Канистерапия лечение собаками


Канистерапия: как и кого лечат с помощью собак :: Жизнь :: РБК Стиль

Канистерапия: как и кого лечат с помощью собак

© apixel / gettyimages.com

Автор Юлия Карпова

12 сентября 2018

Канистерапия — метод лечения и реабилитации с использованием специально обученных собак. С недавних пор его начали успешно практиковать и в России. «РБК Стиль» рассказывает, как у собак появилась целебная сила и кого она может поставить на ноги.

В семье Кузнецовых живет мальчик Степа. Ему почти 8 лет. Он умеет ползать на коленках, самостоятельно есть и чистить зубы. Степа уже научился читать и складывать слова из кубиков, он знает, что такое математика, химия и физика, а еще любит английский, печь пироги и нырять. Пока что Степа не умеет самостоятельно ходить — передвигается он на коляске с помощью родителей и брата. Они же ездят с ним на занятия с овчаркой Малой. Собака стала для него не только другом, но и неотъемлемой частью курса реабилитации.

Канистерапия — метод не новый, но у нас, в России, заново открытый. С 60-х годов прошлого века западные врачи утверждают, что взаимодействие с собакой способствует развитию умственных и эмоциональных способностей, а также улучшению двигательных функций. Идея терапии с участием животных появилась у американского психиатра Бориса Левинсона, который опытным путем заметил, что пациенты получают заряд положительных эмоций, когда приходят на сеансы и встречаются с его собакой. С тех пор метод начал набирать популярность, и сегодня его используют для того, чтобы помочь детям с ДЦП, аутизмом, гиперактивностью, проблемами со зрением или слухом и с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

На данный момент в России это направление только зарождается. Глобальных центров, которые полноценно помогают детям, на территории страны лишь единицы. Нехватка научных теоретических работ объясняет то, что и на практике такой метод реабилитации знаком лишь узкому кругу специалистов и пациентов. Одна из наиболее крупных российских школ по канистерапии находится в Санкт-Петербурге. Сейчас она развивает это направление с опорой на выполнение физических нагрузок с учетом рекомендаций врачей. В Москве канистерапию практикуют в центрах «Солнечный пес» и «Сириус».

© пресс-служба

В подмосковном Жуковском минувшим летом канистерапией начала заниматься Анна Ворфоломеева. Вместе с кинологом Николаем Шмаковым они решили, что могут помогать детям развиваться и социализироваться в обществе. За три месяца на их уроках побывало около двух десятков человек, и большинство учеников теперь ни за что не готовы отказаться от таких встреч. В зависимости от заболевания Анна ставит цели и определяет индивидуальные методы работы.

В итоге получается, что абсолютно каждый ребенок принимает участие в терапии, но по-своему. «Часто на уроке может показаться, что мы выполняем одни и те же действия, но для особенных детей это не так просто. Держать поводок в левой руке или в правой, идти по прямой или извилистой траектории — абсолютно разные действия», — говорит Анна.

Секрет целебных свойств канистерапии заключается в том, что для ребенка собака выполняет функцию мотиватора: она стимулирует его на активную работу и достижение успеха. «Без четкой мотивации дети не понимают, зачем им терпеть боль и неудобства, чтобы куда-то дойти. Но в компании с собакой, с пониманием, что они становятся ответственными за животное, начинают бороться с трудностями».

Приблизительно через три месяца регулярных занятий можно увидеть результат. Однако практиковаться нужно постоянно: в работе с любыми детьми важна последовательность и осторожность.

Не каждому ученику легко привыкнуть к тому, что в классе есть собака: часть детей сначала пугается, наблюдает издалека и только через некоторое время решается принять участие в терапии. Например, мальчику Егору потребовалось около двух месяцев для того, чтобы начать контактировать с собакой. Сейчас он уже самостоятельно кормит и водит ее на поводке.

© пресс-служба

Пока команда работает только со среднеазиатской овчаркой Малой. Перед тем, как собака познакомилась с учениками, она прошла курс специальной подготовки и тестирование. По словам Николая, тестирование — это самый непростой этап для собаки: «Чтобы проверить, как она будет реагировать на детей, нужно создать условия максимального стресса, и убедиться, что собака не начнет проявлять агрессию. Если при раздражителях она ведет себя громко и навязчиво, ее мгновенно дисквалифицируют. Опыт показывает, что не каждая собака, с которой занимается профессиональный кинолог, может пройти такой тест с первого раза».

Недавно Мала, Анна и Николай начали сотрудничать с благотворительным фондом «Галчонок», который помогает в адресном лечении и реабилитации детям с ДЦП и другими органическими поражениями центральной нервной системы. Так у московских детей тоже появилось больше возможностей практиковать необычный метод. Вскоре, после консультации с врачами фонда, Николай составит для Малы курс специальной подготовки в соответствии с новыми задачами.

Степе Кузнецову общение с собакой приносит большое удовольствие. Но главное, оно помогает мальчику работать над собой. Когда собака подходит и начинает облизывать его руку, он невероятными усилиями пытается развернуть и раскрыть ладонь. То, что ради собаки он готов так стараться, похоже на настоящую магию. 

style.rbc.ru

как собаки лечат душу — Колесо жизни

Сегодня все более популярными становятся альтернативные методы психологической помощи, когда «психологами» являются животные. Среди всего многообразия самый распространенный – «канистерапия». Да, мы часто слышим фразу «собака-друг человека», но всю ее полноту раскрывает именно этот метод.

Как действует общение с пушистыми терапевтами и всем ли подходит такой способ лечения? – Ответы в нашем материале.

Что такое «канистерапия»

Думаю, многих владельцев собак после их возвращения домой ждет мини-шоу от домашних любимцев под названием «наконец-то ты пришел». Эти животные – одни из самых умных и эмоциональных среди всех представителей фауны. Поэтому и неудивительно, что истоки возникновения метода «канистерапии» достигают еще первобытных времен.

Наблюдая за поведением «братьев меньших», древние люди верили, что если сделать тотем или амулет с изображением собаки, то он наделит их силой данного животного. Кроме того, такой своеобразный оберег настраивал на правильный психологический настрой, снимал напряжение и помогал бороться со страхом.

Значительно позже – в 1792 году, в английском городе Йорк, психиатры начали применять общения с собаками при лечении душевнобольных людей. За счет их взаимодействия, наблюдалось значительное улучшение состояния пациентов, а также усиления действия других методов. Именно это событие стало толчком для изучения влияния других животных на человека и развития отдельной науки – «анималотерапии».

Смоки – йоркширский терьер-терапевт

Следующим витком в истории развития канистерапии считают времена Второй мировой войны. В то страшное время, был зафиксирован первый известный собака-терапевт – йоркширский терьер Смоки. Он работал в госпиталях для раненых в течение 12 лет и помог вылечиться от депрессии и посттравматических стрессов тысячам военных, за что получил 8 боевых наград.

Как научный метод, канистерапия начала свое развитие лишь во второй половине ХХ века. Произошло это благодаря стечению обстоятельств: врач-психиатр Борис Левинсон работал с ребенком, у которого был диагноз аутизм. Во время одного из приемов, пациент заметил собаку-врача и, будучи почти неконтактным, начал с ней играть и взаимодействовать. В дальнейшем психиатр начал использовать такой метод лечения и с другими больными, что давало большую положительную динамику.

В наше время канистерапия – это один из основных методов лечения и реабилитации людей с различными нозологиями посредством общения с собаками, который успешно внедряется в современной медицине и психологии.

Выделяют два основных вида канистерапии:

  • Пассивная, при которой терапевтическое воздействие достигается путем созерцания, без тактильного контакта с собаками. В таких случаях, польза для человека достигается за счет простого присутствия животного рядом.
  • Активная – когда пациенты за счет тактильного взаимодействия, игры и ухода за собаками, получают психотерапевтическую помощь. В таких условиях лучше проходит социализация людей с нарушениями и нормализуется психическое состояние.

В целом существует множество реабилитационно-лечебных программ, которые помогают людям с особенностями лучше взаимодействовать с окружающим миром, а также улучшают навыки самостоятельности.

Показания и противопоказания канистерапии

Собаки – удивительные создания, они не только способны лечить, а и диагностировать множество болезней. Например, в США активно разрабатывается программа по подготовке собак, которые способны распознавать предвестники эпилептических припадков, скачков уровня сахара в крови у людей с диабетом, а также признаки приступов астмы.

Если говорить о лечебных свойствах пушистых терапевтов, то они помогают справиться с:

  • фобиями, паническими атаками и навязчивыми, неконтролируемыми страхами;
  • кризисными состояниями и приступами истерии;
  • аутистическими проявлениями;
  • неврозами;
  • депрессией.

Кроме того, общение с собаками просто необходимо людям с неизлечимыми болезнями, особенно во время прохождения стадий принятия своего состояния.

Еще одним направлением подготовки животных является предоставление им навыков взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями. В таких случаях, собаки становятся не просто помощниками и поводырями, а и своеобразным мостиком для взаимодействия с окружающим социумом.

В домашних условиях, ваши домашние любимцы – это неисчерпаемый источник мотивации, ведь собак необходимо выгуливать, а значит вы автоматически становитесь более ответственными и организованными. Кроме того, за счет прогулок вы чаще бываете на свежем воздухе, а особенно активные породы собак помогут вам полюбить спорт.

