Песнь о собаке средства художественной выразительности


Анализ стихотворения «Песнь о собаке» Есенина С.А.

 

Анализ стихотворения

«Песнь о собаке» Есенина С.А.

 

Стихотворение «Песнь о собаке» по праву заслужило любовь тысяч читателей. Сложно оставаться равнодушными к этим строкам, которые действительно трогают сердце, вызывают щемящее чувство жалости и грусти. Сергей Есенин любил животных и умел выразить свои чувства в незамысловатых, запоминающихся, удивительно ярких строках.

Стихотворение было написано в 1915-м году, а опубликовали произведение впервые только в 1919-м году. В газете «Советская страна» вышло это неординарное произведение Есенина, которое сразу стало известным. Поэт сам читал стихотворение со слезами на глазах, в нём он рассказывал о своём отношении к природе, животным, которые беззащитны перед человеком, полностью отданы на его волю. Большое впечатление это стихотворение, чтение Есенина произвело в своё время на Горького. Он отметил, что Сергей Есенин будто создан природой специально, чтобы выразить любовь ко всему живому, милосердие.

Жанр, литературное направление

«Песнь о собаке» написана в жанре лирического стихотворения. Автор говорит с читателями доверительно, рассказывает им эту историю, которая так поразила его самого. Лирический герой и автор здесь едины. Сергей Есенин и сам неоднократно отмечал, говорил в беседах и писал в стихах, что он очень любит «всякое зверьё». В данном произведении это чувство нашло удивительное воплощение.

Средства художественной изобразительности используются яркие, неординарные. Мы видим литературные приёмы, которые применялись имажинистами, когда слог был броским, запоминающимся, образы и символы отличались повышенной экспрессивностью. Такой стиль делает стихотворение максимально лёгким для восприятия, при этом забыть чёткие символы, образы практически невозможно.

Интересно, что именно для такой трогательной истории как нельзя лучше подошёл неординарный слог имажинизма.

Тема и сюжет стихотворения

Основной темой стихотворения становится проблема отношений к животным, уязвимость и беззащитность живых существ, которые находятся полностью во власти людей, далеко не всегда добрых к ним. Сергей Есенин очень нежно пишет о собаке, родившей семерых щенят, рассказывает о трагедии этой матери, оставшейся без любимых детей. Когда мы читаем песнь о собаке, животное действительно вызывает настолько глубокие чувства, будто речь идёт о человеке.

Данное произведение имеет чётко прослеживающийся сюжет, логически развивающийся на протяжении всего стихотворения. В первой строфе поэт говорит о радостном утре, когда на фоне золотых рогожек разворачивается картина счастливой жизни собаки. Она ощенила семерых щенят. Затем мы узнаём, что собака уже любит своих детей: она ласкает их целый день, до самого вечера. Однако вечером приходит мрачный хозяин и кладёт всех семерых кутят в мешок. В четвертой строфе читатели не видят самого факта убийства, однако всё и так ясно. Собака бежит за хозяином, а потом мешок с её щенками тонет в воде. Затем она идёт обратно, а месяц над хатой, такой же золотистый и нежный, кажется ей одним из её щенков. Собака воет в небо, месяц скрывается от неё за холмами. Даже этот образ щенка она не может больше видеть. Заканчивается «Песнь о собаке» известными строками: «Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег».

Композиция, рифма и размер

Сюжет развивается в стихотворении последовательно, композиция линейная. Написано произведение перекрёстной рифмой, характерной для поэта: рифмуются первая и третья строчки, вторая и четвёртая. В стихотворении семь строф по четыре строки. Написано произведение анапестом.

Художественные средства

В стихотворении «Песнь о собаке» Сергей Есенин использует различные тропы, символы, олицетворения. Слог яркий, образный, всё, что происходит в произведении, читатели могут буквально представить в картинках. Рогожи «златятся» в ржаном закуте, где ощенилась собака. Щенки у неё тоже золотистые. Эта параллель подчёркивает гармонию момента. Автор трижды подчёркивает, что щенков было семеро. Интересно, что строф в стихотворении тоже семь.

Поэт пишет, что собака ласкает щенят, «причёсывает» их языком. Трогательности придаёт уточнение, что снежок струится под животом животного, согретый теплом собаки. Однако хозяин «хмурый». Он вторгается в эту гармонию вечером и забирает всех щенят. В четвёртой строфе Есенин так описывает последнюю попытку собаки спасти щенят: «По сугробам она бежала, поспевая за ним бежать…» Повтор глагола усиливает впечатление, придаёт произведению динамизм. Затем идёт резкий переход к описанию дрожащей воды, под которой и оказался мешок с беспомощными щенками.

Собака возвращается. Читатель поражает яркий образ, легко созданный автором: животное слизывает с боков пот, уже нет сил. Собака видит месяц, ей кажется, что это один из её щенков. Животное скулит, глядя в небо, но и месяц скрывается за холмом. Собака плачет. Есенин описывает это так: глаза катятся в снег золотыми звёздами, глухо. Сложная символика воспринимается здесь моментально, поскольку читатели уже полностью погружены в происходящее.

libaid.ru

Анализ стихотворения Песнь о собаке Есенин 👍

Данное произведение было написано Сергеем Сениным в 1915 году, но опубликовали его только в 1919. По воспоминаниям современников автора, Есенин, читая стихотворение перед публикой, не стеснялся своих слез, чем смешил добрую часть слушателей, а другую заставлял собой восхищаться.

Сергей Есенин всегда говорил, что в обществе животных ему быть проще, чем среди людей, якобы наделенных привилегиями перед природой и братьями нашими меньшими, а на деле, представляющих из себя падшее общество. Поэту присущ такой стихотворный дар, как оживлять персонажей

своих произведений, будь то дерево или листок березы, здесь же, рассматривается немного другая история. Животное – существо способное только дышать, есть и перемещаться – так считали долгое время, пока поэты, среди которых был и Сергей Александрович, не начали поднимать тему о наличии чувств у живые существ. “Песнь о собаке” – это крик Есенина. Поэт недоумевает, почему к животным можно относиться так низменно и беспощадно, он показывает это через взгляд собаки.

Она ” …чуть плелась обратно, слизывая пот с боков… “, не понимала, за что человек, которому она служила верой и правдой

столько лет, взял на себя право убить семерых ее щенков. Но, будучи существом доверчивым, она могла подумать, что убийство, возможно, это разумно, и продолжала выть на ночную луну, так походившую на одного из ее щенков.

