На далекой границе про собаку байкал

История про умного пса Байкала и тонкости охоты в тайге...)

В семидесятые годы как-то поехал на охоту в тайгу на соболя, белку…Своей собаки не было, договорился взять в аренду замечательного пса Байкала. Пёс был редчайший: шел на всё — на белку, соболя, медведя, лося.

Договорился с хозяином, дядей Сашей, что он будет проезжать верхом дня через три мимо моей избушки. У дяди Саши ноги болели, так он охотился верхом на лошади и с двумя собаками — одна собака зверя ищет, а другая привязана к седлу, и когда поисковая собака зверя посадит, эта ведёт к ней по прямой в тайге.

И вот мы с Байкалом на другой день к вечеру добрались до избушки, где нам жить и охотиться, поужинали, что с собой было, и легли спать. Наутро встали, я позавтракал, а пса кормить нельзя — собаки на охоте едят раз в сутки вечером.

Хорошо мы с ним поохотились, взяли белок, соболей, вернулись в избушку, я ободрал белок и бросил несколько тушек Байкалу. Он посмотрел на белок, на меня, повернулся и ушёл за избушку, туда, где он спал в предыдущую ночь.

Ну, я внимания не обратил — захочет есть — съест. Утром встаю, а тушки белок как лежали, так и лежат — Байкал их не тронул, и сам пёс лежит на своём месте и не встаёт. Здесь надо пояснить, как живут собаки в маленьких охотничьих сибирских деревнях.

Во-первых, хозяева их практически не кормят в течение года, в лучшем случае хозяйка что-нибудь бросит из пищевых отходов. И собаки кормятся сами в тайге. И кормят их только на охоте.

И во-вторых, охотники сибирские лайки великие — стоит пройти по деревне кому-нибудь с ружьём, как тут же все собаки за ним увяжутся и будут работать — искать зверя, птицу. Это у них в крови. И вот во время охоты охотник их обязательно кормит.

И вот я, зная такое отношение и охотясь не впервые с лайкой, так и бросил тушки белок для пса. Другие псы ели без возражений, а вот Байкал — нет. Позвал его на охоту — не идёт. И так, и сяк — ну ни в какую. Плюнул и пошёл охотиться без него.

Ну, а без собаки какая охота — так, только ноги бить. Взял несколько белок и вернулся в избушку. Байкал как лежал, так и лежит, и тушки белок не тронутые. И тут к вечеру подъехал его хозяин дядя Саша. Сидим, ужинаем, и я ему рассказываю про наши разногласия с Байкалом. И тут дядя Саша мне говорит:

— Ты ему белок просто бросил?

Я говорю:

— Ну да, а как ещё?

— Так вот, — говорит мне дядя Саша, — ты ему белок свари, надери чистой бересты, и на бересту их положи возле двери избушки, похвали его за хорошую охоту и позови есть. И каждый день так делай, даже если не охотитесь, и бересту каждый день меняй. Я забыл тебя предупредить, что Байкал такой важный у меня.

Я ему:

— Дядя Саша, да вы же его не кормите дома, он у вас сам кормится, чем попало!

— А вот на охоте он знает, какой он нужный и важный. Ты вот сегодня несколько белочек принёс, а он знает, что если бы с ним пошёл, то и белок было бы больше, и соболя, глядишь, убил бы.

— И что теперь делать?

— Свари белок ему, из сегодняшних, сделай всё, как я тебе говорил, принеси ему белок и уговаривай.
Уговаривай, как человека, которого обидел и который тебе нужен. А пока я с ним поговорю.

Так я и сделал. Принёс на чистой бересте Байкалу варёные тушки белок, сел перед ним на корточки и начал уговаривать. Уговаривал, наверное, с час, сам потом не поверил, когда на часы посмотрел, разговаривал, как с человеком, извинялся и просил простить, говорил, как мы с ним будем
хорошо охотиться.

Наконец, смотрю, Байкал голову поднял, посмотрел на меня, вздохнул, встал и начал есть. Вы не поверите, когда он на меня посмотрел и вздохнул, я так и понял, что он про себя подумал: «Ну ладно уж, прощу на первый раз».

Наутро дядя Саша уехал на свой участок, а мы с Байкалом пошли на охоту. Работал Байкал лучше некуда, и так всё время, пока мы жили с ним в тайге, около месяца. Всю жизнь помню, как я с собакой разговаривал, как с человеком, и как пёс меня понял и простил.

