Как звали собаку шапокляк


Старуха Шапокляк: трагедия, скрытая за смешным образом

Первая жена писателя

Римма Успенская, с которой писатель прожил 18 лет, умерла в 2014 году от рака. Ей было 77. По словам ее дочери Татьяны, последние месяцы женщина уже не вставала с кровати, а отец дал деньги только на похороны — на которые, впрочем, не явился.

Биограф Успенского Ханну Мякеля писал, что прототипом модной старушки стала мать писателя Наталья Алексеевна — инженер-машиностроитель и жена партийного сотрудника. Но в последующих интервью Успенский с этим не согласился:

«Нет… скорее, жена. Вообще считается, что мужчина подбирает себе жену по образцу своей матери. Мать у меня была довольно противная тетя. (…) По этому типу я выбрал себе жену, которую тоже не любил. И вот с первой жены я, может, и писал. Она такая строгая, противная, вредная»

О своей первой жене Римме, с которой он познакомился в Московском авиационном институте (МАИ), он отзывался исключительно в пренебрежительном тоне, называл ее «дамой вредной во всех отношениях»: «Сейчас только удивляюсь, как нам удалось прожить вместе восемнадцать лет! Хотя, если уж быть честным до конца, Шапокляк имеет и мои черты. Характер у меня тоже не ангельский». В браке у пары родилась дочь Татьяна, которая до самой смерти Успенского так и не простила отца.

Татьяна Успенская

«Я знаю, что родители вместе учились в МАИ, — рассказывает Татьяна. — Насколько мне известно, папа очень долго за моей матерью ухаживал. Поженились далеко не сразу, она не очень хотела идти замуж за него, но прожили в браке 20 лет. Из детства я помню только постоянные скандалы родителей, крики. С тех пор очень не люблю, когда кто-либо ругается, мне прямо физически становится плохо. Папа пил, у него появлялись разные женщины, матери это не нравилось. Наверное, она что-то делала неправильно, раз были такие моменты, и он тоже. У папы была такая интересная особенность — он всегда считал себя жертвой».

Успенский не указал Татьяну в завещании, там фигурировали только его приемные дочери.

Теща художника

Но мы знаем Шапокляк не только по книжке, но и по мультфильмам. Кукольная старушка на стиле является ярким отражением своей эпохи — 1930-х. Историк моды Марьяна Скуратовская уверена, что «её костюм одобрила бы сама Шанель»: черная юбка годе, цилиндр «шапокляк» с шляпной булавкой и ридикюль (в котором так удобно прятать крысу)…

Художник Леонид Шварцман, который и придумал внешний вид старушки, тоже взял из не из воздуха: «В создании старухи Шапокляк мне помог один конкретный образ. Во‑первых, само слово „шапокляк“ дало подсказку: это складной цилиндр, XIX век, жабо, белые манжеты… И внешность моей тещи здесь сыграла важную роль. Она была женщиной из того времени, у неё были седые волосы, седой пучок. Я ей только удлинил носик, сделал его ехидным, а глазки — лукавыми. В общем, этот персонаж родился довольно быстро».

А что старушка?

Но и сам сказочный образ бабули не так прост. В 1930-х ей, должно быть, было лет 30. Хорошо образованная модница наверняка хотела переехать в Париж и прославиться. Но через десять лет случилась война — и не задалось.

Несмотря на свою зловредность, она часто проявляет милосердие и очень деятельна. Как, например, в сюжете с рабочими, которые играли в домино, вместо того чтобы ремонтировать в школу. Ведь именно Шапокляк заставила ленивых прорабов взяться за дело. Как сказочный персонаж Шапокляк сочетает в себе черты антагониста и протагониста. Она — типичный трикстер: вокруг нее много хаоса, юмора и проказ…

В статье «Старуха Шапокляк как ушедший символ русско-имперской интеллигенции» Дмитрий Доронин вспоминает «живые примеры» Шапокляк, с которыми он сталкивался: «В молодости мой отец очень любил бега и регулярно ходил на Московский ипподром. <…> Основной публикой на ипподроме был, конечно, московский пролетариат.

И на фоне этого пролетариата очень выделялись пожилые осанистые женщины в необычных платьях с кружевами, которые молча, без криков и жестикуляции наблюдали за поединком наездников через лорнеты и пенсне <…> Через что прошли эти „старухи Шапокляк“ за свою жизнь? Откуда у них в 70-е годы в Советском Союзе были лорнеты? Что случилось с их отцами и мужьями в годы революции, репрессий и войны?

Получается, благодаря дурацкому советскому мультику в памяти народной остался, пусть и виде карикатуры, типаж образованных русских женщин, получивших дореволюционное воспитание и выживших в аду XX века».

Фото: Legion media, Persona Stars

www.cosmo.ru

Крокодил Гена и его друзья — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 декабря 2019; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 декабря 2019; проверки требуют 3 правки.

«Крокодил Гена и его друзья» — детская сказочная повесть Эдуарда Успенского, первое из цикла произведений о Чебурашке и крокодиле Гене.

Повесть впервые была опубликована в 1966 году в издательстве «Детская литература» с иллюстрациями Валерия Алфеевского, затем многократно переиздавалась. Это первое прозаическое произведение Успенского, за год до этого он выпустил дебютный поэтический сборник «Смешной слонёнок»[1].

В 1968 году по мотивам повести режиссёром Романом Качановым был снят мультфильм «Крокодил Гена», в котором впервые появились анимационные персонажи крокодила Гены, Чебурашки и старухи Шапокляк, визуальные образы которых принципиально не менялись до нынешнего времени и были широко растиражированы в массовой культуре.