Противопоказания канистерапии

Любой положительный метод воздействия имеет свои исключения. Поэтому существуют случаи, когда взаимодействие с собаками нежелательно:

  • аллергия на животных;
  • повреждение кожных покровов и заболевания кожи;
  • болезни дыхательных путей;
  • инфекционные заболевания;
  • фобии, связанные со страхом собак.

Важно отметить, что сеансы канистерапии должны проходить в присутствии и при непосредственном участии квалифицированного канистерапевта. Ведь при неумелом использовании данного метода можно навредить пациенту и непроизвольно сформировать у него гиперпривязанность к собаке.

Популярные породы собак для канистерапии

Конечно, нельзя обойти вниманием разнообразие пород собак. Для канистерапии подойдет любая из них, главное, чтобы животное было хорошо натренировано специалистами данной сферы. Кроме того, они проходят специальное тестирование, которое проверяет их поведенческие реакции на громкие звуки, резкие движения, и наличие агрессивности по отношению к человеку, или других животных.

При выборе собаки для проведения сеанса канистерапии, стоит отталкиваться от конкретного случая. Так, собаки небольших пород лучше всего подходят для работы с людьми пожилого возраста, а также для пациентов хосписов. Животные средних и больших размеров часто используют для работы с детьми и подростками с заболеваниями психического и психосоматического генеза.

Читайте также: Фелинотерапия: лечение кошками

Выбор породы собаки зависит и от конкретных коррекционно-реабилитационных целей. Например, для канистерапии с пациентами, которые имеют элементы девиантного поведения, различные психические заболевания и ограничения физических возможностей, используют собак ездовых пород – лайки, хаски, маламуты, самоеды. Считается, что именно эти породы наиболее дружелюбно относятся к людям и быстро учатся.

Не слишком подходящими для канистерапии оказались пудели и собаки породы чихуахуа. Из-за своей уязвимой нервной системы данные животные быстро устают и отказываются выполнять дальнейшие команды.

Как видим, канистерапия – это уникальный метод, который не только помогает диагностировать и лечить различные болезни, а и дарит положительные эмоции.

Спасибо, что помогли сделать качество статей лучше!

kolesogizni.com

Канистерапия или лечение с помощью собак – Все о меню

Лечения собаками (или канистерапия) является одной из вспомогательных форм в процессе реабилитации детей и взрослых. Основана на терапевтическом эффекте прямого контакта между людьми с ограниченными возможностями и собакой. Это позволяет восстановить ранее потерянные или воспитывать новые функции и поведение в физической, образовательной, психологической и социальной сферах. Следует отметить, что это дополнительный элемент, который поддерживает реабилитацию и не может использоваться как единственная форма терапии.

Что такое собакотерапия

Лечения собаками (канистерапия) — это метод, который все чаще используется в странах СНГ. Это связано с тем, что присутствие собаки во время курса — идеальная мотивация для усилий и спонтанности. Собака знакомит с радостью и чувством безопасности. Развивается данная терапия в основном благодаря деятельности различных ассоциаций и организаций, которые поставили перед собой цель проведения занятий и продвижения метода. Следует отметить, что этот метод никоим образом не регулируется, что означает, что нет четких правил, регулирующих компетенции человека, проводящего занятия с собакой, обучения самой собаки, а также нет сформулированного общепринятого определения канистерапии. Тем не менее каждая организация имеет внутренние правила, определяющие стандарты. Стоит упомянуть классификацию классов с собакой, представленную Австралийской организацией Delta Society, которая выделяет два типа встреч:

AAA (Animal Assisted Activity) — такие встречи могут проводиться людьми, не имеющими медицинского образования. Обычно они проводятся в более крупных группах, например, в домах социальной помощи, лечебных центрах, хосписах. Стоит отметить, что эти классы не проводятся в соответствии с подготовленным сценарием и не хранят медицинские записи. Продолжительность зависит от потребностей пациентов. Основная цель посещений — разрешить контакт с собакой. В таких встречах указывается частая смена людей и собак.

AAT (Animal Assisted Therapy) — занятия проводят квалифицированные терапевты (врач, психолог или физиотерапевт). Занятия сосредоточены на терапии данного пациента. Редко размер групп превышает несколько человек. Терапия проводится в соответствии с подготовленным сценарием, направленным на достижение конкретных заранее установленных терапевтических целей. Это типичная собакотерапия, ведущая к улучшению функционирования человека во всех сферах жизни. Иногда AAAT (Animal Assisted Education AAE) выделяется как часть AAT, который фокусируется исключительно на улучшении навыков образовательной сферы.

Цели лечения собаками

Цели собакотерапии определяются индивидуально в зависимости от дисфункции пациента. Тем не менее среди них перечислены:

  • Физическая сфера:
    • Улучшение функции малых и крупных моторных навыков;
    • Улучшить чувство равновесия;
    • Улучшение координации визуально-двигательных операций;
    • Увеличение свободы передвижения в инвалидном кресле;
  • Образовательная сфера:
    • Увеличение ресурсов словаря;
    • Знакомство и консолидация концепций форм, цветов, размеров и т. д.;
    • Улучшение долговременной и краткосрочной памяти;
  • Психическая сфера:
    • Повышение самооценки;
    • Развитие способности сосредоточиться на одной или многих вещах;
    • Улучшение вербальной коммуникации;
    • Снижение чувства тревоги и одиночества;
  • Социальная сфера
    • Содействие установлению межличностных контактов, а также отношений между человеком и животным;
    • Увеличение активности в группе;
    • Повышение готовности к действию.

Главная задача лучших друзей человека  — поддерживать общее развитие ребенка, которое в то же время учится правильно относиться к животному, заботиться о нем и его потребностях.

Участники занятий

Участниками занятий могут быть как дети, так и взрослые. Из-за хорошего влияния животных на поведение и реакцию пациента, можно направить веселье таким образом, что он выполняет упражнения, к которым он ранее неохотно делал. Много раз положительное изменение подхода пациента к работе во время терапии отмечалось в то время, когда задачи выполнялись совместно с собакой или в его присутствии. Терапия собаки приносит очень хорошие терапевтические эффекты при работе как со здоровыми людьми, так и с разной степенью инвалидности. Поэтому люди могут участвовать в занятиях, например:

  • С церебральным параличом;
  • С синдромом Дауна;
  • С атрофией мышц;
  • С двигательными расстройствами развития;
  • С дефицитом внимания;
  • С аутизмом;
  • Умственно отсталые;
  • Эмоционально неустойчивый и т. д.

Однако есть также противопоказания к участию в собачьей терапии. Главным противопоказанием является аллергия на шерсть собаки. Лечения собаками также прекращается, когда пациент становится слишком привязанным к собаке, и после окончания занятий трудно заканчивать дружбу с животным. Также необходимо отказаться от терапии собакой в ​​тот момент, когда она становится объектом конкуренции между участниками занятий. Если такие действия не будут предприняты, терапевтические цели могут быть отменены, и в некоторых случаях дисфункции могут углубляться, особенно в психологической сфере.

Терапевт обязан обратить внимание не только на поведение пациентов, но и на собаку. Если он замечает в нем тревожное поведение (например, уход, избегая контакта с пациентом), рекомендуется перевести собаку другую. Иногда пациенты проявляют страх перед животным. Это также является противопоказанием для терапии собак, хотя в некоторых случаях эту форму терапии можно использовать, чтобы избавиться от фобии пациента. Терапия начинается с ознакомления человека с присутствием собаки и убеждения ее в том, что это конкретное животное безопасно и дружелюбно. Иногда страх преодолевается во время первого класса. что это конкретное животное безопасно и дружелюбно.

Собака как помощник терапевта

Собака помогает врачу во время занятий. Это становится стимулом для пациента делать упражнения. Правильно обученный терапевт умело ставит задачи в игру с животным. Благодаря этому пациенты более склонны выполнять задание, уделяя им все свое внимание. Собака может выполнять упражнение вместе с пациентом или быть вознаграждением за его работу. Я говорю о том, чтобы погладить собаку или кормить ее после правильного выполнения данной деятельности. Собака, которая участвует в собачьей терапии, должна быть должным образом подготовлена.

Порода также важна. Предпочтительными являются чистые породы собак с родословной. Благодаря этому можно проследить его генеалогическое древо и предсказать его поведение, основанное на общих характеристиках породы. Что собака выполняет свою роль во время занятий, никоим образом не может показать агрессию, господство, беспокойство или гиперактивность. Однако такие функции, как: абсолютное повиновение опекуну, покорность, равновесие и легкость обучения незаменимы. Примерно через 7-8 недель жизни выбранный щенок подвергается предрасположенным испытаниям, проводимым тренером или бихевиористом. После приведения щенка домой необходимо наладить прочные отношения с владельцем-терапевтом. От маленькой собаки привыкли контактировать с множеством разных стимулов и целенаправленной забавы.

Также необходимо обучить собаку отдыху (которая используется, например, во время занятий), и возможность сосредоточиться на руководстве. После тренировки, чтобы получить возможность работать с собакой во время занятий, он должен пройти специальный тест. Собака также должна находиться под контролем ветеринара в любое время. В собакотерапии может работать только собака, которая является здоровой, эффективной, чистой и ухоженной.