Сергей Есенин просто описал картину жестокости, которая в то время считалась нормальным явлением, да и сейчас не представляет собой, к сожалению, ничего криминального. Но в этих строках явно скрыта невыносимая боль. Животное в стихотворении – это не просто собака, она – мать.

Она с лаской и заботой вылизывала только родившихся щенков, которые спокойно спали под ее теплым боком, но хмурый человек не мог позволить себе еще собак, и вторгнувшись в сарай, забросил щенят в мешок и утопил на глазах их матери.

Картина весьма жестокая, она показывает всю безобразность облика людей в глазах животных и призывает не быть такими тщедушными и горделивыми, ведь братья наши меньшие в отличие от нас не заслужили такого обращения, а вся их жестокость построена только лишь на банальном инстинкте самосохранения.

6 класс

Анализ стихотворения Песнь о собаке по плану

lit.ukrtvory.ru

Урок словесности по теме " Лингвистический анализ стихотворения С. А. Есенина " Песнь о собаке"

Урок словесности в 7 классе

Тема урока: Лингвистический анализ стихотворения « Песнь о собаке»

  1. Обзорное знакомство с поэзией С.Есенина, приобщение учащихся к миру поэтических образов его лирики. На примере нескольких произведений лиризм и предельную искренность поэзии Есенина. Работа над созданием комплексного многоаспектного анализа стихотворения.

  2. Посредством включения ребят в процесс сотворчества помочь им открыть в себе читателя, углубить их творческие способности. Развивать образное видение, творческое мышление. Совершенствовать навыки анализа художественного произведения.

  3. Воспитывать у ребят чувство подлинного гуманизма, сострадания, сопереживания, милосердия и любви « ко всему живому на земле».

1.Портрет и фотографии С.Есенина.

2. Фонограммы песен на стихи С. Есенина.

3. Листы с заданиями ( для учащихся) по анализу стихотворения

4. Сборники стихотворений поэта.

5. Эпиграф, высказывания о поэте ( на доске)

Методические приемы лекция с элементами беседы, выразительное чтение стихотворений, устное словесное рисование, комплексный анализ.

Подготовка к уроку учащимся было предложено познакомиться с некоторыми стихотворениями поэта (« Собаке Качалова», « Письмо матери», « Корова», « Лисица»,

« Отговорила роща золотая», « Каждый труд благослови удача»)

Эпиграфы к уроку( на доске):

Есенин, дай на счастье нежность мне

К березкам и лугам, к зверью и людям

И ко всему живому на земле,

Что мы с тобой так бесконечно любим

Е.Евтушенко

Он первый в русской литературе так умело и с такой

искренней любовью пишет о животных

М.Горький

Термины( на доске):

Олицетворение наоборот- художественный прием, при котором то, что происходит с человеком отождествляется с явлениями природы.

Минус- приемы- отсутствие привычных средств художественного изображения.

Ход урока

Звучит фонограмма песни « Отговорила роща золотая»

- Какие чувства, какое настроение возникли после прослушивания?

- Почему поэт грустит?

«Золотая роща»- это сам поэт, чувствующий свое увядание, но это одновременно и его поэзия. Поэт прибегает к приему « олицетворение наоборот». Человек и природа- это одно неразрывное целое. Стихи Есенина говорят о великой ценности всего живого на земле. Поэт Е. Евтушенко считает эту черту самой главной в поэзии С.Есенина. ( зачитывается эпиграф к уроку)

- О чем же нам сегодня предстоит поговорить на уроке? Как вы думаете, каковы цели нашего занятия?

Слово учителя.

В своем стихотворении « Мы теперь уходим понемногу» Есенин, как бы подводя жизненные итоги, говорит :

… И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин

Мял цветы, валялся на траве

И зверье, как братьев наших меньших

Никогда не бил по голове…

Действительно, поэт с неизменной любовью и нежностью рассказывал в своих стихах о

« братьях меньших».

Чтение воспоминаний В.И.Качалова:

« Я отыграл спектакль, прихожу домой. Поднимаюсь по лестнице и слышу радостный лай Джима. Тогда Джиму было всего 4 месяца. Я вошел и увидел Есенина и Джима – они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одной рукой обнимал Джима за шею, а в другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал « Что это за лапа, я сроду не видал такой …».Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из подмышки Есенина и лизал его лицо. Через несколько дней стихи были готовы. Прихожу как-то домой вскоре после моего первого знакомства с Есениным, а мои домашние рассказывают, что без меня заходили трое : Есенин, Пильняк и Тихонов. У Есенина на голове был цилиндр, и он пояснил, что надел его для парада, что он пришел к Джиму с визитом и со специально ему написанными стихами. Но так как акт вручения Джиму стихов требует присутствия хозяина, то он придет в другой раз. И все трое молча ушли».

Выразительное чтение « Собаке Качалова»

Когда читаешь это стихотворение, поражаешься, насколько удивительно поэт умел разговаривать со зверьем.

  • Как именно он разговаривает? ( по- дружески, на равных, как с человеком)

  • О чем, по мнению поэта, можно говорить с Джимом?( о своей любви, о радости и грусти, даже об отношении к жизни)

  • Что нравится Есенину в этой собаке?( все: лапы, шерсть, морда, характер)

Ноне только о качаловском красавце Джиме говорит Есенин с нежностью. В одном из самых трагических своих стихотворений « Исповедь хулигана» он с таким же чувством рассказывает о деревенской дворняжке:

А ты, любимый, верный пегий пес?!

От старости ты стал визглив и слеп.

И бродишь по двору, влача обвисший хвост,

Забыв чутьем, где двери, а где хлев.

О, как мне дороги все тем проказы,

Когда у матери стянув краюху хлеба,

Кусали мы ее с тобой по разу,

Ни капельки друг другом не погребав

Вот в этом « не погребав»- весь Есенин. Его доброта находит живой отклик в душе читателя. Послушаем еще несколько стихотворений поэта о животных

Учащиеся выразительно читают « Лисица», « Корова».

( люди порой жестоки по отношению к животным, не задумываются о последствиях своих поступков)

  • Какие чувства переполняют поэта? ( боль, сострадание, жалость. Поэт умеет посмотреть на все глазами животных)

Подготовленный ученик выразительно читает « Песнь о собаке»

М.Горький особенно любил это стихотворение.

  • Чем, по-вашему, могло покорить это стихотворение Горького?

Выполнение I части анализа

  1. Какова основная мысль стихотворения? Как автор показывает свое отношение к происходящему?( обращаем внимание на последнее четверостишие)

  2. А вам знакома подобная ситуация? Может, это редкий случай, из ряда вон выходящий?