Источник

pirooog.ru

УАЗ Patriot Чёрный IVECO F1-A TDI › Бортжурнал › Байкал часть 1 дорога на Чувыркуйский и Баргузинский залив

Давно мечтал съездить на величественное оз. Байкал и вот с одноклубниками решили скататься! на день выезда а это 11.06.2014г готовы были ехать только два экипажа — это Макс27 с семьёй и я и то так как его срочно отправили в командировку выезд перенесли на 12.06.2014 субботу на после обеда, по итогу после всех подготовок выехали из.Красноярска в 20.00
Фото перед стартом

Настроение было отличное едем разговариваем шутим по рации, при въезде в г.Канск перед заправкой на ГазПромНефть Макс27 связался по рации с дальнобойщиками и нам продали салярки а у нас дизельные машины по 24руб вместо 32. А делают они это так! Подъезжает дальнобой к заправке для себя мы подъезжаем с другой стороны колонки и сколько нам надо заливаемся потом по итогу литров колонки отдаём деньги. В общем сэкономив некоторую сумму а вышла не плохая, так как ещё залили канистры тронулись дальше.
Канск проехали уже на улице было совсем темно и выехав на трассу через какое то время помаленьку стало клонить в сон. В 2 часа ночи на границе Красноярского края и Иркутской области заехали на озеро и в чём мать родила пока семьи спят в машине мы под полной луной приняли водные процедуры. Изрядно подбодрившись тронулись дальше в приподнятом настроении. К шести часам утра с ново стало клонить в сон и ближе к семи утра встали в лесочке перекусили и и вздремнули часок прямо за рулём, после чего перебив сон тронулись дальше.

Погода была отличная, сново едем шутим и уже отъехав 800 км от Красноярска заехали на р.Ока и опять искупались уже вместе с семьями.

День был в разгаре и далее километры стали просто нарастать на спидометре при этом уже не ощушая дальность поездки.

Объехав Иркутск по обездной дороге снов искупавшись в реке двинулись на Слюдянку через перевал около 80 км, в начале перевала на спуске нам перегородил дорогу какой то тихоход и мы ползли за ним на спуске 40 км/ч а там 2 полосы в движении одна на спуск одна на подъём и вдруг нас какой-то безбашенный дальнобой на спуске повороте давай обгонять а на подъём идет какая то пузотёрка, в общем они еле разошлись пузотёрка чуть в кувет не улетела. Мы по рации на него давай орать ты чё дебил делаешь чуть людей не угробил, а он а чё вы так тихо едете?, мы пуганули его что щас догоним и все колёса проколим чтоб урок был после этого его след простыл.
И вот оно преодолев перевал выехали на смотровую площадку где открывается шикарный вид на Слюдянку и ВОООТ Оннн Величественный БАЙКАЛ

Байкал и Слюдянка вид со смотровой плошадки на въезде после перевала

Смотришь с верху на одно из старейших озер на планете и к тому же ещё самое большое пресное озеро и находится оно у нас в России и дух захватывает!

Постояв маленько двинули дальше так как ещё было более 500 км до места стоянки. Далее за Слюдянкой небольшой перевал до Байкальска и всё время едешь байкал находится с левой стороны правда не всегда его видно из за деревьев, но когда видишь его ощущаешь его величие. На протяжении наверное 300 км вдоль Байкала идёт железная дорога и просто так к озеру не подъехать, подъехать можно только в тех местах где в Байкал впадают реки а они там через каждые 10 км а то и чаще и под Ж.Д. мостами сделаны проезды для машин.