После успеха мультфильма выходили пьесы, созданные в соавторстве с Р. Качановым — «Отпуск крокодила Гены» (по пьесе был снят мультфильм «Шапокляк») и другие. Позже появились новые продолжения с теми же основными героями, написанные самим Эдуардом Успенским или в соавторстве с другими авторами. В Японии по ним было выпущено несколько мультфильмов и телесериал.

В 2012 году повесть вошла в список 100 книг для школьников, рекомендованный Минобрнауки России учащимся средних школ для самостоятельного чтения.

Во вступлении автор рассказывает о любимых игрушках своего детства, к которым относились резиновый крокодил по имени Гена, пластмассовая кукла Галя и плюшевый зверёк со странным названием Чебурашка. Они стали и главными героями повести.

Чебурашка жил в густом тропическом лесу. Однажды он нашёл ящик апельсинов, забрался в него и так оказался в другой стране, куда апельсины привезли на продажу. Он стал работать в магазине уценённых товаров и жить в телефонной будке рядом с магазином. В том же городе жил крокодил Гена, который работал в зоопарке крокодилом, а жил в отдельной квартире. Он страдал от одиночества и однажды развесил в городе объявление с предложением дружбы. На объявление откликнулась девочка Галя, а вскоре пришёл и Чебурашка. Все трое стали дружить и встречаться в гостях у Гены, а один раз Гена даже заменил больную Галю в театре, где она должна была играть роль Красной Шапочки.

К Гене стали приходить и другие посетители в поисках друзей, поэтому Гена, Чебурашка и Галя решили построить Дом Дружбы, где каждый смог бы найти себе друга. В строительстве им помогали двоечник Дима, жирафа Анюта, обезьянка Мария Францевна и отличница Маруся. А вредная старуха Шапокляк с ручной крысой Лариской мешала строителям — она любила делать злые дела и, узнав о Доме Дружбы, объявила друзьям войну. На Дом Дружбы она хотела навести носорога из зоопарка и выпустила его из клетки, в результате чего в конце концов досталось ей самой, а не домику. Пришлось Чебурашке ловить носорога, заманивая его в узкий проулок.

Наконец Дом Дружбы был готов. Его раскрасили в разные цвета, а Чебурашка произнёс речь. И хотя за время строительства Дима подружился с Марусей, а Анюта с Марьей Францевной, в доме решили устроить клуб и приходить сюда по вечерам играть и видеться друг с другом. Чебурашка устроился работать игрушкой в детском саду. А старуху Шапокляк с крысой отправили на воздушных шариках подальше от города.

  • Крокодил Гена — главный герой повести. Антропоморфный крокодил, лучший друг и товарищ Чебурашки. Работает в зоопарке во первую смену. Во вторую его заменяет Валера.
  • Чебурашка — второй главный герой повести. Товарищ и лучший друг Гены. Он стал первым другом Гены, после Гали. Неизвестный в науке зверь. Живёт и работает в телефонной будке. Стал работать игрушкой в детском саду.
  • Девочка Галя — подруга Гены и Чебурашки. Девочка, которая играет в спектакле «Красная шапочка». Но из-за болезни за неё сыграл Гена. Она стала первой, кто подружился с одиноким крокодилом Геной.
  • Старуха Шапокляк и крыса Лариска — антагонисты повести и главные враги Чебурашки и Гены. Постоянно пытаются напакостить жителям города. Шапокляк всегда появляется со своим любимым питомцем.
  • Крокодил Валера — антропоморфный крокодил и сменщик Гены в зоопарке. Работает во вторую смену.
  • Двоечник Дима — мальчик двоечник. Хотел подружиться с двоечниками, но никто в городе двоечников не любил. Подружился с Марусей в Доме Дружбы. Позже чего стал другом Гены и Чебурашки.
  • Жирафа Анюта — высокая жирафа, новая подруга Гали, Чебурашки, Гены и Марии Францевной. Думала, что никто с ней не подружится из-за её высокого роста. Но потом она стала подругой Марии Францевной.
  • Обезьянка Мария Францевна — обезьянка, новая подруга Чебурашки и Гены. Выступает в цирке. Сначала была немой, но однако Гена знал, что она умеет говорить. В Доме Дружбы она подруга Жирафы Анюты.
  • Отличница Маруся — девочка отличница. Она сначала была одинокой, но потом подружилась в Доме Дружбы с мальчиком Димой, несмотря на то, что он двоечник, и то, что он хулиган.
  • Собачка Тобик — бездомный щенок, с которым подружился Чебурашка. Он жил у своей хозяйки, но та его выгнала из-за того, что у неё появилась вторая собака. Позже, познакомился с Львом Чандром и стал его другом.
  • Лев Чандр — строгий, но в то же время добрый лев. Был одиноким и когда пошёл к Гене, рассказал, что у него тем друзей. Но потом с ним подружился собачка Тобик.
  • Доктор Иванов — доктор Шапокляк, который проверял её.
  • Начальник Иван Иванович — начальник.
  • Носорог Птенчик — второстепенный антагонист повести. С его помощью Шапокляк надеялась сорвать постройку Дома Дружбы, однако носорог убежал в город и его пришлось ловить.

Начиная с 1970-х годов вышло ещё несколько повестей и пьес о Чебурашке и Крокодиле Гене:

  • «Чебурашка и его друзья» (1970, совместно с Р. Качановым)
  • «Отпуск крокодила Гены» (1974, совместно с Р. Качановым)
  • «Крокодил Гена и грабители»
  • «Бизнес Крокодила Гены» (1992, совместно с И. Е. Агрон)
  • «Крокодил Гена — лейтенант милиции» (1998)
  • «Чебурашка уходит в люди»
  • «Похищение Чебурашки» (2001)
  • «Новый год с Чебурашкой»
  • «Чебурашка едет в Сочи» (Олимпиада для Чебурашки)

Также о них опубликован ряд рассказов («Грибы для Чебурашки» и др.).