В стихотворении противопоставлены материнские чувства собаки черствости, бессердечности ее хозяина. Стихи поэта покоряют простотой и искренностью. Они даже на первый взгляд безыскусны. Кажется, что в них вовсе отсутствует поэтическая техника, и это делает особенно трудным анализ стихотворений Есенина.

Но в поэзии Есенина были и традиции устного народного творчества и влияние русского стиха начала 20 века ( не случайно своими учителями Есенин называет А. Блока и Н.Клюева.), и тщательная музыкальная оркестровка стиха. Особое значение у Есенина приобретает эмоциональная окраска каждого слова и всей лексики в целом.

Иногда выразительность достигается с помощью так называемых минус-приемов( запись термина в тетрадь)

  1. Докажите, что стихотворение построено с помощью минус-приемов. Найдите их.

  • оголенность существительных, т.е. очень многие слова лишены определений: вечер, язык, куры, сугробы, хата, поля, мешок.

  • Повествовательная интонация

  • Отсутствие художественных тропов ( метафор, олицетворений) в первой части стихотворения.

  1. Каким образом Есенин подчеркивает обычность произошедшего? При помощи каких средств? Обращаем внимание на:

  • Рифмы ( перекрестные, подчеркнуто простые : языком- животом, шесток-мешок, бежала-дрожала и т.п. )

  • Заурядные эпитеты: закут ржаной, щенки рыжие, снежок подталый, живот теплый, месяц тонкий, высь синяя, звезды золотые и т.п.

  1. Найдите интересные художественные сравнения.( тонкий месяц со щенками, собачьи глаза со звездами)

  2. Чем отличается от всего стихотворения последнее четверостишие?

  3. Какой великолепной метафорой заканчивается стихотворение? Как вы понимаете эти строки?

  4. Что, по-вашему, означает эпитет «хмурый»? ( Хозяин злой человек, ему чужды человеческие чувства, и топить щенят для него привычное дело. А может, это слово говорит нам о том, что хозяину неприятно все это, и хмурый он оттого, что ощущает жестокость, бесчеловечность своего поступка?)

Выполнение II части анализа

1 Найдите в первых строчках слово со старославянским корнем, относящееся к высокому стилю речи. По какому признаку вы его нашли?( «златятся»- неполногласие «ла»)

2 Зачем Есенин употребил это слово? ( Читатель должен ощутить торжественность момента, радость материнства собаки. Каждое движение собаки изображено так, что подчеркивается сила ее материнских чувств)

3 Найдите глаголы, характеризующие поведение собаки. Обращаем внимание на осложнение глаголов деепричастными оборотами.

4 Совсем по-другому описываются действия хозяина. Глаголы лишены деепричастий. Почему?

5 Найдите в стихотворении нарушение закона лексической сочетаемости слов, т.е. такое сочетание, которое со смысловой точки зрения неверно, невозможно.

( « В синюю высь звонко глядела она, скуля». Все сдвинуто: не звонко скулила, глядя в высь, а наоборот. Почему? Как это понять? Как можно звонко глядеть?

  1. Найдите в тексте односоставное предложение. Охарактеризуйте его.( «… Когда бросят ей камень в смех». Употребив неопределенно-личную форму сказуемого, Есенин хотел сказать, что, видимо, так бывало не раз и не один человек так поступал.)

  2. Итак, о чем же говорит поэт читателю? О чем заставляет задуматься? Сделайте свои выводы.

Трагедия собаки-матери становится близкой человеческому сердцу. « Песнь о собаке» говорит о том, как бессердечны люди, утратившие ощущение родства человека со всем живым на земле. Они даже не замечают собственного бессердечия, которое становится привычным.

  1. Подготовка к выразительному чтению.( затем 2-3 ученика читают)

Слово учителя

Даже в годы тяжелейшего духовного кризиса Есенин писал:

Я все такой же,

Сердцем я все тот же.

Как васильки во ржи цветут глаза.

Стеля стихов злаченые рогожи.

Мне хочется вам нежное сказать.

К гуманизму можно прийти разными путями. Есенин пришел к нему от сыновней любви к родной земле, к отчему дому. Не случайно у поэта очень много стихотворений, в которых появляется образ родного дома. О самом дорогом « с нежностью грустной русской души» пишет Есенин в стихотворении « Низкий дом с голубыми ставнями»

Выразительное чтение учащимся этого стихотворения.

Задание: прослушав стихотворение, попробуйте нарисовать картину, которая возникает в вашем воображении.

Устное словесное рисование. Творческое задание на дом: попробовать написать собственную интерпретацию данного стихотворения ( для примера зачитываются несколько работ, написанных учащимися другого класса)

  • Что легче: говорить о любви к людям, животным или быть чутким, добрым ко всему живому на земле?

Лирика Есенина воспитывает доброту и отзывчивость. Поэт покоряет нас той стороной своей натуры, которую сам называл « нежностью».

infourok.ru

Анализ стихотворения Есенина Песнь о собаке сочинения и текст



Анализ стихотворения «Песнь о собаке» Есенина

Песнь о собаке (1915)

«Песнь о собаке» — одно из самых пронзитель­ных в русской поэзии стихотворений о животных. Рассказана, вроде бы, вполне обыденная история о том, как утопили щенков. Для Сергея Есенина, вы­росшего в деревне, картина хорошо знакомая — в обычае топить щенков деревенские люди не видели ничего плохого. Но эта история рассказана так, что читатель не может не сочувствовать любящему и страдающему живому существу.

Начинается стихотворение радостно. В первой строфе нарисована трогательная картина материн­ского счастья собаки. Здесь нет сентиментальных слов и фраз — всё просто названо своими именами: «Семерых ощенила сука, / Рыжих семерых щенят». Она вылизывала своих детёнышей, и «Струился сне­жок подталый / Под тёплым её животом».

Тёплое отношение к этому событию определяют сразу несколько выразительных средств. Во-первых, это метафора златятся рогожи — на рогожах золо­того цвета (жёлтого, радостного) родились щенята. Во-вторых, это ласковый звук л, который звучит всё время (златятся; ласкала; струился; подталый). С помощью лексического повтора: «Семерых ощенила сука, / Рыжих семерых щенят», — показана радость собаки. Ну и, конечно же, уменьшительное — сне­жок, а также эпитет — тёплый живот.

Первая и вторая строфы проникнуты нежностью. Ничто не предвещает беду. И единственная тревож­ная нотка: «До вечера она их ласкала…». Собаке удалось повозиться со своими детьми только один день. В следующей строфе тревога нарастает стре­мительно, появляется строчка с нагромождением согласных: «Семерых всех поклал в мешок». Эпитет хмурый (хозяин) усиливает тревожное впечатление. Использование просторечного слова поклал под­чёркивает ощущение, что хозяин совершает при­вычное дело.