дорога вдоль байкала за Слюдянкой

Проехав 200 км от Слюдянки уже стемнело и мы стали искать проезд к Байкалу для ночёвки. Подъехали под Ж.Д мостом выехали к какой то деревушке тычемся по всем дорожкам к озеру не можем подъехать. Подъехали к какой то весёлой доброжелательной женщине видно что выпившая спросили как подъехать, она давай нам с удовольствием объяснять, а вы говорит вот тут заезжали и показывает от куда мы заехали, а там можно только на внедорожнике, и смеётся там через 1000м нормальный подъезд к Байкалу и к деревне. В общем объяснила как подъехать, и через 20 мин маленько поблудив и поискав получше место, подъехали прямо к Байкалу. Вышли и вот первий раз подошли к нему умылись его прекрасной чистейшей водой. До поездки Максу расказывал какой-то парень про Байкал и говорил что к нему надо относиться с уважением нельзя плювать, справлять нужду, ругаться и плохо отзываться в слух о нём, иначе духи Байкала тебя накажут. А говорить о нём надо с почтенным уважением и отношением как к очень мудрому старцу. Первый раз когда я умывал лицо я вспоминал весь этот рассказ. Дальше разбили лагерь сготовили ужин, я свою фирменную рисовую кашу из банок, 3-4 банки каши, 1 банку тушёнки, пару лукович и получается объедение особенно после суток пути и перекусов на ходу в машине. Жёны накрыли на стол достали купленного по пути омуля и пива и слушая прибой Байкала уплетая кашу и омуля все смотрели на его величество Байкал и Макс а это у него хорошо получается попутно рассказывал байки про озеро.
Проснувшись утром гдето около 8-00 увидели вот такой пейзаж

Проведя утренние процедуры, приготовили небольшой завтрак, перекусили ну и конечно же полезли искупаться в Байкале, вода показалась мягко сказать не очень тёплая — бодренькая, но для сибиряка наверное нормально, люди живущие возле моря сказали бы что у них зимой такая.

Приняв водные процедуры в 10-30 двинули дальше. С утра к стати заметили что у Макса спушено колесо, я достал шланг от своей пневмо системы быстренько подкачали колесо. Через км 50 остановились по причине биения переднего колеса у макса померили давление окло 1 кг, сново подкачали и двинули до блишайшей шиномонтажки по пути останавливаясь и подкачивая колесо. Ещё раз упомяну удобство пневмосистемы, остановились достал шланг вставил в розетку в лючке бензобака подкачал быстренько и поехал, если бы эти процедуры проводить с насосом это каждый раз достань насос, надень на клемы в

www.drive2.ru

По диким степям Забайкалья, где золото роют в горах... (Бродяга). Текст русской народной песни «По диким степям Забайкалья»

По диким степям Забайкалья,
Где золото роют в горах,
Бродяга, судьбу проклиная,
Тащился с сумой на плечах.

Бежал из тюрьмы тёмной ночью,
В тюрьме он за правду страдал.
Идти дальше нет уже мочи –
Пред ним расстилался Байкал.

Бродяга к Байкалу подходит,
Рыбацкую лодку берёт
И грустную песню заводит,
Про Родину что-то поёт.

Бродяга Байкал переехал,
Навстречу родимая мать.
«Ах, здравствуй, ах, здравствуй, родная,
Здоров ли отец мой и брат?»

«Отец твой давно уж в могиле,
Землёю засыпан лежит,
А брат твой давно уж в Сибири,
Давно кандалами гремит».

По диким степям Забайкалья,
Где золото роют в горах,
Бродяга, судьбу проклиная,
Тащился с сумой на плечах.

На нём рубашонка худая,

«Оставил жену молодую
И малых оставил детей,
Теперь я иду наудачу,
Бог знает, увижусь ли с ней!»

Бродяга Байкал переехал,
Навстречу - родимая мать.
«Ах, здравствуй, ах, здравствуй, мамаша,
Здоров ли отец мой да брат?»

«Отец твой давно уж в могиле,
Сырою землёю закрыт.
А брат твой давно уж в Сибири,
Давно кандалами гремит.

Пойдём же, пойдём, мой сыночек,
Пойдём же в курень наш родной,
Жена там по мужу скучает,
И плачут детишки гурьбой».

Тексты народных песен, старинных романсов и произведений авторов советского периода истории России заимствованы из общедоступных (открытых) источников и представлены на сайте «Retroportal.ru» в целях ознакомления, а также популяризации творческого наследия. Достоверность текстов подтверждена их сверкой с песенниками и поэтическими сборниками, выходившими в печати.