  1. ↑ Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь: в 3 томах. М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005. — Т. 3. П—Я. С. 548.

ru.wikipedia.org

трагедия реального человека, скрытая за гротескным

Чеширри Автор:
22 ноября 2019 06:01

Каждому из нас с детства хорошо знакома старуха Шапокляк — пакостная женщина преклонного возраста с большой крысой Лариской на поводке. Вся суть этого персонажа заключается в одной фразе из ее песни — «Хорошими делами прославиться нельзя».
Оказывается, образ Шапокляк является собирательным и у нее несколько прототипов, каждый из которых был неразрывно связан с его создателем — Эдуардом Успенским.

Источник:

Жена писателя

Источник:

Известно, что первым прототипом старухи Шапокляк стала первая жена писателя Римма Успенская. С этой женщиной автор Чебурашки прожил 18 лет, после чего они расстались. Женщина умерла от рака в 2014 году в возрасте 77 лет. Ее дочь Татьяна рассказала, что перед смертью она несколько месяцев была прикована к постели, а когда она умерла, то отец оплатил похороны, но сам на них не явился.

Источник:

Ханну Мякеля, биограф Эдуарда Успенского, как-то написал, что образ Шапокляк срисован с матери писателя, Натальи Алексеевны. Инженер-машиностроитель по специальности и жена партийного работника по семейному положению, она элегантно одевалась и при этом имела непростой характер.

Но сам писатель не согласился с этим утверждением, сообщив в одном из интервью свою точку зрения:

Нет… скорее, жена. Вообще считается, что мужчина подбирает себе жену по образцу своей матери. Мать у меня была довольно противная тетя. По этому типу я выбрал себе жену, которую тоже не любил. И вот с первой жены я, может, и писал. Она такая строгая, противная, вредная.
Да, о своей первой супруге Римме Успенский всю жизнь отзывался исключительно негативно. Познакомились они во время учебы в Московском авиационном институте (МАИ) и в студенческие годы поженились. У пары родилась дочь Татьяна, которая до самой его смерти так и не простила Эдуарда Николаевича за его обращение с близкими людьми и уход из семьи.

Эдуард Успенский с мамой

Источник:

«Дама вредная во всех отношениях» — так коротко характеризовал Успенский женщину, с которой прожил вместе 18 лет. При этом писатель любил упоминать и то, что сам он тоже далеко не подарок.

Сейчас только удивляюсь, как нам удалось прожить вместе восемнадцать лет! Хотя, если уж быть честным до конца, Шапокляк имеет и мои черты. Характер у меня тоже не ангельский.
Татьяна Успенская однажды рассказала в интервью историю любви ее родителей. По словам женщины, Успенский долго и красиво ухаживал за ее матерью. Римма не хотела выходить замуж, но Эдуард Николаевич проявил настойчивость и добился своего.

Дочь писателя не скрывает, что брак этот был неудачным. Семейная жизнь родителей запомнилась Татьяне как череда почти непрекращающихся скандалов. Из-за этого женщина с детства не переносит криков и ругани. По ее словам, отец постоянно пил и заводил романы на стороне, что, разумеется, не нравилось супруге. Татьяна Успенская также припомнила особенность отца всегда и по любой причине изображать из себя жертву, что также очень раздражало.

Эдуард Успенский с дочерью Татьяной

Источник:

В своем завещании Эдуард Успенский не упомянул свою родную дочь, оставив все нажитое приемным дочерям Ирине и Светлане, детям второй супруги.

Теща художника

Когда говорят о Шапокляк, перед нами сразу возникает образ из мультфильма. Кукла в стильной и необычной одежде отражала эпоху 30-х годов прошлого столетия. Марьяна Скуратовская, известный в России историк моды, как-то сказала, что костюм Шапокляк одобрила бы сама Шанель.

Леонид Шварцман — второй «отец» Шапокляк

Источник:

Придумал стильную старушку художник Леонид Шварцман, который никогда не скрывал источника своего вдохновения.

В создании старухи Шапокляк мне помог один конкретный образ. Во‑первых, само слово «шапокляк» дало подсказку: это складной цилиндр, XIX век, жабо, белые манжеты… И внешность моей тещи здесь сыграла важную роль. Она была женщиной из того времени, у нее были седые волосы, седой пучок. Я ей только удлинил носик, сделал его ехидным, а глазки — лукавыми. В общем, этот персонаж родился довольно быстро.

Секрет самой известной старухи СССР

Но стоит отметить, что сам образ противной старухи не так уж и прост и в нем скрыта не только тайна, но и человеческая трагедия. Учитывая годы создания этого персонажа, в 1930-х годах Шапокляк должно было быть около 30 лет и она была молодой и цветущей женщиной, привыкшей следить за собой и, вне всякого сомнения, образованной.

Источник:

Модница наверняка мечтала покинуть Советский Союз и обосноваться где-нибудь в Париже, где у нее будет шанс прославиться. Но началась Вторая мировая и мечтам не суждено было сбыться.

Если внимательно присмотреться к старухе, то есть в ней и положительные черты. Она часто бывает милосердна и очень деятельна. В сюжете, где рабочие играли в домино, вместо того, чтобы ремонтировать школу, именно Шапокляк сдвинула дело с мертвой точки и заставила всех шевелиться.