А в следующей строфе автор использует очень сильный приём — фигуру умолчания. Самая страш­ная сцена опущена — она скрыта за многоточием. Просто долго дрожит вода на месте падения мешка со щенками. Лексический повтор «бежала» — «бежать» передаёт состояние матери-собаки.

Есенин так и не допустил в своё стихотворение никаких сентиментальностей — он рассказывает о случившейся трагедии обычными словами, не окра­шенными эмоционально. Именно поэтому такими убедительными, а не метафоричными выглядят дальнейшие события: собака-мать принимает «ме­сяц над хатой» за одного из своих щенков. Собака обращается со своей болью «в синюю высь». Плач собаки показан с помощью повторяющихся гласных звуков: и, ю, о, у:

В синюю высь звонко Глядела она, скуля…

Образ месяца, привычного символа ночи, усиливает трагическую тональность строфы. Действие проис­ходит сразу в двух измерениях — в бытовом и в кос­мическом, потому что нарушена гармония Мира.

Вся жестокость совершившегося сконцентрирована в последней строфе стихотворения — показано не собачье, а вселенское горе:

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех, Покатились глаза собачьи Золотыми звёздами в снег.

Искренность и сила поэтической выразительности Есенина так велики, что горе одного живого существа в этом стихотворении разрастается до вселенских масштабов. При этом каждый из читателей ощуща­ет не только горе собаки, но и переживания автора.

Стихотворение написано разносложной стопой с ударением на разных слогах.

Здесь искали:
  • песнь о собаке анализ
  • песнь о собаке есенин анализ
  • помогите пожалуйста по литературе 5 класс небольшой рассказ песть о собаке есенина

Анализ стихотворения «Песнь о собаке»

«Песнь о собаке» — одно из самых пронзительных в русской поэзии стихотворений о животных.
Рассказана, вроде бы, вполне обыденная история о том, как утопили щенков. Для Сергея Есенина, выросшего в деревне, картина хорошо знакомая — в обычае топить щенков деревенские люди не видели ничего плохого. Но эта история рассказана так, что читатель не может не сочувствовать любящему и страдающему живому существу.

Начинается стихотворение радостно. В первой строфе нарисована трогательная картина материнского счастья собаки. Здесь нет сентиментальных слов и фраз — всё просто названо своими именами: «Семерых ощенила сука, / Рыжих семерых щенят». Она вылизывала своих детенышей, и «Струился снежок подталый / Под тёплым её животом». Тёплое отношение к этому событию определяют сразу несколько выразительных средств. Во-первых, это метафора златятся рогожи — на рогожах золотого цвета (жёлтого, радостного) родились щенята. Во-вторых, это ласковый звук л, который звучит всё время (златятся; ласкала; струился). С помощью лексического повтора: «Семерых ощенила сука, / Рыжих семерых щенят », — показана радость собаки. Ну и, конечно же, уменьшительное — снежок, а также эпитет — тёплый живот. Первая и вторая строфы проникнуты нежностью. Ничто не предвещает беду. И единственная тревожная нотка: «До вечера она их ласкала … ».

Собаке удалось повозиться со своими детьми только один день. В следующей строфе тревога нарастает стремительно, появляется строчка с нагромождением согласных: «Семерых всех поклал в мешок». Эпитет хмурый (хозяин) усиливает тревожное впечатление. Использование просторечного слова поклал подчёркивает ощущение, что хозяин совершает привычное дело.

А в следующей строфе автор использует очень сильный приём — фигуру умолчания. Самая страшная сцена опущена — она скрыта за многоточием. Просто долго дрожит вода на месте падения мешка со щенками. Лексический повтор «бежала» — «бежать» передаёт состояние матери-собаки. Есенин так и не допустил в своё стихотворение никаких сентиментальностей — он рассказывает о случившейся трагедии обычными словами, не окрашенными эмоционально. Именно поэтому такими убедительными, а не метафоричными выглядят дальнейшие события: собака-мать принимает «месяц над хатой» за одного из своих щенков. Собака обращается со своей болью «в синюю высь». Плач собаки показан с помощью повторяющихся гласных звуков: и, ю, о, у:

в синюю высь звонко
Глядела она, скуля …
Образ месяца, привычного символа ночи, усиливает трагическую тональность строфы. Действие происходит сразу в двух измерениях — в бытовом и в космическом, потому что нарушена гармония Мира. Вся жестокость совершившегося сконцентрирована в последней строфе стихотворения — показано не собачье, а вселенское горе:
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звёздами в снег.
Искренность и сила поэтической выразительности Есенина так велики, что горе одного живого существа в этом стихотворении разрастается до вселенских масштабов. При этом каждый из читателей ощущает не только горе собаки, но и переживания автора. Стихотворение написано разносложной стопой с ударением на разных слогах.

Мастер- класс по стихотворению С. Есенина "Песнь о собаке"

1.Знакомство с анималистической лирикой Есенина.

2.Закрепление навыков литературоведческого анализа стихотворения.

3.Развитие чувственного восприятия, ассоциативного мышления.

4.Воспитание духовности, милосердия и сострадания к животным, непримиримого отношения к жестокости, беспощадному истреблению животных.

1."Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими горстями сокровищ его души",- писал А. Толстой. Действительно, это так. И великие художники- всегда гуманисты. Они взывают к милосердию людей. Так Есенин наполнил свою лирику милосердием к животным.

По воспоминаниям близких и знакомых поэта, Есенин с исключительной нежностью относился к животным. Случалось иногда его друзьям видеть, как Сергей Александрович, столичный денди во франтоватом костюме, заметив лошадь, уныло стоящую на улице, не стеснялся подойти к ней, обнять её запылённую морду и нежно шептать ей на ухо. Он внимательно и пытливо смотрел в её грустные глаза, задумывался о чём-то, подолгу не отвечал на шутливые вопросы друзей.

Есенин не только тосковал по дорогой его сердцу деревне. Какая-то таинственная связь соединяла его со всем животным миром.

Один из знакомых поэта рассказывал, что Есенин не мог равнодушно пройти мимо голодной собаки, обязательно останавливался, трепал её кудлатую голову, жалел, заглядывая в глаза. Если у него не было ничего съестного, заходил в ближайший гастроном, покупал кусок колбасы и отдавал бедной дворняге. Часто случалось, что за Есениным бежала целая свора в надежде на угощение.

Есенин видел в животных братьев наших меньших, очень бережно относился к ним.

