ф. РУДИНСКИЙ.,  Раздел Аннотация
    Категория Криминальное право
      Книга ПРЕСТУПНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - В. А. Номоконов.,  Раздел Аннотация
      Книга Прогнозирование преступности - М.А. КИРИЛЛОВ.,  Раздел Аннотация
      Книга Противодействие транснациональным преступным формированиям - Исиченко А. П.,  Раздел Аннотация
      Книга Профессиональная преступность прошлое и современность - Гуров А.И.,  Раздел Аннотация
    Категория Конституционное (государственное) право России
      Книга Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ О Конституционном Суде Российской Федерации.,  Раздел Аннотация
      Книга ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА - С.Г. Баранова.,  Раздел Аннотация
    Категория Международное право
      Книга КОРРУПЦИЯ И ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ В ПОСТКОММУНИСТИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВАХ. НОВЫЕ ПУТИ ВЫЯВЛЕНИЯ ОПЫТНЫХ МОДЕЛЕЙ - Джанин Р. Уидел.,  Раздел Аннотация
      Книга МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА - Ипполитов П.Л.,  Раздел Аннотация
      Книга Непреходящая политико-правовая ценность международных избирательных стандартов – А.С. Автономов.,  Раздел Аннотация
      Книга РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАК СУБЪЕКТ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО ГАРАНТИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА - В.И. Иванов, А.В. Коркин.,  Раздел Аннотация
    Категория Налоговое право
      Книга Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ - Автор неизвестен.,  Раздел Аннотация
      Книга НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – Государственная Дума.,  Раздел Аннотация
      Книга Федеральный закон О внесении изменений и дополнений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате.,  Раздел Аннотация
    Категория Нотариат
      Книга Нотариат - Курс лекций - Ю.Н. Власов, В.В. Калинин.,  Раздел АННОТАЦИЯ
      Книга Нотариальное право. Лаурэ Э.Ф.,  Раздел АННОТАЦИЯ
    Категория Предпринимательское право
      Книга Предпринимательское право - Г.Г. Востриков.,  Раздел КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ КУРСА
      Книга Учебник торгового права - Г.Ф. Шершеневич.,  Раздел Аннотация
      Книга Правовое регулирование проблем обеспечениобательств в предпринимательской сфере.,  Раздел Аннотация
      Книга Комментарий к Федеральному закону О гусадпрственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - В.В.,  Раздел Аннотация
      Книга Учетная политика предприя на 2002 год - А.В. Брызгалин, В.Р. Берник, А.Н. Головкин.,  Раздел Аннотация
    Категория Семейное право
      Книга Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ - Автор неизвестен,  Раздел Аннотация
      Книга ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ ТАЙНЫ ЛИЧНОЙ И СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ - В. БЛОТСКИЙ.,  Раздел Аннотация
    Категория Страховое право
      Книга ВВЕДЕНИЕ В СТРАХОВОЕ ПРАВО - Ю. Фогельсон.,  Раздел Аннотация
      Книга СТРАХОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ - Е. В. Андреева.,  Раздел Аннотация
    Категория Трудовое право
      Книга К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ НА ЛОКАЛЬНО-НОРМАТИВНЫЕ И ЛОКАЛЬНО-ДОГОВОРНЫЕ ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО,  Раздел Аннотация
      Книга ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЛОКАЛЬНОГО НОРМОТВОРЧЕСТВА В ТРУДОВОМ ПРАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Е. БУКРЕЕВА.,  Раздел Аннотация
      Книга ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.,  Раздел Аннотация
      Книга ТРУДОВОЕ ПРАВО В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ - Батычко В.Т.,  Раздел Аннотация
    Категория Теория государства и права
      Книга Лекции по философии права - Пермяков Ю.Е,  Раздел Аннотация
      Книга ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ – Автор неизвестен.,  Раздел Аннотация
      Книга Теория государства и права - Комаров С. А., Малько А. В.,  Раздел Аннотация