Этому персонажу посвящены вполне серьезные исторические статьи, такие как «Старуха Шапокляк как ушедший символ русско-имперской интеллигенции» Дмитрия Доронина. Автор вспоминает, как он впервые столкнулся с дамами, похожими на вымышленную героиню Успенского.

В молодости мой отец очень любил бега и регулярно ходил на Московский ипподром. Основной публикой на ипподроме был, конечно, московский пролетариат. И на фоне этого пролетариата очень выделялись пожилые осанистые женщины в необычных платьях с кружевами, которые молча, без криков и жестикуляции наблюдали за поединком наездников через лорнеты и пенсне. Через что прошли эти «старухи Шапокляк» за свою жизнь? Откуда у них в 70-е годы в Советском Союзе были лорнеты? Что случилось с их отцами и мужьями в годы революции, репрессий и войны? Получается, благодаря дурацкому советскому мультику в памяти народной остался, пусть и виде карикатуры, типаж образованных русских женщин, получивших дореволюционное воспитание и выживших в аду XX века.

Источник:

Вот и все, что вам нужно знать о вредной старухе из детской сказки. Мы уверены, что теперь вы будете иначе смотреть на ее проделки и проявите снисходительность к ее недостаткам, делая скидку на непростую женскую судьбу. Нужно еще упомянуть и о том, что персонаж этот получился настолько ярким, что многие десятилетия вдохновляет художников, фотографов и даже косплееров.

Источник:

Ссылки по теме:

fishki.net

Старуха Шапокляк - история персонажа мультфильма, крыса, внешность

История персонажа

Персонаж, созданный Эдуардом Успенским. Главный противник героев в серии книг о приключениях крокодила Гены и Чебурашки и в снятых по мотивам этих произведений мультфильмах.

Образ Шапокляк Успенский срисовал с первой супругиОбраз Шапокляк Успенский срисовал с первой супруги

Образ старухи Шапокляк автор серии книг о Гене и Чебурашке, по собственному признанию писателя, списал с первой жены. Дизайн персонажей для советских мультфильмов придумал художник-мультипликатор Леонид Шварцман. Тот тоже признавался, что внешность и костюм вредной героини частично срисовал с собственной тещи.

Образ и характер

Шапокляк — не имя героини, а кличка, полученная, видимо, из-за старомодного головного убора, который та носит (шапокляк — разновидность шляпы-цилиндра). Извечная спутница вредной старухи — не менее вредная крыса Лариска, которую героиня всюду носит в собственном ридикюле. Вдвоем «напарницы» откалывают жестокие шуточки и разыгрывают невинных жителей города. Шапокляк предположительно 73 года.

Старуха Шапокляк и крыса ЛарискаСтаруха Шапокляк и крыса Лариска

Знакомство с Чебурашкой и Геной благотворно сказывается на характере Шапокляк, который, впрочем, успевает испортиться снова всякий раз к началу очередной серии мультфильма. И Шапокляк опять возвращается к хулиганским выходкам и проделкам. Героиня при этом не глупа и не лишена благородства. В книге «Отпуск крокодила Гены», которая вышла в 1974 году, Шапокляк попадает в капкан и после этого случая принимается охранять природу. Зрители до сих пор легко узнают знаменитую цитату из песенки Шапокляк: 

«Кто людям помогает — тот тратит время зря. Хорошими делами прославиться нельзя».

Мультфильмы

Серия книг о Чебурашке, Гене и их извечной противнице старухе Шапокляк стала выходить в 1966 году и началась с книги «Крокодил Гена и его друзья». Тут же, в первой книге, читатель узнает о жизненном кредо героини и о главной ее цели: «собирать злы». То есть делать всяческие гадости где только можно. Шапокляк ополчилась на главных героев и их маленьких друзей, когда узнала, что те решили построить Дом Дружбы, куда станут приходить все, кто хочет найти друга.

Старуха Шапокляк, Чебурашка и крокодил ГенаСтаруха Шапокляк, Чебурашка и крокодил Гена

Всего в серии было издано около десятка книг, повестей и пьес, последняя из которых вышла не так давно, в ноябре 2017 года, и называется «Чебурашка едет в Сочи». Чебурашка и Гена в книге едут на Олимпиаду-2014, а старуха Шапокляк чинит героям всяческие препятствия, которые делают их путешествие только интереснее.

В промежутке между этими двумя публикациями Успенский создает две пьесы в соавторстве с режиссером Романом Качановым — «Чебурашка и его друзья» (1970) и «Отпуск крокодила Гены» (1974). Последняя пьеса легла в основу снятого Качановым в том же году мультфильма «Шапокляк». Качанов же создал и остальные три советских мультфильма о Чебурашке и крокодиле Гене: «Крокодил Гена» (1969) — по мотивам сказочной повести «Крокодил Гена и его друзья», «Чебурашка» (1971) и «Чебурашка идет в школу» (1983). Последний мультик — единственный в серии, где старуха Шапокляк в событиях не участвует.

Старуха Шапокляк, крокодил Гена и ЧебурашкаСтаруха Шапокляк, крокодил Гена и Чебурашка

Все советские экранизации выпущены киностудией «Союзмультфильм». Кукольный мультик «Крокодил Гена» — первый в серии. Здесь впервые создаются те образы героев (в том числе и старухи Шапокляк), которые зрители с детских лет привыкли считать каноном. Иллюстрации к первому изданию «Крокодила Гены и его друзей» мало похожи на кукол, использованных при создании мультфильма. Но именно эти мультипликационные образы вошли в массовую культуру и воспроизводятся до сих пор в виде кукол, сувениров, на иллюстрациях и даже на почтовых марках.