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве.

И зверьё, как братьев наших меньших

Никогда не бил по голове.

"Песнь о собаке"- одно из самых известных стихотворений. Слушая мое чтение, вы можете подчёркивать, обводить понравившиеся слова, записывать свои ассоциации.

Утром в ржаном закуте,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.

До вечера она их ласкала,

«Песнь о собаке» С.Есенин

«Песнь о собаке» Сергей Есенин

Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.

До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.

А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.

По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать…
И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь.

А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.

В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.

И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.

Анализ стихотворения Есенина «Песнь о собаке»

Сергей Есенин неоднократно признавался в том, что животных любит гораздо больше, чем людей. По мнению поэта, братья наши меньшие – существа более благородные и возвышенные, их натуре присущи преданность и честность, а жестокость обусловлена не тщеславием и попыткой самоутвердится, а банальным инстинктом самосохранения. Подобные мировоззрения на тот момент не были новаторскими, и до Есенина их высказывали многие литераторы. Однако мало кому удавалось так контрастно и ярко противопоставить человека животному, как сделал это поэт в своем стихотворении «Песнь о собаке», написанном в 1915 году.

В основе сюжета этого произведения – типичная и весьма банальная история о том, как на сельском подворье ощенилась рыжая сука, а хозяин, не пожелавший возиться со щенками и решать, куда же их пристроить, попросту утопил малышей в реке. С человеческой точки зрения такой поступок. безусловно, является жестоким, однако в этот момент мало кто задумывается над тем, что и у обычной дворовой собаки тоже есть чувства, она может страдать так же сильно, как и человек.

Когда «хмурый хозяин» сложил новорожденных щенков, которых она так тщательно «причесывала языком», в мешок и понес к реке, собака бежала за ним по сугробам, а после смотрела, как «долго, долго дрожала воды незамерзшей гладь». Подчиняясь воле человека, который решил, что имеет право распоряжаться жизнями щенков, их мать не смогла смириться с потерей. Но и изменить что-либо было не в ее власти. Поэтому, еле плетясь в хлев и слизывая пот с боков, она силилась понять своим собачьим умом, почему люди, которым она служила верой и правдой, обошлись с ней так жестоко и несправедливо. Однако все, что осталось рыжей суке, так это выть на молодой месяц, который животное приняло за одного из своих щенков.

О том, что горе животного может быть таким же огромным, как у человека, свидетельствует финальная фраза стихотворения «покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег». Вся жизнь этого животного – это подачка, которая, по мнению автора, больше похожа на камень, который швыряет в беззащитное существо веселящаяся людская толпа. Есенин недоумевает, почему мир настолько жесток, что любая жизнь не стоит в нем ни гроша. И в первую очередь страдают те, кто доверчив и не может себя защитить от более сильных, самоуверенных и безжалостных существ, которые именуются людьми.

Поэт неоднократно возвращался к теме неравенства между человеком и животным, опровергая саму концепцию того, что люди являются высшими созданиями. Для Есенина все живые существа были равны, и даже обычные деревья в своих произведениях он наделял разумом и чувствами. Однако автор был убежден в том, что лично ему гораздо комфортнее в обществе берез и кленов, чем в компании пьяных представителей столичного бомонда и проституток, алчных, беспринципных и лишенных тех высоких духовных качестве, которыми обладают низшие существа – животные. Кроме того, на примере обычной собаки поэт попытался показать, что люди беспощадны не только по отношению к тем, кого приручили, но и к самим себе. Они готов уничтожить каждого, кто встает у них на пути и мешает осуществлению честолюбивых замыслов. Человеческая жизнь, равно как и собачья, по мнению поэта не представляет для общества какую-либо ценность. Но если у человека все же есть возможность себя защитить, то животные лишены и этой малости. Поэтому Есенин сочувствует им гораздо больше, чем людям, и намного ближе воспринимает горе обычной дворовой собаки, чем человека.

Это стихотворение после публикации вызвало много споров и насмешек в адрес Есенина, которому критики предлагали ориентироваться в своих произведениях на впечатлительных барышень. Однако лишь некоторые литераторы смогли понять, что именно хотел поэт сказать своей «Песней о собаке», в которой попытался развеять миф о бездушности животных.

«Песнь о собаке», анализ стихотворения Есенина

Стихотворение «Песнь о собаке» по праву заслужило любовь тысяч читателей. Сложно оставаться равнодушными к этим строкам, которые действительно трогают сердце, вызывают щемящее чувство жалости и грусти. Сергей Есенин любил животных и умел выразить свои чувства в незамысловатых, запоминающихся, удивительно ярких строках.

Стихотворение было написано в 1915-м году, а опубликовали произведение впервые только в 1919-м году. В газете «Советская страна» вышло это неординарное произведение Есенина, которое сразу стало известным. Поэт сам читал стихотворение со слезами на глазах, в нём он рассказывал о своём отношении к природе, животным, которые беззащитны перед человеком, полностью отданы на его волю. Большое впечатление это стихотворение, чтение Есенина произвело в своё время на Горького. Он отметил, что Сергей Есенин будто создан природой специально, чтобы выразить любовь ко всему живому, милосердие.

Жанр, литературное направление

«Песнь о собаке» написана в жанре лирического стихотворения. Автор говорит с читателями доверительно, рассказывает им эту историю, которая так поразила его самого. Лирический герой и автор здесь едины. Сергей Есенин и сам неоднократно отмечал, говорил в беседах и писал в стихах, что он очень любит «всякое зверьё». В данном произведении это чувство нашло удивительное воплощение.

Средства художественной изобразительности используются яркие, неординарные. Мы видим литературные приёмы, которые применялись имажинистами, когда слог был броским, запоминающимся, образы и символы отличались повышенной экспрессивностью. Такой стиль делает стихотворение максимально лёгким для восприятия, при этом забыть чёткие символы, образы практически невозможно.

Интересно, что именно для такой трогательной истории как нельзя лучше подошёл неординарный слог имажинизма .

Тема и сюжет стихотворения

Основной темой стихотворения становится проблема отношений к животным, уязвимость и беззащитность живых существ, которые находятся полностью во власти людей, далеко не всегда добрых к ним. Сергей Есенин очень нежно пишет о собаке, родившей семерых щенят, рассказывает о трагедии этой матери, оставшейся без любимых детей. Когда мы читаем песнь о собаке, животное действительно вызывает настолько глубокие чувства, будто речь идёт о человеке.