Наиболее часто выбранными терапевтами для обучения собак являются, например:

  • Лабрадор-ретривер
  • Золотой ретривер
  • Бернский зенненхунд
  • Сибирский хаски
  • Аляскинский маламут
  • Кавалер Кинг Чарльз Спаниель

Терапевт

Терапевт, проводящий занятия, должен обладать соответствующими чертами характера. К ним относятся, например, эмпатия и открытость для других людей, объективность, энтузиазм, а также теплота и терпение. Хороший терапевт также характеризуется сильной личностью, необходимой для работы с собакой. Межличностные навыки имеют большое значение, то есть открытость, принятие, доверие и способность общаться с другим человеком. Хороший терапевт может справиться с потехой таким образом, что предполагаемый сценарий будет реализован точно. Благодаря этому достигаются конкретные физические, психологические и социальные последствия.

Как проходят занятия

Занятия по лечению собаками, можно проводить в любом месте, потому что благодаря различным типам инструментов можно настроить упражнения и задачи для пациента и собаки. Например, выделяются красочные шары, чаши, ложки, платформы, скакалки, кабели, фольги и всевозможные другие вещи, которые возбуждают воображение и облегчают необходимые упражнения. В случае задач единственным ограничением является воображение. Упражнения могут быть организованы так, чтобы у пациента сложилось впечатление, что он выполняет их вместе с собакой. Другим видом упражнений является ситуация, когда пациент после задания может кормить собаку в качестве награды. Упражнения также распространены, когда терапевтические эффекты получаются путем простого ухода за собакой, то есть поглаживания, расчесывания, питья и т. д. Терапия собакой занимает около 45 минут, и они обычно запускаются один раз в неделю или два раза в месяц. Вначале происходит приветствие с собакой, затем выполняются упражнения, и, наконец, терапевт рекомендует успокаиватся и прощаться с собакой. Выполненные упражнения можно разделить с точки зрения терапевтических целей:

  • Упражнения из физической сферы:
    • Улучшение навыков ручной работы, например, кормление собаки ложкой, отстегивание и закрепление поводка, выливание воды из бутылки в миску, сбор разбросанных предметов, например миски;
    • Улучшение мобильности, например, прохождение через материальный тоннель за или перед собакой, перемещение и под собакой, прыжки с препятствиями с собакой, бросание пищи или игрушек собаке;
  • Упражнения в ментальной сфере, например, поглаживание собаки, расчесывание ее, обнимание, прислушивание к регулярному дыханию или сердцебиению собаки, укладка собаки на спину лежащего человека, имитация поведения собаки;
  • Упражнения из сферы образования, например, указание и подсчет частей тела собаки и отображение их у себя дома или другого лица, определение того, для чего предназначен объект, сопоставление объектов парами с точки зрения цветов, форм или размеров. Награда за хороший ответ — это, например, кормление собаки или прогулки по комнате с ним;
  • Упражнения из социальной сферы, например, уход за собакой вместе с другим человеком, совместное выполнение упражнений.

Следует помнить, что терапевт выбирает упражнения и их трудности в зависимости от пациента и его инвалидности, а также многих других факторов.

Распространение в России

В Москве есть несколько центров, наиболее известный центр «Солнечный пес». Под руководством лабрадоров ежегодно на выставках выступают дети с различными заболеваниями, показывая очень яркие и насыщенные номера. В Санкт-Петербурге канистерапевты предпочитают использовать для работы ризеншнауцеров.

А в Обнинске, что в Калужской области, функционирует центр «Радуга», где оказывают помощь беспородные собаки (дворняжки).

Во многих крупных городах практикуют лечение собаками. Мурманск, Омск, Новосибирск, Рязань, Владивосток, Екатеринбург — это далеко не полный список городов, где готовы оказать помощь «лохматые доктора».

Заключение

Канистерапия является одним из наиболее часто используемых методов для дополнения реабилитации с использованием животных. Во время занятий пациент выполняет упражнения вместе с собакой или в его присутствии, что дает ему мотивацию и открывает контакты с другими людьми. Лечения из собаками приносит очень хорошие терапевтические результаты в работе с людьми разных типов и степеней инвалидности, улучшая их навыки в области физического, умственного, образовательного или социального. Занятия проводятся обученным терапевтом, который может выполнять соответствующие упражнения через игру. Собака правильно подобрана и обучена таким образом, чтобы быть терпеливым и в то же время абсолютно послушным терапевту. Собака не оценивает пациентов, безоговорочно принимающих все свои преимущества и недостатки.

Собака-врач, или что такое канистерапия: Видео


vseomenu.ru

Лечение собаками. Канистерапия

Они стали верными компаньонами на охоте, в защите дома и семьи. Выполняя разные функции, собаки поменяли жизнь людей, наполнили ее новым смыслом, сделали легче и разнообразнее. Со временем стало понятно, что они могут успешно лечить человека. Одним из первых это заметил древнегреческий доктор и философ Гиппократ, но официально применять собак в лечении людей стали намного позже.

В начале 18-го века в британской психиатрической клинике стали использовать собак для лечения душебольных людей. Это направление стало называться канистерапией. Итоги лечения приятно удивили и докторов, и пациентов. С того времени перечень полезных качестве и умений собак пополнился еще одним пунктом - умением врачевать. Сегодня лечение собаками приносит пользу больным людям. В 90-ых годах прошлого века Министерство Здравоохранения Америки официально разрешило присутствие собак в клиниках и госпиталях страны в качестве медицинского работника - с обязанностями, заработной платой и социальным обеспечением. Контакт с животными заметно улучшал эмоциональное настроение пациентов, помогая им бороться с депрессией, чувством изолированности и страхом.

В России канистерапия тоже не осталась без внимания. Она отлично показала себя в терапии детей. Врачи НИИ педиатрии при РАМН провели перечень испытаний и подтвердили, что общение с собаками благоприятно отражается на детях, помогает им развивать моторику и речевые способности, улучшает эмоциональное состояние и восприятие внешнего мира. В России в Санкт-Петербурге были созданы центры канистерапии, одним из них является Ассоциация Поддержки и Развития Канистерапии.

Чаще всего ее используют в качестве дополнительной методики при лечении психиатрических и неврологических патологий:

  • синдром высокой тревожности,
  • синдром Дауна,
  • синдром нехватки внимания с гиперактивностью,
  • аутизм,
  • детский церебральный паралич.

Высокие результаты наблюдаются при лечении канистерапией и в момент восстановления больных после инсульта. Более того, подмечено, что собаки помогают справляться с тяжелыми стрессами и затяжной депрессией.

Если для примера взять больных с психическими расстройствами, то канистерапия для детей происходит поэтапно:

  1. Сначала малышу подобрано и увлекательно рассказывают о питомце, показывают фотографии, иногда видеоролики.
  2. После этого учат правильно контактировать с животными на примере мягкой игрушки.
  3. Потом показывают собаку на маленькой дистанции, рассказывают о ее поведении и нраве. Это делается для того, чтобы ребенок смог ближе понять собаку, привыкнуть к ней и удостовериться, что она добрая, покладистая, и бояться ее не нужно.
  4. Затем начинаются занятия. Это могут быть простые упражнения терапевтической физкультуры или логопедические тренировки.

Собака является идеальным мотиватором для плохо говорящих и совсем не говорящих деток. Она без слов понимает и эффективно побуждает в детях речевые умения, и они начинают общаться. А если ребенка, у которого сильный спазм мышц, положить рядом с большой и теплой собакой, то его мышцы расслабляются, он становится спокойным и чувствует себя намного лучше. Что касается взрослых, то здесь нужно выделить умение питомцев приводить в норму артериальное давление у гипертоников - поглаживая умную и добрую собаку, прикасаясь к ее шерсти, человек чувствует себя спокойным, умиротворенным. Присутствие пса в доме помогает одиноким людям чувствовать себя необходимым и счастливым.

Не все собаки могут быть использованы в качестве врачей. Псы с нестабильной от природы психикой не подходят для терапевтических целей. Речь о маленьких породах и бойцах. Питомца сначала отбирают по поведенческим тестам. Смотрят не на степень ее дрессировки, а на ее природные реакции на различные раздражители. Если собака спокойная, если видно, что она желает учиться, что она терпелива, у нее отличная нервная система, то специалисты начинают ее обучение. И когда она прошла все этапы, сдает экзамен и получает свидетельство Собака - источник реабилитации пациента. Терапевтические характеристики собак не сильно зависят от породы. Во многих ситуациях важную роль играет характер питомца, его воспитание, профессионализм инструктора, который ее обучал. Чаще всего в терапевтических целях применяют умных и добрых ретриверов, лабрадоров.

etopet.com

На приёме у собак. Что такое канистерапия? | Здоровье ребенка | Здоровье

Наш эксперт – психолог, психотерапевт, канистерапевт, кинолог Ирина Гришина. 

Пёс придёт на помощь

Канистерапия (по-латыни «canis» – «собака») – это особый метод лечения и реабилитации, где в роли доктора выступает собака. У необычного врача широкая квалификация – собаки могут помочь в обучении детей, они справляются с эмоциональными нарушениями, решают некоторые медицинские проблемы. Собака может работать и геронтологом, и педиатром – часто канистерапия используется, чтобы помочь пожилым людям и детям с ограниченными возможностями здоровья.

Особенные дети нередко занимаются вместе со своими здоровыми сверстниками, а хвостатый доктор помогает и тем и другим: первым – научиться общаться, а вторым – быть терпимее к окружающим.

Секрет успеха четвероногого врача в его искренности. И даже если дрессированный пёс просто выполняет отведённую ему задачу, он проявляет неподдельную радость от общения с человеком. А раз так, у собачьего пациента уходит нервное напряжение, снимаются спазмы и мышечные зажимы, улучшается настроение и уходят комплексы, которые, к примеру, мешали малышу с нарушениями речи начать произносить слова. Да и лечиться, когда даже малейший успех вызывает восторг «доктора», легко и приятно.