pesni.retroportal.ru

Легенда о старике Байкале и его дочери Ангаре

В мире есть много озёр — больших и маленьких, глубоких и мелких, суровых и живописных. Но ни одно из них не может сравниться с Байкалом по широкой известности и громкой славе. Ни о каком другом озере не сложено столько легенд и сказаний, песен и стихов. В них звучит не только почитание, но и нечто такое, что подчеркивает присущее только Байкалу величие и резко выделяет его из всех озёр земного шара.
О Байкале существует легенда, которую в тех краях знает и стар и млад. Эта легенда гласит, что в местах, где сейчас плещется Байкал, и берет свои воды бурная река Ангара, жил богатырь по имени Байкал. И была у него дочь по имени Ангара. Также у Байкала было 336 сыновей, которых он держал в ежовых рукавицах. Суровый отец заставлял сыновей трудиться не покладая рук. Они топили снега и ледники и гнали хрустальную воду в одну большую котловину. То, что они с таким трудом добывали, проматывала их сестра. Ангара растрачивала собранное на наряды и разные прихоти.
Однажды прослышала Ангара от странствующих певцов, что живет за горами красавец Енисей. Узнав о его красоте и силе, она полюбила его всем сердцем. Но Байкал прочил ей в мужья старого Иркута. Еще строже стал стеречь старик дочь: заточил её в хрустальный дворец на дне подводного царства. Ангара плакала и просила богов помочь ей. Сжалились боги над пленницей и повелели ручьям и рекам размыть хрустальный дворец. Ангара вырвалась на свободу и бросилась бежать по узкому проходу в скалах.
От шума проснулся старый Байкал и бросился в погоню. Но куда ему было угнаться за молодой дочкой! Все дальше убегала Ангара, и тогда разъяренный Байкал метнул в беглянку каменную глыбу, но не попал. Так и осталась с тех пор лежать эта глыба в месте выхода реки из озера, и называют ее Шаманским Камнем.
Разбушевавшийся старик все бросал и бросал в дочь осколки скал, но каждый раз чайки кричали: «Обернись, Ангара!», и девушка ловко уклонялась от смертоносных посланцев отца.
Прибежала Ангара к Енисею, обняла его, и потекли они вместе к Студёному морю.

nsportal.ru

Евгений Чарушин - Военная собака: читать сказку для детей, текст онлайн на РуСтих

С пограничной заставы выехал в отпуск мой приятель.
Как только я узнал, что он приехал, я обрадовался и сразу же побежал к нему. Вот сейчас порасскажет он, думаю, мне чудес. Про свою службу, про случаи на границе, про шпионов и про военных собак.
Дело было утром, приятель мой ещё спал. Я его разбудил, расцеловались мы, похлопали друг друга, пожали, помяли.
— Ну, — говорю, — давай рассказывай самое интересное. Что повидал? Что случилось?
— Есть, есть что порассказать, — отвечает он. — Только давай-ка сначала попьём чайку.
Я схватил со стола чайник и побежал в коридор к умывальнику.
Чайник был грязный, закопчённый. Я весь перемазался сажей.
— Бери мыло да полотенце и иди умывайся, — говорит приятель, а я еще полежу и покурю.
Вот я намылил себе лицо, намылил руки. И вдруг — стоп! Вода бежать перестала. И мыло смыть нечем. Что ты будешь делать! Пойду-ка на кухню. Зажмурился покрепче, чтоб мыло в глаза не попало, и иду ощупью. Нашел дверь, нашел кухонную раковину. И вдруг кто-то как зарычит.
Я приоткрыл глаза и прямо обомлел. Стоит передо мной громадный пес, уши торчат, морда скривилась, и зубы оскалены. Поднял я руку — он шерсть вздыбил. Двинул ногой — он ближе подступил. Верхняя губа у него поднялась, и зубы лязгнули. Застыл я. Стою и не шевелюсь.
— Что ты, — говорю, — подлая собака, от меня хочешь? Я не вор, не бандит. Мне умыться надо, у меня глаза щиплет.
Я говорю, а пёс будто успокаивается. Замолчал. «Попробую, — думаю, — может, и умоюсь». Сунул руку к крану. Отвернул. Вода хлынула, а пёс ко мне. Стал передними лапами на раковину, зубы оскалил и рычит. Попробуй тут умойся. Тут бы только уйти подобру-поздорову.
Кинулся я к двери, а пес уж на пороге морду скалит.
Застонал я от обиды. Мыло глаза переедает. Вода рядом льется, а умыться нельзя. И не выйти никак. Ну и положение!
Вдруг слышу — товарищ кричит:
—Эй, где ты застрял, что с тобой?
А я и отвечать боюсь.
—Да откликнись! —кричит. —Ты умер, что ли?
Открыл он дверь, увидал меня, увидал собаку да ка-а-ак захохочет. Ухватился за живот и стонет, и подвывает.
—У меня все глаза выело, —говорю я сердито.
Он еще всхлипнул разок-другой от смеха и закричал:
—Фу! Фу! Это свой. Фу!
Пёс сразу встал, подошёл ко мне, обнюхал всего и ушёл в коридор. И тут уж я закричал:
— Так это, значит, твой пёс? А ты, сонная тетеря, знал, что он на кухне, и ничего мне не сказал!
Ух, как я рассердился. Промыл кое-как глаза и ходу домой.
Только дня через два мы с ним помирились. И тогда он рассказал мне много-много интересных историй, которые случаются на границе.