Данное произведение имеет чётко прослеживающийся сюжет, логически развивающийся на протяжении всего стихотворения. В первой строфе поэт говорит о радостном утре, когда на фоне золотых рогожек разворачивается картина счастливой жизни собаки. Она ощенила семерых щенят. Затем мы узнаём, что собака уже любит своих детей: она ласкает их целый день, до самого вечера. Однако вечером приходит мрачный хозяин и кладёт всех семерых кутят в мешок. В четвертой строфе читатели не видят самого факта убийства, однако всё и так ясно. Собака бежит за хозяином, а потом мешок с её щенками тонет в воде. Затем она идёт обратно, а месяц над хатой, такой же золотистый и нежный, кажется ей одним из её щенков. Собака воет в небо, месяц скрывается от неё за холмами. Даже этот образ щенка она не может больше видеть. Заканчивается «Песнь о собаке» известными строками: «Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег» .

Композиция, рифма и размер

Сюжет развивается в стихотворении последовательно, композиция линейная. Написано произведение перекрёстной рифмой, характерной для поэта: рифмуются первая и третья строчки, вторая и четвёртая. В стихотворении семь строф по четыре строки. Написано произведение анапестом.

Художественные средства

В стихотворении «Песнь о собаке» Сергей Есенин использует различные тропы, символы, олицетворения. Слог яркий, образный, всё, что происходит в произведении, читатели могут буквально представить в картинках. Рогожи «златятся» в ржаном закуте, где ощенилась собака. Щенки у неё тоже золотистые. Эта параллель подчёркивает гармонию момента. Автор трижды подчёркивает, что щенков было семеро. Интересно, что строф в стихотворении тоже семь.

Поэт пишет, что собака ласкает щенят, «причёсывает» их языком. Трогательности придаёт уточнение, что снежок струится под животом животного, согретый теплом собаки. Однако хозяин «хмурый». Он вторгается в эту гармонию вечером и забирает всех щенят. В четвёртой строфе Есенин так описывает последнюю попытку собаки спасти щенят: «По сугробам она бежала, поспевая за ним бежать…» Повтор глагола усиливает впечатление, придаёт произведению динамизм. Затем идёт резкий переход к описанию дрожащей воды, под которой и оказался мешок с беспомощными щенками.

Собака возвращается. Читатель поражает яркий образ, легко созданный автором: животное слизывает с боков пот, уже нет сил. Собака видит месяц, ей кажется, что это один из её щенков. Животное скулит, глядя в небо, но и месяц скрывается за холмом. Собака плачет. Есенин описывает это так: глаза катятся в снег золотыми звёздами, глухо. Сложная символика воспринимается здесь моментально, поскольку читатели уже полностью погружены в происходящее.

Послушать стихотворение Есенина Песнь о собаке

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Песнь о собаке

ostihe.ru

Анализ стихотворений «Песнь о собаке» (1915), «Мир таинственный, мир мой древний...» (1921), «Русь советская» (1924).

нализ стихотворения Есенина «Песнь о собаке» Сергей Есенин неоднократно признавался в том, что животных любит гораздо больше, чем людей. По мнению поэта, братья наши меньшие – существа более благородные и возвышенные, их натуре присущи преданность и честность, а жестокость обусловлена не тщеславием и попыткой самоутвердится, а банальным инстинктом самосохранения. Подобные мировоззрения на тот момент не были новаторскими, и до Есенина их высказывали многие литераторы. Однако мало кому удавалось так контрастно и ярко противопоставить человека животному, как сделал это поэт в своем стихотворении «Песнь о собаке», написанном в 1915 году. В основе сюжета этого произведения – типичная и весьма банальная история о том, как на сельском подворье ощенилась рыжая сука, а хозяин, не пожелавший возиться со щенками и решать, куда же их пристроить, попросту утопил малышей в реке. С человеческой точки зрения такой поступок, безусловно, является жестоким, однако в этот момент мало кто задумывается над тем, что и у обычной дворовой собаки тоже есть чувства, она может страдать так же сильно, как и человек. Когда «хмурый хозяин» сложил новорожденных щенков, которых она так тщательно «причесывала языком», в мешок и понес к реке, собака бежала за ним по сугробам, а после смотрела, как «долго, долго дрожала воды незамерзшей гладь». Подчиняясь воле человека, который решил, что имеет право распоряжаться жизнями щенков, их мать не смогла смириться с потерей. Но и изменить что-либо было не в ее власти. Поэтому, еле плетясь в хлев и слизывая пот с боков, она силилась понять своим собачьим умом, почему люди, которым она служила верой и правдой, обошлись с ней так жестоко и несправедливо. Однако все, что осталось рыжей суке, так это выть на молодой месяц, который животное приняло за одного из своих щенков. О том, что горе животного может быть таким же огромным, как у человека, свидетельствует финальная фраза стихотворения «покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег». Вся жизнь этого животного – это подачка, которая, по мнению автора, больше похожа на камень, который швыряет в беззащитное существо веселящаяся людская толпа. Есенин недоумевает, почему мир настолько жесток, что любая жизнь не стоит в нем ни гроша. И в первую очередь страдают те, кто доверчив и не может себя защитить от более сильных, самоуверенных и безжалостных существ, которые именуются людьми. Поэт неоднократно возвращался к теме неравенства между человеком и животным, опровергая саму концепцию того, что люди являются высшими созданиями. Для Есенина все живые существа были равны, и даже обычные деревья в своих произведениях он наделял разумом и чувствами. Однако автор был убежден в том, что лично ему гораздо комфортнее в обществе берез и кленов, чем в компании пьяных представителей столичного бомонда и проституток, алчных, беспринципных и лишенных тех высоких духовных качестве, которыми обладают низшие существа – животные. Кроме того, на примере обычной собаки поэт попытался показать, что люди беспощадны не только по отношению к тем, кого приручили, но и к самим себе. Они готов уничтожить каждого, кто встает у них на пути и мешает осуществлению честолюбивых замыслов. Человеческая жизнь, равно как и собачья, по мнению поэта не представляет для общества какую-либо ценность. Но если у человека все же есть возможность себя защитить, то животные лишены и этой малости. Поэтому Есенин сочувствует им гораздо больше, чем людям, и намного ближе воспринимает горе обычной дворовой собаки, чем человека. Это стихотворение после публикации вызвало много споров и насмешек в адрес Есенина, которому критики предлагали ориентироваться в своих произведениях на впечатлительных барышень. Однако лишь некоторые литераторы смогли понять, что именно хотел поэт сказать своей «Песней о собаке», в которой по