      Книга Теория государства и права. Лекционный курс,  Раздел Аннотация
    Категория Уголовно-исполнительное право
      Книга Уголовно-исполнительная система России цифры, факты и события - В.Г.Тимофеев.,  Раздел Аннотация
      Книга Уголовно-исполнительное право - Перминов О.Г.,  Раздел Аннотация
      Книга Уголовно-исполнительное право - А.С. Михлин, П.Г. Пономарев, В.И. Селиверстов, И.В. Шмаров.,  Раздел Аннотация
      Книга Уголовно-исполнительное право России - М. Г. Детков и др.,  Раздел Аннотация
    Категория Уголовное право
      Книга Уголовная ответственность за неправомерный доступ.,  Раздел Аннотация
      Книга Учение об уголовных доказательствах - Владимиров.,  Раздел Аннотация
      Книга Квалификация групповых преступлений - Конспект,  Раздел Аннотация
    Категория Уголовно-процессуальное право
      Книга Уголовно-процессуальное право Российской Федерации - Коллектив авторов.,  Раздел Аннотация
      Книга Лупинская П.А. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации,  Раздел Аннотация
    Категория Финансовое право
      Книга Лизинг экономические и правовые основы – ред. Н.Д. Эриашвили.,  Раздел Аннотация
    Категория Экологическое право
      Книга Федеральный закон Об особо охраняемых природных территориях № 33-ФЗ от 14 марта 1995 года.,  Раздел Аннотация
      Книга ВОДНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Государственная Дума.,  Раздел Аннотация
      Книга ВОЗДУШНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Государственная Дума.,  Раздел Аннотация
    Категория Экономика, управление предприятием
      Книга Финансовое планирование и разработка бюджета предприятия - Савчук В.П.,  Раздел Аннотация
      Книга Почему одни компании совершают прорыв, а другие нет... - Джим Коллинз,  Раздел Аннотация
      Книга Двенадцать принципов производительности - Гаррингтон Эмерсон,  Раздел Аннотация
      Книга Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления - В.Н. Иванов, В.И. Патрушев,  Раздел Аннотация
      Книга Научный комплекс Северного Кавказа - Розин М.Д.,  Раздел Аннотация
    Категория История государства и права Украины
      Книга Государственное строительство и самоуправление Украины - В. Чукаева.,  Раздел Аннотация
      Книга Парадоксы украинских реформ (мотивы и события) - В.М. Куклин, С.М. Куклин.,  Раздел Аннотация
      Книга Парадоксы украинских реформ (мотивы и события) - Куклин Владимир Михайлович Куклин Сергей Михайлович.,  Раздел Аннотация
    Категория Правовое регулирование деятельности органов ГНС
      Книга Судебная практика по налоговым спорам - ред. А.В. Брызгалин.,  Раздел Аннотация
      Книга Бухгалтерский и налоговый учет и отчетность организации (практический пример) - Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.,  Раздел Аннотация
      Книга Глава 25 Налогового кодекса РФ. Профессиональный комментарий - Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н.,  Раздел Аннотация
      Книга Фактический состав в механизме правового регулирования - В.Б. Исаков.,  Раздел Аннотация
    Категория Юридическая психология
      Книга Юридическая психология.Словарь терминов – Автор неизвестен.,  Раздел Аннотация
    Категория Юридическая деонтология
      Книга Юридическая ответственность и законность - С.Н. Братусь.,  Раздел Аннотация
      Книга Юридическая деонтология - О.Ф. Скакун, Н.И. Овчаренко.,  Раздел Аннотация
      Книга Теория юридического процесса - В.М. Горшенева.,  Раздел АННОТАЦИЯ
    Категория Конституционное право Украины
      Книга Конституция Украины. Основа стабильности конституционного строя и реформирования общества - Ю.Н. Тодыка, Е.В. Супрунюк.,  Раздел Аннотация
      Книга Обговорення проекту Закону України ПРо внесення змін до Ктнституції України - Колектив авторів.,  Раздел Аннотация
      Книга ТОЛКОВАНИЕ КОНСТИТУЦИИ И ЗАКОНОВ УКРАИНЫ - Ю. Н. ТОДЫКА.,  Раздел Аннотация
    Категория Разное
      Книга ПОЛИТИЧЕСКОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ - Лебедева Марина Михайловна.,  Раздел Аннотация
     

xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai


Смотрите также