Сюжет мультика таков: Гена работает крокодилом в зоопарке и коротает вечера дома, играя с самим собой в шахматы. Когда герою надоедает холостяцкая жизнь в пустой квартире, тот расклеивает по городу объявления, и в дом Гены начинают стягиваться разные забавные персонажи, которым тоже хочется завести друзей. Объявления попадаются на глаза и вредной старухе-хулиганке Шапокляк. Недружелюбно настроенная героиня зло подшучивает над Геной и его новыми друзьями, но в конце мультика начинает сожалеть о содеянном и приносит друзьям письмо с извинениями.

Старуха Шапокляк в книге и в мультфильмеСтаруха Шапокляк в книге и в мультфильме

В мультфильме «Шапокляк» старая вредина крадет у Гены и Чебурашки билеты на поезд и бумажник с деньгами. Друзья как раз собирались съездить на море отдохнуть, но по вине Шапокляк их высадили, как безбилетников, в двухстах километрах от Москвы на первой попавшейся станции. В этом мультфильме звучит знаменитая песня «Голубой вагон» на стихи Успенского.

Последний мультфильм серии — «Чебурашка идет в школу» — вышел с заметным отрывом и в несколько иной стилистике, чем предыдущие. В этом мультике выясняется, что Чебурашка не умеет читать, и Гена принимает решение отправить маленького друга в школу. Старуха Шапокляк начинает разыгрывать героев уже в начале мультфильма. Когда Гена возвращается домой из аэропорта, на двери квартиры его ждет озадачивающая табличка «Ремонт». В магазине одежды у друзей возникают проблемы с подбором школьной формы на маленького Чебурашку. 

Старуха Шапокляк в школьной формеСтаруха Шапокляк в школьной форме

Зато на старуху Шапокляк форма находится — героиня тоже собирается в школу. Когда герои прибывают к школе, выясняется, что там делают ремонт, которому почему-то не видно конца и края, и школа из-за этого закрыта. Деятельная старуха Шапокляк находит двоих рабочих, которые должны делать ремонт в школе. Те отчего-то не работают, а играют в домино. Выясняется, что на самом деле в школе не хватает преподавателей, и Шапокляк предлагает свои услуги как учительницы по труду, а Гена станет преподавать детям природоведение.

В 2010 году вышла серия кукольных мультфильмов «Чебурашка», сделанная в Японии режиссером Макото Накамура. В серии вышло три новых мультика: «Чебурашка и цирк», «Чебурашка идет в зоопарк» и «Советы Шапокляк». Мультфильмы выполнены в стилистике, копирующей стиль оригинальной серии, выпущенной «Союзмультфильмом». Из-за сложностей с авторскими правами мультсериал вышел на российских экранах только осенью 2014 года. В этих новых мультиках Шапокляк обнаруживает в себе деловую жилку и открывает бюро, где за деньги раздает людям бесполезные советы.

24smi.org

Шапокляк — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 сентября 2019; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 сентября 2019; проверки требуют 3 правки. Шапокляк (внизу в сложенном виде)

Шапокля́к (фр. chapeau claque, от chapeau [шапо] — шляпа и claque [кляк] — шлепок, удар ладонью) — мужской головной убор, разновидность цилиндра, отличающийся тем, что его можно было компактно складывать.

Идея складного цилиндра, по некоторым предположениям, возникла по аналогии со складными треуголками конца XVIII века, которые было принято в сложенном виде держать под мышкой. Изобретателем шапокляка считается французский шляпник Антуан Жибюс (фр. Antoine Gibus). Первые образцы складного цилиндра начали продаваться в Париже и Лондоне в середине 1820-х гг. и, как указывает Р. М. Кирсанова, уже к 1829 г. дошли до России[1], но именно Жибюс-старший в 1834 г. получил во Франции первый патент на «шляпу складного типа в вертикальном направлении» (фр. un chapeau à forme pliante dans le sens perpendiculaire). Множество технических усовершенствований в конструкцию шапокляка внёс его младший брат Габриэль Жибюс, получивший более 30 патентов в этой области и в 1857 г. открывший целую фабрику по производству шляп в Пуасси под Парижем. Благодаря этому вторым названием шапокляка было «жибюс».

Расположенный внутри цилиндра механизм позволял складывать шапокляк в вертикальном направлении. Чтобы сложить его, достаточно было ударить ладонью по её верху. В помещении шапокляк держали сложенным и носили под мышкой; особенное практическое удобство складная шляпа предоставляла в общественных местах, в том числе в театре, где полноразмерный цилиндр приходилось сдавать в гардероб или класть на пол.

Уже к середине 1840-х гг. шапокляк стал характерной приметой модников — это отражено, например, в «Книге снобов»[fr] У. М. Теккерея, один из персонажей которой «знает всех и каждого и может рассказать историю о ком угодно; и, шествуя домой, в свою квартиру на Джермин-стрит, в шапокляке и лакированных туфлях, думает, что он первый из светских молодых людей в городе» (пер. Н. Дарузес).

После Первой мировой войны шапокляк, как и цилиндр, вышел из употребления.

  • Кирсанова Раиса Мардуховна. Шапокляк // Костюм в русской художественной культуре 18 — первой половины 20 вв. / под ред. Т.Г. Морозовой, В.Д. Синюкова. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. — С. 324—325. — 383 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-85270-144-0.
  • Комиссаржевский, Ф. Ф. Муслин, батист, кисея // История костюма. — М.: Астрель, 2005. — С. 331. — 336 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-271-105514-8.
  • Л. В. Беловинский. Шапокляк // Российский историко-бытовой словарь / под ред. А. Л. Налепина. — М.: Студия «ТРИТЭ» — «Российский архив», 1999. — С. 505. — 528 с. — 3 000 экз. — ISBN 5-86566-020-9.

ru.wikipedia.org

Шапокляк (персонаж) - это... Что такое Шапокляк (персонаж)?