1.Песнь о Собаке. Жанр, литературное направление: «Песнь о собаке» написана в жанре лирического стихотворения. Автор говорит с читателями доверительно, рассказывает им эту историю, которая так поразила его самого. Лирический герой и автор здесь едины. Тема и сюжет стихотворения: Основной темой стихотворения становится проблема отношений к животным, уязвимость и беззащитность живых существ, которые находятся полностью во власти людей, далеко не всегда добрых к ним. Сергей Есенин очень нежно пишет о собаке, родившей семерых щенят, рассказывает о трагедии этой матери, оставшейся без любимых детей. Когда мы читаем песнь о собаке, животное действительно вызывает настолько глубокие чувства, будто речь идёт о человеке. Композиция, рифма и размер: Сюжет развивается в стихотворении последовательно, композиция линейная. Написано произведение перекрёстной рифмой, характерной для поэта: рифмуются первая и третья строчки, вторая и четвёртая. В стихотворении семь строф по четыре строки. Написано произведение анапестом. Художественные средства: В стихотворении «Песнь о собаке» Сергей Есенин использует различные тропы, символы, олицетворения. Слог яркий, образный, всё, что происходит в произведении, читатели могут буквально представить в картинках. Рогожи «златятся» в ржаном закуте, где ощенилась собака. Щенки у неё тоже золотистые. Эта параллель подчёркивает гармонию момента. Автор трижды подчёркивает, что щенков было семеро. Интересно, что строф в стихотворении тоже семь. Поэт пишет, что собака ласкает щенят, «причёсывает» их языком. Трогательности придаёт уточнение, что снежок струится под животом животного, согретый теплом собаки. Однако хозяин «хмурый». Он вторгается в эту гармонию вечером и забирает всех щенят. В четвёртой строфе Есенин так описывает последнюю попытку собаки спасти щенят: «По сугробам она бежала, поспевая за ним бежать…»

Максим Горький однажды назвал С. Есенина поэтом, а органом, будто созданным природой специально для поэзии. К этому хочется добавить, что эта поэзия во многих случаях голосом “очеловеченной ” природы, рассказывает сама о себе. И поскольку мы к природе жестоки, то ее обращение к нам полные тоски, потому “за тысячи пудов конской кожи и мяса покупают теперь паровоз ”, потому что человек выбирает, кому жить, кому умереть.

Здесь "Мир таинственный, мир мой древний" <a rel="nofollow" href="https://www.kritika24.ru/page.php?id=70125" target="_blank">https://www.kritika24.ru/page.php?id=70125</a>

touch.otvet.mail.ru

Урок словесности в 7-м классе. "Гуманизм и искренность поэзии С.Есенина. Многоаспектный анализ стихотворения "Песнь о собаке"

Цели урока:

  1. Обзорное знакомство с поэзией С.Есенина, приобщение учащихся к миру поэтических образов его лирики. На примере нескольких произведений показать лиризм и предельную искренность поэзии Есенина. Работа над созданием комплексного многоаспектного анализа стихотворения.
  2. Посредством включения ребят в процесс сотворчества помочь им открыть в себе читателя, углубить их творческие способности. Развивать образное видение, творческое мышление. Совершенствовать навыки анализа художественного произведения.
  3. Воспитывать у ребят чувство подлинного гуманизма, сострадания, сопереживания, милосердия и любви «ко всему живому на земле».

Оформление урока:

1. Портрет и фотографии С.Есенина.
2. Фонограммы песен на стихи С. Есенина.
3. Листы с заданиями (для учащихся) по анализу стихотворения
4. Сборники стихотворений поэта.
5. Эпиграф, высказывания о поэте (на доске)

Методические приемы лекция с элементами беседы, выразительное чтение стихотворений, устное словесное рисование, комплексный анализ.

Подготовка к уроку учащимся было предложено познакомиться с некоторыми стихотворениями поэта («Собаке Качалова», «Письмо матери», «Корова», «Лисица»,

«Отговорила роща золотая», «Каждый труд благослови удача»)

Эпиграфы к уроку(на доске):

Есенин, дай на счастье нежность мне
К березкам и лугам, к зверью и людям
И ко всему живому на земле,
Что мы с тобой так бесконечно любим
Е. Евтушенко

Он первый в русской литературе так умело и с такой
искренней любовью пишет о животных
М.Горький

Термины(на доске):

Олицетворение наоборот- художественный прием, при котором то, что происходит с человеком отождествляется с явлениями природы.

Минус- приемы- отсутствие привычных средств художественного изображения.

Ход урока

Звучит фонограмма песни «Отговорила роща золотая»

- Какие чувства, какое настроение возникли после прослушивания?
- Почему поэт грустит?

«Золотая роща»- это сам поэт, чувствующий свое увядание, но это одновременно и его поэзия. Поэт прибегает к приему «олицетворение наоборот». Человек и природа- это одно неразрывное целое. Стихи Есенина говорят о великой ценности всего живого на земле. Поэт Е. Евтушенко считает эту черту самой главной в поэзии С.Есенина (зачитывается эпиграф к уроку).

- О чем же нам сегодня предстоит поговорить на уроке? Как вы думаете, каковы цели нашего занятия?

Слово учителя.

В своем стихотворении «Мы теперь уходим понемногу» Есенин, как бы подводя жизненные итоги, говорит :

… И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.
Счастлив тем, что целовал я женщин
Мял цветы, валялся на траве
И зверье, как братьев наших меньших
Никогда не бил по голове…

Действительно, поэт с неизменной любовью и нежностью рассказывал в своих стихах о «братьях меньших».

Чтение воспоминаний В.И.Качалова:

«Я отыграл спектакль, прихожу домой. Поднимаюсь по лестнице и слышу радостный лай Джима. Тогда Джиму было всего 4 месяца. Я вошел и увидел Есенина и Джима – они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одной рукой обнимал Джима за шею, а в другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал «Что это за лапа, я сроду не видал такой …». Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из-под мышки Есенина и лизал его лицо. Через несколько дней стихи были готовы. Прихожу как-то домой вскоре после моего первого знакомства с Есениным, а мои домашние рассказывают, что без меня заходили трое : Есенин, Пильняк и Тихонов. У Есенина на голове был цилиндр, и он пояснил, что надел его для парада, что он пришел к Джиму с визитом и со специально ему написанными стихами. Но так как акт вручения Джиму стихов требует присутствия хозяина, то он придет в другой раз. И все трое молча ушли».

Выразительное чтение «Собаке Качалова»

Когда читаешь это стихотворение, поражаешься, насколько удивительно поэт умел разговаривать со зверьем.