Мне страшно!

Канистерапия нередко применяется для коррекции эмоциональных нарушений у детей. Общение с доброжелательным псом помогает ребёнку справиться со страхами, побороть тревогу и избавиться от агрессии.

Пример из жизни

Родители четырёхлетней Нади (имя изменено) обратились к психологу-канистерапевту, потому что Надя мучила их домашнего котёнка. Выяснилось, что мама и папа отчасти сами виноваты в Надиной жестокости – до недавнего времени родители много пили. Надя боялась семейных скандалов, которые были нередки, а родители не обращали на неё никакого внимания. В результате страхи девочки вылились в агрессию по отношению к котёнку. Власть над беззащитным существом давала Наде хоть немного уверенности в своих силах.

На помощь девочке пришёл огромный чёрный терьер. Дрессированный пёс взял на себя роль защитника и няньки. С такой собакой можно ничего не бояться. А ещё пса можно обнять. Или поиграть с ним в парикмахера. Или просто подарить ему игрушку. Или покормить из рук. А иногда пёс сам приносил Наде подарки и часто «целовал» её в нос. В общем, делал всё то, что когда-то не делали родители девочки. Со временем лохматый друг прогнал Надины страхи, дал ей уверенность в себе и возможность проявить заботу, а вместе с этим пропала и Надина жестокость к другим животным.

Разумеется, самостоятельно собака не может догадаться, какую роль ей необходимо сыграть, чтобы помочь ребёнку. В случае с Надей психологи-каниcтерапевты поняли, что девочке просто не хватает опоры в жизни, и создали ситуацию, чтобы девочка смогла её получить, подобрав собаку, которая способна выступить в роли надёжного защитника и друга.

Снять зажимы

Отдельное направление канистерапии – работа с детьми, страдающими детским церебральным параличом. Занятие проходит весьма необычно. Собака или несколько псов ложатся на ковёр, а сверху прямо на них укладывают ребёнка. Собака умеет подстроиться под дыхание больного малыша, к тому же любому псу нравится просто расслабленно валяться на полу. А вслед за собакой расслабляются и дети: разжимаются спазмированные кулачки, уходит напряжённая мимика, а иногда ребёнок просто мирно дремлет в компании сопящей собаки.

Поговори со мной!

Нарушение речи у детей – тоже распространённая проблема для собак-терапевтов. Когда отдаёшь команду псу или просто ласково шепчешь ему на ушко, не нужно стесняться. Собака не станет смеяться, а понимание со стороны лохматого доктора – отличный стимул, чтобы говорить ещё больше и чётче.

Как правило, такие занятия проходят в свободной форме. Ребёнок, который занимается в группе, может быть вовлечён в общую игру, придуманную психологом, но может и просто уединиться с понравившейся собакой, чтобы «поговорить по душам». Родители на таких занятиях или отсутствуют, или просто тихонечко сидят в сторонке, чтобы не давить на детей и не мешать малышам общаться с собаками. Такая доверительная обстановка помогает детям расслабиться. Ребёнок, у которого есть проблема, видит, как другие дети отдают команды, и тоже вовлекается в процесс игры.

Пример из жизни

У Вовы (имя изменено) синдром Дауна. Когда мальчик в пятилетнем возрасте пришёл на первое занятие, он почти не мог говорить, его не брали в детский сад, он не умел общаться ни со взрослыми, ни с детьми. Зато Вова любил собак и ему нравилось, как они выполняют команды других детей. Спустя некоторое время Вова заговорил. Его первыми словами стали: «Сидеть!», «Лежать!» и «Апорт!» Разумеется, этими словами дело не ограничилось, и теперь Вова любит поболтать с одноклассниками, ведь он пошёл в школу!

Кто поступит в медицинский?

Для того чтобы стать врачом, нужно выдержать очень строгий экзамен. Причём отбор проходят не только собаки, но и их хозяева. Дело в том, что далеко не все собаки с щенячьего возраста воспитываются кинологами для того, чтобы помогать людям. Некоторые становятся докторами в зрелом возрасте и приходят в центры канистерапии вместе со своими владельцами.

От человека требуется, чтобы он хорошо понимал своего питомца и умел с ним взаимодействовать, а от собаки – крепкие нервы, отзывчивость и отсутствие агрессии. Если первый тест пройден, начинается учёба. Сначала обучение проходит хозяин, а затем – собака. После того как стажировка закончена и финальный экзамен сдан, можно приступать к делу.

Работа довольно тяжёлая, к концу дня собаки нередко устают. Поэтому в центрах канистерапии для четвероногих сотрудников предусмотрены перерывы и места отдыха. Но свою профессию собаки любят!

Первый читатель

Актриса Илана Юрьева

Моя собака живёт за городом, и она даёт нам чувство спокойствия. Мне почему-то кажется, что она оберегает нас лучше любых замков и сигнализаций.

aif.ru

особенности лечения и противопоказания, подходящие породы собак

Что такое канистерапия? Как появилась методика, в каких направлениях используют современные нетрадиционные методы лечения и реабилитации детей и взрослых? Какие собаки подходят на роль «докторов» и нужно ли специальное обучения для этого? Какие проблемы можно решить с помощью канистерапии, и как это работает? В этой статье вы найдете ответы на все вопросы, касающиеся метода лечения с помощью четвероногих целителей.

История появления

Первые упоминания о свойстве собак положительно влиять на людей с разными недугами датируются временами Гиппократа. Около 3 тысяч лет назад целители древней Греции и Египта использовали их при лечении своих пациентов. Существуют документы, датированные 18 веком, где описывается практика лечения душевнобольных в клинике английского города Йорка. Больные ухаживали за собаками, общались, находясь в тесном контакте, что существенно повышало эффективность основного протокола лечения.

После Второй мировой войны, когда еще никто не знал, что такое канистерапия, подобные наблюдения были сделаны врачами Красного Креста – в госпиталях, куда разрешалось приводить собак, процесс выздоровления раненых протекал значительно быстрее. Нью-Йоркские госпитали стали активно использовать этот метод в отношении своих пациентов.

Впервые понятие терапии с участием животных было сформулировано и введено в 1960 году. Американский практикующий врач, специалист в области детской психиатрии Борис Левинсон обратил внимание на некоторую особенность при проведении домашних сеансов. Его собака, часто присутствующая на этих сеансах вызывала у детей-пациентов положительную реакцию. Психиатр серьезно заинтересовался исследованиями в этой области и вскоре его метод приобрел широкое распространение на западе.

Область применения

Длительные наблюдения врачей и психологов за взаимоотношениями пациентов с собаками позволило сделать выводы, что даже наблюдение за животными способно стабилизировать душевное состояние пациента, вернуть комфорт, предотвратить истерические состояния, снять приступы мигрени.

Всем известно про удивительные возможности собак спасателей, поводырей. Но они так же являются отличными диагностами. Специально обученные животные могут заранее предупредить о приближающемся приступе эпилепсии или астмы. Существует методика, в которой собаки по запаху могут определить у человека серьезные заболевания на ранних стадиях, не выявленные традиционными диагностическими методами, в том числе онкологические. Обучают собак и поддержке людей с различными видами фобий.

При каких болезнях разрешена канистерапия

Благодаря наблюдениям и исследованиям специалистов в этой области список болезней и расстройств, при которых рекомендовано применение подобной методики довольно большой:

  • Стрессовые ситуации, депрессия, кризисы. Общение с собаками в момент острых душевных переживаний стабилизирует состояние, помогает в социализации (позволяет начать общение с людьми на тему собак), снимает тревожные состояния, успокаивает, расслабляет.
  • Мотивация – общение с собакой предполагает постоянный контакт и необходимость определенных действий, например прогулок. Регулярные прогулки — это физическая активность, минимальные нагрузки, рекомендованные для людей с заболеваниями сердечно сосудистой системы, общение с единомышленниками (собачниками).
  • Синдром Дауна, агрессия, гиперактивность – состояния, при которых канистерапия позволяет успокоиться, сконцентрироваться на объекте, снизить уровень агрессии, возбуждения.
  • Психические заболевания: аутизм, болезнь Альцгеймера, детский церебральный паралич. Присутствие собак позволяет людям с подобными диагнозами обрести эмоциональную стабильность, благотворно влияет на общее состояние, успокаивает и расслабляет.
  • Люди с ограниченными возможностями, имеющие собак, более социально адаптированы, воспринимаются окружающими с пониманием, теплом.
  • Люди с неизлечимыми болезнями, проходящие стадии психологического принятия своего состояния (отрицание, гнев, сделка, депрессия, принятие) легче переживают кризис в присутствии молчаливого компаньона. При этом собака помогает сохранять эмоциональную стабильность, справляться с отчаянием и страхом.

У всех пациентов во время канистерапии наблюдается значительное улучшение состояния, способность к концентрации внимания, улучшение настроения и эмоционального фона в целом. Социальная адаптация проходит быстрее.

Особенности лечения

Участие собак в процессе лечения делят на активное и пассивное. Во время активной канистерапии животное полностью вовлечено в деятельность пациента. Это уход, кормление, постоянный тактильный контакт (развитие моторики). Пациенты с задержкой психо-соматического развития, с нарушениями работы опорно-двигательного аппарата приобретают полезные навыки, повышающие самостоятельность.