Чебурашка. Кадр из мультфильма «Крокодил Гена»

Чебура́шка — вымышленный зверёк с огромными ушами, большими глазами и коричневой шерстью, ходящий на задних лапах. Персонаж книг Эдуарда Успенского, экранизированных Романом Качановым. Известный сегодня образ Чебурашки создан художником-мультипликатором Леонидом Шварцманом.

Сюжет и герои

Чебурашка, найденный в коробке с апельсинами, привезённой в один очень большой город, встречается с крокодилом Геной. Вместе они ищут друзей, в числе которых лев Чандр и пионерка Галя, и помогают другим персонажам — людям и говорящим животным. Им противодействуют старуха Шапокляк и её ручная крыса Лариска.

Чебурашка. Игрушка, сделана в Китае. 1968 года.

Крокодил Гена

Крокодил Гена ходит на задних лапах, носит костюм, шляпу и трость, курит трубку и ежедневно ходит в зоопарк, где работает крокодилом (характерный пример сдержанного юмора Э. Успенского). Табличка над его местом работы гласит: «Африканский крокодил Гена. Возраст пятьдесят лет. Кормить и гладить разрешается». В мультфильме крокодила Гену озвучивает Василий Ливанов.

В свой день рождения Гена поет песенку «Пусть бегут неуклюже…». Эта песенка с тех пор часто исполняется по поводу дней рождения. Песню крокодила Гены написал Александр Тимофеевский, а на музыку ее положил Владимир Шаинский [1][2].

Судя по строению головы, относится к аллигаторам.

Старуха Шапокляк

Старуха Шапокляк, названная в честь старомодного головного убора — главный антагонист Чебурашки и Гены. Согласно книге, её основное занятие — «собирать злы», в мультфильме её девиз выражен в песенке: «Кто людям помогает — тот тратит время зря. Хорошими делами прославиться нельзя». Шапокляк при поддержке живущей в её ридикюле крысы Лариски устраивает жестокие розыгрыши над невинными жителями города. По мере знакомства с Геной и Чебурашкой Шапокляк постепенно встаёт на путь исправления, обычно возвращаясь к хулиганству в начале следующего выпуска мультфильма.

Книги

Повести и пьесы о Чебурашке были написаны Эдуардом Успенским (пьесы — совместно с Романом Качановым):

  • «Крокодил Гена и его друзья» (1966) — повесть
  • «Чебурашка и его друзья» (1970) — пьеса (совместно с Р. Качановым)
  • «Отпуск крокодила Гены» (1974) — пьеса (совместно с Р. Качановым)
  • «Бизнес крокодила Гены» (1992) — повесть (совместно с И.Е. Агрон)[3]

Мультфильмы

По мотивам книги создано четыре мультфильма:

Фильмы сняты режиссёром Романом Качановым по сценарию, написанному им совместно с Эдуардом Успенским. Художник-постановщик — Леонид Шварцман, музыку к фильму «Крокодил Гена» создал Михаил Зив, к остальным — Владимир Шаинский. Оператор — Иосиф Голомб («Крокодил Гена»), Теодор Бунимович (остальные фильмы). Чебурашку озвучивала Клара Румянова, Крокодила Гену — Василий Ливанов, Шапокляк — Татьяна Дмитриева («Крокодил Гена», «Чебурашка»), Ирина Мазинг («Шапокляк»). Других персонажей озвучиавали актёры Владимир Ферапонтов, Владимир Раутбарт, Владимир Кенигсон, Юрий Андреев, Георгий Бурков.

Популярность

После выхода первых серий мультфильмов Чебурашка стал очень популярен в СССР. С тех пор Чебурашка — герой многих российских анекдотов. В 2001 Чебурашка приобрёл большую популярность в Японии. На летних Олимпийских Играх 2004 года в Афинах был выбран талисманом Олимпийской сборной России. На зимних Олимпийских Играх 2006 года символ Российской Сборной Чебурашка переоделся в белый зимний мех. На летних Олимпийских играх 2008 года в Пекине Чебурашку «одели» в красный мех. [4]

Чебурашка, 1965 год

Авторские права

В 1990-х и 2000-х годах разгорелись споры вокруг авторских прав на образ Чебурашки. Они касались использования образа Чебурашки в различных товарах, названиях детских садов, детских эстрадных студий и клубов (что было обычной практикой в советское время), а также авторства самого образа Чебурашки, которое, по утверждению Эдуарда Успенского, целиком принадлежит ему, в то время как его оппоненты утверждают, что известный сегодня характерный образ Чебурашки с большими ушами был создан Леонидом Шварцманом. В 1990-е годы Эдуард Успенский также приобрёл права на торговую марку «Чебурашка», использавшуюся ранее в таких товарах, как конфеты и детская косметика. Использование названия стало предметом спора писателя с кондитерской фабрикой «Красный Октябрь». [5][6][7][8] В частности, в феврале 2008 года ФГУП «Фильмофонд киностудии Союзмультфильм» (собственник прав на образ) высказал намерение истребовать компенсацию у создателей киноленты «Самый лучший фильм» за использование образа Чебурашки без разрешения.[9]

Шведские Друттен и Гена

В 1970-е годы в Швеции выпускались телесериалы, радиопередачи, грампластинки и журналы комиксов, персонажей которых звали «Друттен» и «крокодил Гена» («Drutten och Gena»). Эти персонажи были созданы по образу привезённых из путешествия в СССР кукол Чебурашки и Гены, и внешне совпадали с ними. Однако на этом сходство заканчивается: в Швеции Друттен и Гена пели другие песни и рассказывали другие истории, и жили они не в «одном очень большом городе», а на книжной полке. Поэтому, хотя многие шведы зрительно узнают Чебурашку и Гену, они как правило не ассоциируют их с советскими мультфильмами и книгами.