skazki.rustih.ru

Думы беглеца на Байкале (Давыдов) — Викитека

Думы беглеца на Байкале

Славное море — привольный Байкал,
Славный корабль — омулёвая бочка.
Ну, баргузин, пошевеливай вал,
Плыть молодцу недалечко!

Долго я звонкие цепи носил;
Худо мне было в норах Акатуя[1].
Старый товарищ бежать пособил;
Ожил я, волю почуя.

Шилка и Нерчинск не страшны теперь;
Горная стража меня не видала,
В дебрях не тронул прожорливый зверь,
Пуля стрелка — миновала.

Шел я и в ночь — и средь белого дня;
Близ городов я поглядывал зорко;
Хлебом кормили крестьянки меня,
Парни снабжали махоркой.

Весело я на сосновом бревне
Вплавь чрез глубокие реки пускался;
Мелкие речки встречалися мне —
Вброд через них пробирался.

У моря струсил немного беглец:
Берег обширен, а нет ни корыта;
Шёл я коргой — и пришёл наконец
К бочке, дресвою[2] замытой.

Нечего думать, — бог счастье послал:
В этой посудине бык не утонет;
Труса достанет и на судне вал,
Смелого в бочке не тронет.

Тесно в ней было бы жить омулям;
Рыбки, утешьтесь моими словами:
Раз побывать в Акатуе бы вам —
В бочку полезли бы сами!

Четверо суток верчусь на волне;
Парусом служит армяк дыроватый,
Добрая лодка попалася мне, —
Лишь на ходу мешковата.

Близко виднеются горы и лес,
Буду спокойно скрываться под тенью;
Можно и тут погулять бы, да бес
Тянет к родному селенью.

Славное море — привольный Байкал,
Славный корабль — омулёвая бочка…
Ну, баргузин, пошевеливай вал:
Плыть молодцу недалёчко!

1858

Примечания

Беглецы из заводов и с поселений вообще известны под именем «прохожих». Они идут, не делая никаких шалостей, и питаются подаянием сельских жителей, которые не только не отказывают им никогда в куске хлеба, но даже оставляют его в известных местах для удовлетворения голода прохожих. Беглецы не делают дорогою преступлений из боязни преследования; а жители не ловят их сколько потому, что это для них неудобно, а более из опасения, что пойманный, при новом побеге, отомстит поимщику. Беглецы боятся зверопромышленников и особенно бурят: существует убеждение, будто бы они стреляют прохожих (это и выражает стих: «Пуля стрелка — миновала»).

Беглецы с необыкновенною смелостию преодолевают естественные препятствия в дороге. Они идут через хребты гор, через болота, переплывают огромные реки на каком-нибудь обломке дерева; и были примеры, что они рисковали переплыть Байкал в бочках, которые иногда находят на берегу моря и в которых обыкновенно рыболовы солят омулей.

Шилка и Нерчинск. Под этими словами здесь разумеются всегда Шилкинский и Большой Нерчинский заводы. В последнем из них сосредоточено заводское управление. Говорят: «Партия ссыльных идет в Нерчинск»; значит — в Нерчинские заводы. Собственно же Нерчинск не что иное, как город, и туда никого за преступления не ссылают. Акатуйский рудник — место для самых злейших преступников. Баргузин — так называется на Байкале северо-восточный ветер, которым суда идут от Забайкалья на Иркутскую сторону. Корга — береговая отлогость.

1. В норах Акатуя — в Акатуйской каторжной тюрьме при Акатуйском руднике. Здесь провели долгие годы и многие революционеры.
  2. Дресва — крупный наносный песок.