Пассивная терапия не предполагает непосредственного контакта, а только лишь наблюдение за животными, живущими в вольерах, природных парках и заповедниках. Даже такая форма общения с животными приносит ощутимый результат.

Породы собак

Нет определенных пород или строгих ограничений для собак врачевателей — это может быть породистая собака или дворняга, любого размера. Главное условие — это отсутствие агрессии по отношению к человеку, обучаемость, отсутствие страха, стрессоустойчивость. Пройдя специальный курс обучения, животное получает свидетельство «собака – средство реабилитации». Выбор размера животного определяется протоколом и стратегией лечения, а не личными предпочтениями врача или пациента. Собаки мелких пород чаще используются для работы с взрослыми лежачими пациентами, с пожилыми людьми. Крупные и средние собаки хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми и подростками.

Противопоказания

Серьезными противопоказаниями к проведению канистерапии может стать только наличие аллергических реакций на шерсть животного. Еще один аспект, который следует учитывать – это возникновение сильной привязанности к собаке. Избежать этого поможет только правильно подобранная стратегия лечения. Итак, что такое канистерапия? Это бесценная, безвозмездная помощь и надежда для многих людей с серьезными заболеваниями и проблемами со здоровьем.

lovely-dog.ru

Канистерапия: реабилитация с помощью собак

Терапия собаками набирает всё большую популярность благодаря дружелюбности и подчиняемости этих животных. Канистерапия, как метод адаптации, реабилитации и социализации, активно используется не только за рубежом, но и в нашей стране. В Омске, Новосибирске, Обнинске, Санкт-Петербурге, Москве и других городах успешно действуют центры терапии с помощью собак, в которых сотни животных-докторов проводят лечение канистерапией большого количества пациентов.

Метод канистерапии

Даже простая игра с собаками снимает негативные переживания, позволяет довериться педагогам и открыть человека для общения. Собака для пациента предстает и тренером, и аниматором, и другом, с которым можно пообщаться. При научном подходе канистерапия часто используется для помощи людям с ограниченными возможностями, а также для лечения ДЦП, аутизма, проблем с сердцем, заболеваний головного и спинного мозга, неврозах, гиперактивности.

Занятия канистерапией подходит для:

  • стимулирования интеллектуальных, познавательных и эмоциональных способностей;
  • развития моторики и двигательных функций;
  • избавления от фобий, агрессии, гиперактивности, рассеянности, недоверия и иного эмоционального дисбаланса;
  • установления контакта и улучшения общительности;
  • улучшения физического состояния за счет специальных упражнений.

Часто канистерапия используется при аутизме, когда собака вовлекает в общение, обращая на себя внимание. Постепенно пациент начинает общаться с животным, а затем обращает внимание на терапевта.

С осторожностью стоит использовать канистерапию при открытых ранах, заболеваниях кожи, инфекционных заболеваниях и повышенной температуре. В случае аллергии на собак метод стоит исключить. А вот при боязни собак канистерапия не противопоказана, однако программа реабилитации корректируется и начинается с адаптации пациента к животному.

Направления, которые охватывает канистерапия, достаточно обширны:

  • Лечебная практика — это возможность предотвращать и помогать при болях в большом спектре заболеваний. Как правило, в таком случае собака ложится на больное место, и под теплом дискомфорт проходит. Детям с ДЦП и другими заболеваниями опорно-двигательного аппарата при канистерапии полезны упражнения: погладить животное, показать команду, водить за поводок, делать зарядку.
  • Диагностика приступов заболевания. Собаки, у которых инстинкты и природная чувствительность гораздо сильнее, могут предотвращать обострение. Многократно замечено поведение собак, когда при наступающем приступе эпилепсии ребенка она ложилась на него, прижимала своим телом и таким образом защищала от возможных повреждений.
  • Собака-помощник — это обслуживающее направление, когда животное не просто друг, но и компаньон для слабовидящих, слабослышащих и прикованных к инвалидной коляске. В данном случае животное постоянно сопровождает человека.
  • Терапевтическое направление канистерапии включает в себя комплекс индивидуально разработанных упражнений с собакой и педагогом, направленных на улучшение психического и эмоционального здоровья.

Какие собаки подходят: породы собак для канистерапии

Все собаки добры к своим хозяевам, но не каждое животное подойдет для канистерапии. Важна не столько порода будущего терапевта, сколько характер и предрасположенность к реабилитационной деятельности. Ведь пациенты приходят с различными диагнозами, и чаще всего первая реакция на животное — настороженность. Поэтому собака должна быть:

  • социализированной, проявлять дружелюбие не только к хозяевам, а к любому человеку.
  • предсказуемой. К чему развивать у пациентов лишние фобии? Чтобы пациент полностью смог расслабиться и поддавался лечению канистерапией, собака не должна напугать, например, активным приветствием или внезапным лаем.
  • идеально воспитанной. Послушание — один регуляторов поведения собаки, влияющий на её предсказуемость. Пациент сам может руководить собакой, водить её за поводок, давать команды на более продвинутых этапах лечения.

Так как в породе заложены определенные черты характера, есть те, которые чаще всего используются благодаря своей лояльности к детям, социализированности, терпению и умеренной активности. Среди них:

  • золотистый ретривер;
  • лабрадор;
  • карликовый пинчер;
  • спаниель;
  • грюнендаль
  • маламут и хаски.

Не рекомендуется использование мелких декоративных собак ввиду их быстрой утомляемости и неустойчивой психики. Также практически не применяют бойцовских собак из-за большой вспыльчивости.

Популярные упражнения в канистерапии

Важный этап становления отношений между собакой и пациентом — знакомство. Для этого нужно подвести ребенка к собаке на индивидуально определяемое расстояние. Пациентам с расстройствами психики нужно вести особое наблюдение, так как они могут демонстрировать отторжение любыми способами, в том числе невербально. При появлении негатива стоит немного отдалить пациента, но не прекращать сеанс. Собака, которая лежит или сидит боком, вызывает боязнь в меньших случаях, так как зрительный контакт с животным может испугать реабилитируемого.

Терапевт индивидуально подбирает группы упражнений для каждого пациента.

Дистанционные упражнения канистерапии для больных аутизмом

Выгул животного на поводке, где вожатый-волонтер ведет собаку с другой стороны и следит, чтобы расстояние до пациента не уменьшалось. После стоит усложнить задачу определенными остановками, поворотами, командами. Затем пациенту предлагают расчесать собаку расческой с удлиненной ручкой. Когда контакт установлен, можно разрешить ребенку самому отдавать команды животному.

Сложное взаимодействие с собакой

Дать ребенку задание: отвести собаку к папе/маме, при этом по пути взять определенные предметы. Это могут быть кубики или игрушки. Потом пациенту предлагают делать совместные действия с собакой (бросить мяч, поднять обруч, подойти, одеть на собаку что-то). Игру можно усовершенствовать, бросая предметы собаке. Важно: собака должна отдавать предметы не ребенку, а педагогу, не приближаясь к пациенту.

Самостоятельное действие с собакой

Если пациент уже подпускает к себе животное, стоит позволить ему поруководить собакой. Предложите ему несколько команд, которые собака будет выполнять. Если собака выполняет трюки, разучите самые простые с ребенком. Подкрепите это поделками про собак, рисунками и интересными рассказами. Предложите ребенку почитать книги собаке, если он уже готов к этому.

Коврик

Упражнение часто используется для повышения двигательной активности и расслабления ребенка. Оно простое: пациент лежит рядом или прямо на собаке. Практика канистерапии показывает, что таким образом снижается тревожность, улучшается моторика рук и физическое состояние, и даже развивается речь.

online-diagnos.ru

Канис-терапия: человек и его собака

Терапию, использующую контакт человека с собакой, американский детский психиатр Борис Левинсон назвал канис-терапией. В России есть группа «Солнечный пес» — реабилитационная программа канис-терапии Татьяны Любимовой

Казалось бы, что такого? Ходишь себе с собакой по кругу, командуешь: «рядом», «сидеть». Собака воспитанная, слушается, даешь ей печенье из сумочки. Животное ласковое, шерсть мягкая – приятно погладить. Но почему же тогда эта деятельность называется терапией? Такой вопрос возникнет, если не знать, что мальчику, который уверенно водит собаку по залу и выполняет с ней несложные трюки, 18 лет, и только в 7 он встал с инвалидной коляски. Степа плохо видит, у него ДЦП и нарушена пространственная ориентация. Несколько лет назад его возле метро покусала стая бездомных собак, и когда мама впервые привела его сюда, он не мог даже войти в зал – замирал возле двери и закрывал голову руками. Зная всю его предысторию, начинаешь думать, что эти собаки, правда, творят чудеса. На самом деле, чудес они не творят, «голден ретриверы – это не золотые волшебные таблетки, это всего лишь одно из средств реабилитации», – поясняет автор первой в России программы по канис-терапии Татьяна Любимова.


Мальчик с собакой
Олли в семье Любимовых появилась 9 лет назад. Диагноз, поставленный старшему сыну, и сейчас повторить страшно, а тогда надо было как-то с ним жить. «Очень тяжелый инвалид, – рассказывает Татьяна, – тяжелая симптоматика. Лежачий, но с сохранным интеллектом. Мы стали заниматься иппотерапией, и это дало неожиданные результаты. После этого наш доктор порекомендовала завести собаку».

Породу выбрали, вспомнив слова ветеринарного врача Джеймса Хэрриота, в одном из рассказов которого описан ретривер, целый год просидевший по вине своих неадекватных хозяев в темном грязном сарае: «…другие стали бы трусливыми и злобными, но этот пес был из тех, кто ничего не требует, кто беззаветно верит людям и принимает от них все, не жалуясь».