Происхождение слова «чебурашка»

Согласно тексту Успенского, Чебурашкой главный герой был назван за то, что пережив неудобное путешествие в ящике с апельсинами, тот постоянно норовил «чебурахнуться», то есть упасть. Так это описано в первой книге серии:

Он сидел, сидел, смотрел по сторонам, а потом взял да и чебурахнулся со стола на стул. Но и на стуле он долго не усидел — чебурахнулся снова. На пол.
— Фу ты, Чебурашка какой! — сказал про него директор магазина, — Совсем не может сидеть на месте!
Так наш зверёк и узнал, что его имя — Чебурашка…

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля описано как слово «чебурахнуться» в значении «упасть», «грохнуться», «растянуться», так и слово «чебурашка», определяемое им в различных диалектах как «шашка бурлацкой лямки, привешенная на хвосте», либо как «ванька-встанька, куколка, которая, как ни кинь её, сама встаёт на ноги" [10]. Согласно этимологическому словарю Фасмера «чебура́хнуть» образовано от слов чубуро́к, чапуро́к, чебура́х — «деревянный шар на конце бурлацкой бечевы», тюркского происхождения[11]. Другое родственное слово это «чебырка» — плетка, на конце которого шарик на волосе.

Происхождение слова «чебурашка», в смысле игрушки-неваляшки, описанное у Даля связанно с тем, что многие рыбаки изготавливали такие игрушки из деревянных шаров, которые являлись поплавками для рыболовных сетей, и так же назывались чебурашкой.

Сам Успенский называет две причины происхождения имени и героя Чебурашки. По одной из версий (официально прописанной в книжках про Чебурашку, но впоследствии опровергнутой писателем, как сотворённой специально для детей): в детстве у писателя была бракованная игрушка. Не то медвежонок, не то заяц, с большими ушами. Он и называл его Чебурашкой. Другую версию Успенский привёл в интервью нижегородской газете:[12]

Я пришел в гости к другу, а его маленькая дочка примеряла пушистую шубу, которая тащилась по полу, <…> Девчонка постоянно падала, запинаясь о шубу. И её отец после очередного падения воскликнул: «Ой, опять чебурахнулась!». Это слово врезалось мне в память, я спросил его значение. Оказалось, что «чебурахнуться» — это значить «упасть». Так и появилось имя моего героя.

Переносные значения слова «чебурашка»

«Чебурашкой» часто называют предметы, так или иначе напоминающие Чебурашку, в числе которых:

«Чебурашкой» называют, независимо от содержимого, бутылку 0,33 или 0,5 литров, подобную той, в которую до 1990-х годов разливали одноимённый лимонад. Также существует ироничное выражение «мех чебурашки», означающее искусственный мех. В соционике «чебурашка» — жаргонное название человека, не отнесенного к одному из 16 соционических типов. В планиметрии есть понятие «уши чебурашки» — это название одного из ГМТ.

Чебурашка в современной культуре

В 2000-е годы возникло несколько культурных и социальных проектов, вдохновлённых образом Чебурашки.

«Чебурген»

Проект «Чебурген», созданный в 2003 году художниками Андреем Кузнецовым и Максимом Покалёвым, собрал более двухсот художественных работ и фотографий различных авторов, изображающих героев мультфильма в пародийном и юмористическом контексте[13]. Среди наиболее интересных работ проекта — серия «Чебураки» Андрея Кузнецова, включающая пародии на кинофильмы и исторические события[14].

Чебурашка и «Звездные войны»

В переводе Гоблина «Буря в стакане» (2004) Чебурашка ассоциируется с джедаем Йодой, которого зовут Чебуран Виссарионович.

«Чебуран-пати»

В феврале 2002 года в Москве стартовала серия танцевальных вечеринок «Чебуран-пати». Их постоянными участниками стали посетители московских клубов, давшие положительный ответ на вопрос, считают ли они себя Чебурашкой, задаваемый автором идеи — ди-джеем Сводником (Тимофеем Овсенни). Были проведены десятки вечеринок в Москве и несколько — в Гоа (Индия)[15].

Чебуратор

После появления фильма «Терминатор» стал популярен персонаж Чебуратор, представляющий собой гибрид Чебурашки и Терминатора. Он используется в песнях, детских игрушках, анекдотах, пародиях.

Памятники Чебурашке

  • 29 мая 2008 года на территории детского сада номер 2550 в Восточном административном округе Москвы был открыт музей Чебурашки. Среди его экспонатов — пишущая машинка, на которой Эдуард Успенский создал историю Чебурашки[17].