- Как именно он разговаривает? (по- дружески, на равных, как с человеком)
- О чем, по мнению поэта, можно говорить с Джимом?(о своей любви, о радости и грусти, даже об отношении к жизни)
- Что нравится Есенину в этой собаке?(все: лапы, шерсть, морда, характер)

Ноне только о качаловском красавце Джиме говорит Есенин с нежностью. В одном из самых трагических своих стихотворений «Исповедь хулигана» он с таким же чувством рассказывает о деревенской дворняжке:

А ты, любимый, верный пегий пес?!
От старости ты стал визглив и слеп.
И бродишь по двору, влача обвисший хвост,
Забыв чутьем, где двери, а где хлев.
О, как мне дороги все тем проказы,
Когда у матери стянув краюху хлеба,
Кусали мы ее с тобой по разу,
Ни капельки друг другом не погребав

Вот в этом «не погребав»- весь Есенин. Его доброта находит живой отклик в душе читателя. Послушаем еще несколько стихотворений поэта о животных.

Учащиеся выразительно читают «Лисица», «Корова».

- Как вы поняли основную мысль этих стихотворений? Что объединяет их?
(люди порой жестоки по отношению к животным, не задумываются о последствиях своих поступков)
- Какие чувства переполняют поэта? (боль, сострадание, жалость. Поэт умеет посмотреть на все глазами животных)

Основная часть урока- лингвистический анализ «Песнь о собаке»

Подготовленный ученик выразительно читает «Песнь о собаке»

М. Горький особенно любил это стихотворение.

Чем, по-вашему, могло покорить это стихотворение Горького?

Выполнение I части анализа

  1. Какова основная мысль стихотворения? Как автор показывает свое отношение к происходящему?(обращаем внимание на последнее четверостишие)
  2. А вам знакома подобная ситуация? Может, это редкий случай, из ряда вон выходящий?

В стихотворении противопоставлены материнские чувства собаки черствости, бессердечности ее хозяина. Стихи поэта покоряют простотой и искренностью. Они даже на первый взгляд безыскусны. Кажется, что в них вовсе отсутствует поэтическая техника, и это делает особенно трудным анализ стихотворений Есенина.

Но в поэзии Есенина были и традиции устного народного творчества и влияние русского стиха начала ХХ века (неслучайно своими учителями Есенин называет А. Блока и Н. Клюева.), и тщательная музыкальная оркестровка стиха. Особое значение у Есенина приобретает эмоциональная окраска каждого слова и всей лексики в целом.

Иногда выразительность достигается с помощью так называемых минус-приемов(запись термина в тетрадь)

  1. Докажите, что стихотворение построено с помощью минус-приемов. Найдите их.
    - оголенность существительных, т.е. очень многие слова лишены определений: вечер, язык, куры, сугробы, хата, поля, мешок.
    - Повествовательная интонация
    - Отсутствие художественных тропов (метафор, олицетворений) в первой части стихотворения.
  2. Каким образом Есенин подчеркивает обычность произошедшего? При помощи каких средств? Обращаем внимание на:
    - Рифмы (перекрестные, подчеркнуто простые : языком- животом, шесток-мешок, бежала-дрожала и т.п. )
    - Заурядные эпитеты: закут ржаной, щенки рыжие, снежок подталый, живот теплый, месяц тонкий, высь синяя, звезды золотые и т.п.
  3. Найдите интересные художественные сравнения.(тонкий месяц со щенками, собачьи глаза со звездами)
  4. Чем отличается от всего стихотворения последнее четверостишие?
  5. Какой великолепной метафорой заканчивается стихотворение? Как вы понимаете эти строки?
  6. Что, по-вашему, означает эпитет «хмурый»? (Хозяин злой человек, ему чужды человеческие чувства, и топить щенят для него привычное дело. А может, это слово говорит нам о том, что хозяину неприятно все это, и хмурый он оттого, что ощущает жестокость, бесчеловечность своего поступка?)

Выполнение II части анализа

1. Найдите в первых строчках слово со старославянским корнем, относящееся к высокому стилю речи. По какому признаку вы его нашли?(«златятся»- неполногласие «ла»)

2. Зачем Есенин употребил это слово? (Читатель должен ощутить торжественность момента, радость материнства собаки. Каждое движение собаки изображено так, что подчеркивается сила ее материнских чувств)

3. Найдите глаголы, характеризующие поведение собаки. Обращаем внимание на осложнение глаголов деепричастными оборотами.

4. Совсем по-другому описываются действия хозяина. Глаголы лишены деепричастий. Почему?

5. Найдите в стихотворении нарушение закона лексической сочетаемости слов, т.е. такое сочетание, которое со смысловой точки зрения неверно, невозможно.

(«В синюю высь звонко глядела она, скуля». Все сдвинуто: не звонко скулила, глядя в высь, а наоборот. Почему? Как это понять? Как можно звонко глядеть?

  1. Найдите в тексте односоставное предложение. Охарактеризуйте его.( «… Когда бросят ей камень в смех». Употребив неопределенно-личную форму сказуемого, Есенин хотел сказать, что, видимо, так бывало не раз и не один человек так поступал.)
  2. Итак, о чем же говорит поэт читателю? О чем заставляет задуматься? Сделайте свои выводы.

Трагедия собаки-матери становится близкой человеческому сердцу. «Песнь о собаке» говорит о том, как бессердечны люди, утратившие ощущение родства человека со всем живым на земле. Они даже не замечают собственного бессердечия, которое становится привычным.

  1. Подготовка к выразительному чтению.(затем 2-3 ученика читают)

Слово учителя

Даже в годы тяжелейшего духовного кризиса Есенин писал:

Я все такой же,
Сердцем я все тот же.
Как васильки во ржи, цветут глаза.
Стеля стихов злаченые рогожи,
Мне хочется вам нежное сказать.

К гуманизму можно прийти разными путями. Есенин пришел к нему от сыновней любви к родной земле, к отчему дому. Неслучайно у поэта очень много стихотворений, в которых появляется образ родного дома. О самом дорогом «с нежностью грустной русской души» пишет Есенин в стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями»

Выразительное чтение учащимся этого стихотворения.

Задание: прослушав стихотворение, попробуйте нарисовать картину, которая возникает в вашем воображении.

Устное словесное рисование. Творческое задание на дом: попробовать написать собственную интерпретацию данного стихотворения (для примера зачитываются несколько работ, написанных учащимися другого класса)

Итоги урока

- Что легче: говорить о любви к людям, животным или быть чутким, добрым ко всему живому на земле?

Лирика Есенина воспитывает доброту и отзывчивость. Поэт покоряет нас той стороной своей натуры, которую сам называл «нежностью».

urok.1sept.ru


Смотрите также