«Думаю, Сашиными молитвами – он очень хотел собаку – мы нашли Олли, – вспоминает Татьяна. – Когда мы приехали смотреть, заводчик рассказывал нам о том, как мама этого щенка, никогда никем не дрессированная, просто-таки “пасла” на улице ребенка с плохим зрением. И вот мы увидели живого голдена – и поняли, что пропали! Все наши накопления ухнули на покупку полуторамесячного щенка».

Появилась собака, а что с ней делать семья совершенно не представляла, пока не нашла центр «Собаки – помощники инвалидов», инструктор которого занялась серьезной дрессировкой. «В год это была уже воспитанная собака, которой Саша страшно гордился, – говорит Татьяна. – Олли просто перевернула всю нашу жизнь. Раньше люди на улице видели неполноценного ребенка, а тут они стали видеть счастливого ребенка, у которого есть очень красивая большая собака».
А потом Саши не стало…

Куда податься?
«С Сашей мы ездили в психотерапевтический лагерь и там занимались с Олли и с другими детьми, – о своем первом опыте работы рассказывает сейчас уже профессиональный канис-терапевт Татьяна Любимова. – Из восьми детей, которые боялись собак, в конце смены шесть бежали к собаке, обнимали, водили на поводке. Один аутичный мальчик начал общаться: во время вечерней сказки он забирался с Олли под стол, гладил ее и что-то там рассказывал на ушко. Педагог, который до этого с ним работал, был в шоке».

У Татьяны остались собака и небольшой опыт работы с аутистами, даунятами, ребятами с ДЦП. Она стала приезжать в инвалидные организации на праздники, проводить занятия с желающими прямо в парках (помещения не было), а о своей деятельности рассказывать в Интернете.


Татьяна Любимова — канис-терапевт, создатель и руководитель группы «Солнечный пес», автор первой в России реабилитационной программы по собакотерапии

Вскоре появились единомышленники – волонтеры, желающие помогать на занятиях, и организации, готовые на несколько часов в неделю предоставлять помещение. Группа получила название «Солнечный пес». Сегодня группа – это Татьяна, 3 волонтера, 5 собак, трех из которых содержат Любимовы, и около 50 ребят в возрасте от полутора до двадцати лет, приходящие заниматься.

«Многим из наших детей просто некуда больше пойти, – говорят волонтеры, – потому что с их диагнозами не берут в реабилитационные центры. ДЦП и слепота, тяжелый аутизм, множественные поражения нервной системы – с советского времени это дети вне образовательного процесса. А для тех, кому исполнилось 18 лет, вообще нет специальных учреждений».

Возможности нескольких человек и нескольких собак не безграничны. Тем не менее, руководитель «Солнечного пса» Татьяна Любимова говорит: «Стараемся никому не отказывать. А куда им еще податься?»

С любовью и вниманием
На вопрос «как это работает», Татьяна отвечает цитатой из Честертона: «с тех пор, как у меня есть собака, я сильнее ощущаю, что я человек». Каким бы сложным ни был ребенок, каким бы страшным ни был его диагноз, и как бы глубока ни была его умственная отсталость, как только он берет в руки поводок, он ощущает себя человеком – так принимает его собака, так начинает воспринимать себя и он сам.

«К нам на занятие пришла девочка, которая совершенно не умеет командовать, – приводит пример Татьяна, – она просто не может дать команду, не получается у нее. И мы делали такое упражнение – ей надо было подвести собаку к кругу на ковре и поставить собаку передними лапами на этот круг. Молодая собака Джойка честно ждала, но, не дождавшись команды, вздохнула и сама повела эту девочку. А девочка почувствовала себя в команде, что ей кто-то помогает, что она не одна в этом мире, и ей уже не так страшно, потому что есть существо, которое принимает ее такой, какая она есть».

Уже потом собака, зная, что ребенок сам может выполнить какое-то задание, будет слепнуть, глохнуть и просто ждать, когда маленький человечек сделает то, что он может и умеет. А сперва она приходит на помощь, часто с такими необычными детьми находя большее понимание, чем с детьми обычными, здоровыми.

Бывает, ребенок боится собаки, и занятие за занятием терапевт терпеливо помогает ему приблизиться к ней, протянуть руку, первый раз прикоснуться к мягкой шерсти. А бывает, ребенок кричит, плачет, брыкается, увидев собаку, но терапевт не жалеет его, а заставляет вместе с собакой лезть в тоннель. Потому что на самом деле тот вовсе не боится, но не привык, что ему указывают, как поступать. «Всем объясняем, что как бы, казалось, жестко мы ни работали, мы этого ребеночка любим!» – говорят здесь.

«Андрюша раньше очень ревниво относился к тому, что на занятия приходит и его сестра, – рассказывает Наталья, мама 7-летнего сына и 5-летней дочки. – У него аутичные черты, а сестра здоровая. Сейчас он ей уже позволяет работать вместе с собой». Наталья очень активно занимается реабилитацией Андрюши, благодаря чему сейчас ему уже не ставят однозначный диагноз. Он стал реже капризничать и может общаться с другими детьми. Терапевты специально просят приводить на занятия не только его, но и сестру.


Андрюша. После занятий канис-терапией почти все симптомы исчезли


Андрюша раньше очень ревниво относился к тому, что его младшая здоровая сестренка тоже занимается с собаками. Сейчас позволяет ей работать вместе с собой

«Для ребенка с аутизмом, – поясняет Татьяна Любимова, – очень важно действовать по правилам, в рамках, которые выставляет ему общество, но не которые он обществу диктует. Андрюша, например, в любой группе старается быть первым, но если его учительница в школе посадит на вторую парту, например, а он не согласен, это может вызвать очень серьезный конфликт. Рано или поздно он с этим столкнется. Лучше мы сейчас с ним эти вещи проработаем, и он в будущем сможет принимать правила игры».

Дети с совершенно разными диагнозами могут заниматься в одной группе, выполнять на первый взгляд одинаковые упражнения, но цели и задачи перед каждым из них стоят свои. Если для ребенка с ДЦП наиболее важна пространственная ориентация, то для девочки с олигофренией первоочередным будет тренировка памяти и внимания. Некоторым ребятам достаточно только дать направление, и они сами будут работать вместе с собакой под незаметным, но чутким контролем волонтера. А бывает, что с одним ребенком занимаются все волонтеры.


Лекотека — специализированная группа для детей с нарушениями развития — московского детского сада №26 уже не первый раз приводит сюда своих маленьких подопечных. На фото: Вика, 5 лет


Собака чувствует, что может, а что не может сделать ребенок. Если ребенок с чем-то не справляется, то животное ему помогает. Если ребенок может, но капризничает и не хочет, то собака «слепнет», «глохнет» и просто ждет

Каждый ребенок особенный, и каким должен быть подход конкретно к нему, может определить только специалист.

Добро надо делать грамотно
«Солнечный пес» – это уникальное для России явление. В разных регионах страны появляются организации, делающие попытки заниматься канис-терапией, но часто их деятельность ограничивается лишь разовыми встречами детей и животных. «Максимального психотерапевтического эффекта можно добиться только с достаточно серьезными занятиями, – говорит автор программы канис-терапии Татьяна Любимова. – Не надо забывать, что “причинить” добро – это не то же самое, что сделать добро. Добро надо делать грамотно!»

Идея «собачьей терапии» появилась всего лишь 50 лет назад, когда американский врач Борис Левинсон впервые заметил, что пациенты легче идут на контакт, если в кабинете находится его любимец-ретривер. Опыт в этой области, накопленный за прошедшие полвека, пока еще очень мал. И самая частая ошибка – заблуждение, что для канис-терапии достаточно собаки, кинолога и психолога. «Подходит далеко не всякая собака, – объясняет Татьяна, – и даже из породы золотистых ретриверов не у каждой подходящий характер. Самая, казалось бы, хорошая воспитанная добрая собака, если нет правильной организации, может прыгнуть лапами на нашего ребенка, просто желая с ним поздороваться, а он, в отличие от здорового ребенка, который просто рассмеется, упадет и сильно ударится, потому что не умеет группироваться. Это, конечно, грубый пример. Но на самом деле, если не знать всех тонкостей, то ребенок от встречи с собакой ничего, кроме положительных эмоций, омраченных ложкой дегтя в виде риска травмы, не получит».

Родители часто пытаются ухватиться за любую соломинку, за любое предложение, но не всегда попадают в руки профессионалов. Некоторые сами заводят собак, надеясь, что это поможет. Однако эти люди часто не подозревают, что вместе с собакой они приобретают целый набор проблем и хлопот, не задумываются, что при ряде диагнозов иметь дома собаку противопоказано.

А даже если семья находит хорошую терапевтическую программу, родители не всегда понимают, что терапия – это лишь одна из мер комплекса реабилитации, наряду с массажем, душем, ванной, гимнастикой, развивающими занятиями… Это не лечение, не панацея, и результаты могут быть очень значительными, а могут – чуть заметными.


При повышенном тонусе ребенка необходимо расслабить. Да и просто большое удовольствие полежать в живых теплых «подушках»


За хорошую работу собакам полагается лакомство. У ребенка, когда он достает печенье из сумочки и подает его животному, развивается мелкая моторика


В «Солнечном псе» бывают индивидуальные занятия, а бывают групповые. Занятия проходят в центре «Наш Солнечный мир» (Сокольники), в Культурно-просветительском центре во имя Иоанна Златоуста при храме свв. Космы и Дамиана на Маросейке (Китай-Город) и в школе № 1492 в Южном Бутове. «Собака – не панацея и не золотая волшебная таблетка, — подчеркивают специалисты, — это всего лишь одно из средств реабилитации»


Четырнадцатилетний Андрей — сын одного из волонтеров и так называемый опорный ребенок. «Мы часто ставим здорового ребенка впереди группы, потому что детям так проще увидеть, что кто-то делает, чем понять наши объяснения», — говорят волонтеры

Быть счастливыми
«К нам приходят родители, у которых дети с очень тяжелыми нарушениями, – рассказывает Татьяна Любимова, – и, как правило, они сами нуждаются в очень плотной систематической помощи психотерапевта. Потому что если родители напряжены или боятся, то они тормозят развитие своего ребенка. А иногда приходят в таком состоянии, что даже не знаешь, к кому первому бросаться – к ребенку или к маме…»

Родители устают, выматываются, часто без посторонней помощи не могут привыкнуть к своему ребенку такому, какой он есть, – и до конца не приняв ситуацию, они загоняют и себя, и его в угол. «У нас мама одна – причем у ее сына не самый сложный случай – слишком сильно зависла вот в таком неприятии, и мы как-то разложили мальчика между собаками, он лежит, расслабился и засмеялся. А она ему так раздраженно: “да чего же ты опять смеешься?!” Он ей отвечает: “от счастья”. Тут она изменилась в лице, и эта ледяная стена, которая была между мамой и ребенком, начала таять. Мама увидела своего сына совсем другим и увидела, что он может быть счастливым, и она вместе с ним тоже».

Людей вообще не очень правильно сравнивать друг с другом, а в случае с особыми детьми – это и вовсе противопоказано. «В нашем случае, – говорят волонтеры, – сравнивать каждого ребенка можно только с ним самим в прошлом, тогда становятся заметны какие-то маленькие плюсики, маленькие шажочки вперед. Иначе, кроме депрессии, ничего больше не получишь. Можно же тогда и со здоровыми детьми начать сравнивать, тогда вообще все погибло и пропало!»

Часто после постановки диагноза семья оказывается в своего рода вакууме – прежние социальные связи нередко прерываются, а новые не появляются: родители не знают, куда можно пойти с ребенком, где можно получить реабилитационную помощь, где производится специальное оборудование. А приходя в «Солнечный пес», они обретают и новый круг общения, в котором все друг с другом делятся новостями – где можно еще какую-то помощь получить, на какие занятие можно записаться, и поддержку канис-терапевтов, которые всегда находят, за что похвалить ребенка: «Даже если кажется, что совсем все плохо, после каждого занятия маленький шажочек все-таки сделан. И очень важно, чтобы родители уходили от нас утешенные, с улыбкой, зная, что сегодня их ребенок молодец, – говорит Татьяна и как специалист, и как мама.– У нас девочка Соня, одна из первых наших детей, придумала такое слово “мужилить”. И вот у нас родители друг друга мужилят, заставляют друг друга мужаться. Во-первых, потому что когда видишь другие семьи, понимаешь, что не один такой несчастный, а во-вторых, потому что можно друг другу помогать, а помогать кому-то – это ведь тоже счастье».

Шаг за шагом
Хотелось бы написать, что самое главное, что дает «Солнечный пес», – это как раз умение радоваться несмотря ни на что. С одной стороны, да, это ведь и есть, может быть, самый важный жизненный навык. Но с другой, все-таки здесь это дополнительный бонус, а приходят сюда за маленькими и большими – у кого как – сдвигами в развитии ребенка.

И сдвиги есть – один ребенок научился читать по бирочкам с именами собак, а другой – читая в перерывах между занятиями своему любимцу сказки, кто-то после канис-терапии стал самостоятельно добираться до школы, а кто-то, наконец, вышел на контакт с тренером и начал обращать внимание на окружающих людей.

«Иногда просто страшно представить, как некоторые наши родители везут ребенка через весь город, а то и из дальнего Подмосковья, несколько часов только ради 15 минут общения с собакой, – вздыхает Татьяна. – Я объясняю, что ничего обещать нельзя, что нет никаких гарантий. А они: да нам бы просто выйти из дома и куда-то пойти».


Всего в программе участвуют пять ретриверов: три живут у Татьяны и еще двоих приводят волонетры

В России почти не поддерживаются реабилитационные услуги для людей с ограниченными возможностями. Но терапевты «Солнечного пса» не жалуются, а делают то, что делают, сетуя только, что нагрузка на имеющееся сейчас количество собак уже на пределе. Нужны еще волонтеры, нужны собаки, нужно свое помещение и финансирование, чтобы можно было заниматься полноценной разработкой программы канис-терапии и обучением специалистов.

А пока всего этого нет, Татьяна и ее волонтеры продолжают работать благодаря неравнодушию отдельных людей – кто-то помещение выделяет, кто-то оказывает минимальную финансовую помощь, чтобы можно было покупать оборудование для занятий и амуницию для собак. Занятия в «Солнечном псе» бесплатные – и это принцип, потому что и без того ограниченные средства большинства приходящих сюда семей почти целиком уходят на лечение.

Перспективы развития канис-терапии в нашей стране пока что довольно туманны, но автор программы Татьяна Любимова не унывает. Может быть, потому что уже привыкла со своими подопечными двигаться шажок за шажком, радуясь каждой маленькой перемене, зная, что самый малюсенький сдвиг – это точка отсчета нового старта.

Александра ОБОЛОНКОВА
Фото Надежды СОКОРЕВОЙ

www.miloserdie.ru

Канистерапия - секреты домашнего груминга

Идейным вдохновителем канистерапии принято считать американского психолога Бориса Левинсона, еще в начале 60-х годов прошлого века заметившего, что больные, особенно дети, лучше идут на контакт, если в кабинете присутствует золотистый ретривер, личная собака врача.

Впрочем, идея использования животных для лечения тех или иных заболеваний имеет тысячелетнюю историю. Еще в Древнем Египте собаки и лошади активно использовались для реабилитации душевно больных или людей, получивших тяжелые физические травмы. Гиппократ в своих трактатах упоминал об удивительной способности лошадей возвращать человеку утраченную память.

История канистерапии

В 18 веке в английском городе Йорк впервые были использованы собаки для лечения душевнобольных людей. Пациенты местного сумасшедшего дома ухаживали за животными, общались и играли с ними. Было отмечено положительное влияние таких занятий на общее состояние больных.

Своеобразная канистерапия активно применялась в госпиталях во время Второй мировой войны. Чтобы поднять боевой дух больных и отвлечь их от безрадостных мыслей о собственных увечьях и отсутствии вестей из дома, медперсонал многих лечебных учреждений позволял местным собакам и кошкам находиться на территории госпиталя и даже заходить в лечебные палаты.

Раненые, получившие возможность наблюдать за веселыми проделками местных дворняжек, никогда не упускали возможности приласкать животных и даже делили с ними свой скудный паек. Такое общение благотворно сказывалось на эмоциональном состоянии бойцов и существенно ускоряло процесс реабилитации после ранения.

За полвека, прошедшие со времени появления термина канистерапия и официального признания этой методики во всем мире, данная схема лечения активно применяется при лечении, казалось бы, самых безнадежных случаев, когда официальные методы лечения не приносят результата.

Каких собак используют для канистерапии?

Для канистерапии используются различные породы собак, а иногда и вовсе беспородные особи. Ни размер, ни пол, ни цвет шерсти не имеет значения.

Собака, годная к реабилитационным занятиям, должна обладать следующими чертами характера:

  • Доброжелательный веселый нрав.
  • Спокойное реагирование на всевозможные громкие звуки и резкие движения.
  • Полное отсутствие агрессии к человеку.
  • Позитивное отношение к детям.
  • Обладание высоким интеллектуальным потенциалом.
  • Нейтральное или одобрительное отношение к прикосновениям или объятиям.
  • Умение самостоятельно принимать решения в нестандартных ситуациях и не поддаваться панике.
  • Быть здоровой в физическом и психическом плане.
  • Обладать отличной выдержкой.
  • Желание дрессироваться, с готовностью идти на контакт с человеком.

Животных, отвечающих этим требованиям, обучают по специальной методике. Спустя 1,5-2 года питомец готов к работе.

Какие болезни лечат с помощью канистерапии?

Несмотря на отсутствие понимания самого механизма воздействия собак и научной теории, объясняющей процессы, запускаемые животными, канистерапия с успехом применяется при лечении огромного числа заболеваний.

Правильно обученный пес с успехом справляется со следующими нарушениями:

1. Аутизм, ДЦП, болезнь Дауна. Какой бы тяжелой не была болезнь, собака, воспринимающая человека таким, каков он есть на самом деле, помогает вытянуть его из замкнутого внутреннего пространства, помогает выработать доверие к миру, научиться взаимодействовать с окружающими и поверить в собственные силы. К тому же прикосновение к собачьей шерсти запускает механизм тактильного проецирования, помогающий развивать мелкую моторику. Кроме этого активно развивается пространственное мышление, тренируется внимание и память.

2. Повышенный тонус мышц, гиперактивность. Возможность полежать на мягком живом коврике, пропустить между пальцами длинную шелковистую шерсть, да и просто от души пообниматься с четвероногим другом, не хуже массажей и физиотерапевтических процедур помогают расслабить мышцы и успокоить нервную систему детей.

3. Депрессия, апатия, суицидальный синдром. Животные — канистерапевты с успехом работают в хосписах, домах престарелых и инвалидов. Зачастую, пациенты этих заведений, отказывающиеся разговаривать с врачами и штатными психологами, испытывают трогательное доверие к забавному четвероногому посетителю, преданно и понимающе заглядывающему в глаза. Чувство нужности и значимости, которое дарит собака, помогает старикам и людям с физическими недостатками жить дальше, заставляет взять себя в руки и преодолеть отчаяние. Ведь животное, находящееся рядом, нуждается в прогулках и внимании.

4. Болезни сердечно-сосудистой системы. Длительный неспешный моцион рядом с четвероногим другом и положительные эмоции, испытываемые при общении с животным, помогают стабилизировать давление и улучшить общее состояние больных гипертонией и ишемической болезнью.

5. Посттравматический синдром. Возможность рассказать о своих переживаниях молчаливому и понимающему собеседнику, помогает вернуться к обычной жизни людям, пережившим тяжелое событие, оставившее глубокий след на психике. Собака, которая просто будет рядом в трудный момент, сглаживает тяжесть воспоминаний и помогает переключиться на положительные, более свежие эмоции.

Противопоказания для канистерапии

Несмотря на широкий спектр применения четвероногих терапевтов, существуют определенные противопоказания против их использования. К ним относятся:

  • Аллергия на шерсть и продукты жизнедеятельности животных.
  • Немотивированный страх перед собаками.
  • Заболевания дыхательных путей в острой фазе.
  • Обострение психических расстройств.

Наибольший эффект канистерапия приносит в комплексе с другими реабилитационными мероприятиями, такими как массаж, психологическая коррекция, помощь профильных специалистов.

К сожалению, не у всех больных, нуждающихся в помощи, получается завести дома четвероногого друга, ведь собака, кроме огромной радости общения, которую она дарит, требует заботы, внимания и существенных финансовых вложений. А семьи, в которых есть инвалиды детства или психически больные люди, не могут, к сожалению, похвастаться избытком финансовых средств и времени.

Поэтому волонтерские группы, занимающиеся канистерапией, дарят радость общения с живой природой категории людей, жизненно нуждающихся в этом.

Наташа Шервуд

Сохранить статью?

в фейсбук

в контакт

в одноклассники

в твиттер

в ватзап

в пинтерест


Проект существует благодаря интернет-магазину зоотоваров и товаров для груминга thezoo.ru

blog.thezoo.ru

Канистерапия что это такое


Что такое канистерапия и какие болезни она может вылечить

Вопросом о том, что такое канистерапия, задаются немногие. Это обусловлено тем, что этот вид лечения ещё не получил обширного распространения, но несмотря на это он является очень эффективным, а пользоваться им начинает всё больше и больше людей.

Канистерапия – это особая форма лечения и реабилитации, которая происходит с помощью общения с собаками. Многие при этом вспоминают, что существует похожее лечение, но только с дельфинами, однако с собаками всё гораздо проще, а порою и эффективнее.

Чего ждать от лечения

Сам процесс лечения направлен на то, чтобы достичь следующие цели.

  • Развитие положительных эмоций и развитие различных умственных способностей.
  • Улучшение двигательных функций и улучшение моторики.
  • Избавление от таких негативных эмоций, как: гнев, агрессия, злость, зависть, тревога, рассеянность, стресс, депрессия, недоверия и прочее.
  • Развитие такие навыков как общение, обаяние и дружелюбие.
  • Улучшение физического состояния пациента.

Для того чтобы лечение происходило максимально эффективно, больной должен как можно больше времени проводить с собакой: играть с ним, кормить его, мыть его и прочее. Но от собаки также требуются определённые характеристики. Поэтому выбирать друга для лечения необходимо по следующим критериям:

Выбор редакции:   Белоснежная свадьба - изысканная роскошь невинности
  • Отсутствие агрессии, гнева и прочих характеристик, которые в какой-либо мере могут нанести вред пациенту
  • Собака должна быть активной, весёлой, то есть не сидеть на месте. В её глазах должно читаться дружелюбие и открытость.
  • При резком движении или громком звуке собака должна вести себя адекватно, ни на кого не бросаться и не лаять.
  • У собаки должен быть уравновешенный характер, чтобы она не предоставляла никакой угрозы окружающим и пациентам.

Несмотря на то, что традиционно собаки лечат какие-то психологические расстройства, они также хорошо справляются с лечением таких болезней как отсутствие зрения или слуха, заболевания, которые препятствуют нормальному передвижению и прочее.

Какие болезни может вылечить «собакотерапия»

Лечение канистерапией предусматривает лечение следующих заболеваний.

  1. Эмоциональные заболевания, которые очень часто характерны именно для детей. Это может быть депрессия, стресс, бессонница или апатия.
  2. Гиперактивность также является серьёзным заболеванием, которые можно вылечить с помощью собачьей терапии.
  3. Аутизм, ДЦП, болезнь Альцгеймера.
  4. Нахождение в постоянном нервном состоянии.
  5. Медленное физическое или умственной развитие.
  6. Нарушения в работе мозга: плохая память, амнезия.
  7. Заболевания спинного мозга.
  8. Наличие болезней нарушения речи (заикание), слуха или зрения.
  9. Мышечная недостаточность.
Выбор редакции:   Ягодная свадьба: пошаговое руководство

Эффективность метода канистерапии очевидна. В основном этому способу лечения поддаются дети-инвалиды. Ведь для детей инвалидов собаки – это не только врач, но и отличный друг. Тем более родителям очень трудно отвести ребёнка к врачу, а при лечении с собаками, ваш дочка или сын даже и знать не будет, что он лечиться.

Виды канистерапии

В лечении собаками есть несколько следующих направлений.

  • Лечебно-контактное. Его используют при каких-либо болях. Суть заключается в том, что животное ложится на больное место и находится там в течение какого-либо промежутка времени. После нескольких таких процедур боли должны уменьшиться.
  • Диагностическое направление. В этом случае собака используется в качестве врача, который будет пытаться предугадывать болезни, например, снижение сахара в крови, астма, эпилепсия и прочие.
  • Обслуживающее направление. В этом случае собаки выступают в качестве поводырей, которые сопровождают инвалида всегда и везде.
  • Реабилитационное направление. В этом случае собака делает всё возможное, чтобы ускорить процесс выздоровления больных.

Канистерапия при разных заболеваниях

Невроз лечится следующим образом: собаки постепенно успокаивают больного, снижают агрессию, вызывают чувство любви к себе и в тоге восстанавливают нервную систему больного.

Выбор редакции:   Как женить на себе парня?

При лечении аутизма, ДЦП, болезни Альцгеймера лучше использовать таких собак, как ретриверы или немецкие овчарки. Но несмотря на это в лечении часто используется беспородные собаки, которые обладают дружелюбием и взаимосвязью с человеком.

О том, что канистерапия является действительно эффективным лечением является случай, который произошёл совсем недавно. Девочка лет шести страдала РДА, но в начале лечен

centr-bibliotek.ru

Канистерапия или лечение собаками взрослых и детей

Канистерапия — это метод медицинской и социальной реабилитации с использованием специально отобранных и обученных собак.

История собакотерапии

Первое использование в массовом порядке канистерапии произошло в 1792 году в стационаре для душевнобольных в английском городе Йорк. Врачи описывали, что состояние пациентов значительно улучшается, если рядом с ними находятся собаки. Спустя время этот феномен наблюдали и врачи Красного Креста в госпиталях для раненых во время Второй мировой войны.

В 1960 году детский психиатр Б. Левинсон подметил, что дети намного легче идут на контакт, если к ним пускать их собственную собаку. Благодаря этому интересному наблюдению собакотерапия получила большое признание во всем мире и стала достаточно активно развиваться. В 1990-х годах этот метод лечения признала и официальная медицина России.

Как собак обучают «на терапевтов»?

При отборе «в терапевты» специалисты прежде всего обращают внимание на следующие качества собаки: обучаемость, дружелюбие, спокойный характер, отсутствие агрессии, пугливости от резких звуков, внезапных движений. Потом проверяют, позволяет ли собака дотронуться до нее, погладить ее, насколько хорошо обучается. Если этот тест питомец прошел, его обучают основным командам, учат ходить на поводке, гладить себя незнакомым людям, приучают не бояться скопления людей.

По окончании курсов собака сдает экзамен, ее заносят в единый реестр, выдают сертификат в виде пластиковой карточки с персональным номером и присваивают статус «собака средство реабилитации». Кроме этого, она должна иметь имплантированный микрочип-идентификатор, должна пройти дегельминтизацию и вакцинацию в срок.

Подпишитесь на нашу рассылку и получите консультацию ветеринара бесплатно

Спасибо за подписку!

Добрый друг и «доктор»

Главная цель собакотерапии — это развитие положительных эмоций и умственных способностей. Это развитие таких навыков, как общение, обаяние и дружелюбие. Четвероногие друзья способствуют и улучшению двигательных функций, моторики, физического состояния своих хозяев.

Лечение канистерапией показано при эмоциональных заболеваниях: депрессиях, стрессе, бессоннице, апатии.

Эти замечательные животные помогают и пожилым людям, и детям. При этом они становятся для них не только «доктором», но и верным, добрым, искренне любящим другом, готовым в любую минуту прийти на помощь.

petstory.ru


Смотрите также