День рождения Чебурашки

С 2003 года в Москве ежегодно во вторые-третие выходные августа проходит благотворительная акция для детей-сирот «День рождения Чебурашки»[18]. В 2005 году в связи с проведением данной акции Эдуард Успенский объявил, что День рождения Чебурашки 20 августа.[19]

Источники

  1. text: Александр Тимофеевский, автор музыки Владимир Шаинский ПУСТЬ БЕГУТ НЕУКЛЮЖЕ. Пой, пессенник. http://www.balamutshow.ru/index.php?p=show_song&sid=58
  2. Radio Estonia про Тимофеевского. (аудио) http://www.astro.cornell.edu/~romanova/music/Estonian%20radio/Timofeevsky-Radio-Est.mp3
  3. Паспорт книги «Бизнес крокодила Гены»
  4. Источники: Чебурашка стал талисманом олимпийской сборной России, Талисманом олимпийской команды России утвержден Чебурашка, Российским олимпийцам поможет Чебурашка, Талисманом сборной России в Турине будет белый Чебурашка, Распри вокруг Чебурашки: намерения были благими… Обобщение
  5. Сергей Капков, Мария Локотецкая, Илья Овчинников. Уберите этого с руля — «Газета», 04.08.2004
  6. Антон Гончаров. Битва за Чебурашку — «Экспресс-газета», № 13 (478), 30.03.2004.
  7. Юрий Норштейн. Не надо подсовывать «куклу». Ответ на ответ — «Новая газета», № 60, 19.08.2004
  8. Раиса Вивчаренко. Чебурашкина судьба — «Киевский ТелеграфЪ», 28 марта — 3 апреля 2008 № 12 (410)
  9. Ольга Гончарова. Честь Чебурашки защитят от Comedy Club — РБК daily, 01.02.2008
  10. В. И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. II издание — «Чебурахать»
  11. Этимологический словарь Фасмера — «чебура/хнуть»
  12. 1 2 Эдуард Успенский: «Мне везде дышится легко». / Марина Сипатова // Нижний Новгород: Газета «Полезная площадь. Недвижимость» — 25.10.2006
  13. Проект «Чебурген» на сайте Иероглиф
  14. Епизод 115. Клич пионэров — одна из известнейших работ А. Кузнецова в рамках проекта
  15. Объект 01. Чебуран-пати. DJ Сводник. Москва — подборка статей о «Чебуран-пати» и о ди-джее Своднике
  16. Герои мультфильмов забронзовели в Подмосковье // «Московский Комсомолец» — 24.06.2005
  17. В Москве открывается музей Чебурашки // Lenta.ru — 29.05.2008
  18. Официальный сайт акции
  19. День рождения русского национального героя стал детским праздником // Sovetnik.ru — 24.08.2005

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Шапокляк (мультфильм) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Шапокляк» — кукольный мультипликационный фильм Романа Качанова, выпущенный киностудией «Союзмультфильм» в 1974 году. Продолжение фильма «Чебурашка» (1971). Мультфильм снят по мотивам повести Эдуарда Успенского «Отпуск Крокодила Гены».

Крокодил Гена и Чебурашка отправляются на морской отдых на поезде, но Шапокляк крадёт их билеты и бумажник. Поэтому друзей высаживают на первой же станции в 200 км от Москвы. Крокодил Гена и Чебурашка прошли лишь 1 км (до указателя "до Москвы 199 км"), попутно оставляя вещи, которые подбирает едущая на дрезине Шапокляк. Дальше друзья совместно борются с туристами-браконьерами, а также за экологическую чистоту лесов и речек Подмосковья.

В мультфильме звучат песни композитора Владимира Шаинского на стихи Эдуарда Успенского:

Притом в некоторых эпизодах звучит только музыка.

  • Некоторые сцены и диалоги из книги полностью отсутствуют в мультфильме.
  • В мультфильме не упоминается, что речка, которую главные герои спасли, называется Березайка.
  • В мультфильме также отсутствуют несколько персонажей — охранник фабрики, секретарша, ребята Иванов, Петров, Сидоров и маленький Мкртчян.
  • Туристы в мультфильме представлены более положительными, чем в книге.
  • В мультфильме Чебурашка и Крокодил Гена во время поиска дороги домой по чистой случайности замечают грязную речку. В книге перед отъездом им пришло письмо, оповещающее их об этой загрязнённой речке.
  • В оригинале отсутствовала сцена на крыше поезда.

Другие мультфильмы из серии про Гену и Чебурашку[править | править код]

  1. ↑ Музыка отдыха. Улыбка. Популярные песни из детских мультфильмов и телефильмов. Переложение для фортепиано. Выпуск 1. / Составитель Матвеева Наталия Михайловна. — 2-е. — М.: «Советский композитор», 1989. — С. 10-12. — 41 с.

ru.wikipedia.org

история создания персонажа. Лучшая подруга старухи Шапокляк

Среди любимых многими советских мультипликационных фильмов особое место занимает история о крокодиле Гене и Чебурашке. Главным отрицательным персонажем, всячески пытающимся навредить верным друзьям, была старуха Шапокляк.

История создания персонажа

Придумал юркую и вредную старушку замечательный детский писатель и большой выдумщик Эдуард Успенский. Крокодилу Гене и Чебурашке нужен был антагонист – так появилась на свет старуха Шапокляк (фото персонажа можно увидеть дальше). Почему отрицательным героем стала безобидная на вид старушка? Успенский в одном из интервью сам ответил на этот вопрос. По его словам, прототипом этого персонажа стала его первая жена Римма, с которой он прожил 18 лет. Он назвал ее «вредной гражданкой», но заметил: она не знает о том, что стала прообразом пакостливой старушки.

Свои необычным именем она обязана мужскому головному убору с аналогичным названием. Это разновидность цилиндра, который можно было сложить, ударив по нему сверху.

Старуха Шапокляк появляется в четырех повестях, написанных писателем о приключениях Гены и Чебурашки. Но настоящая известность персонажам этих книг пришла после экранизации произведений Успенского.

В 1969 году на экраны вышел первый мультфильм о необычных приключениях крокодила Гены и Чебурашки. В нем зрители впервые увидели зловредную старуху Шапокляк, которая всеми силами пыталась навредить положительным персонажам.

Художник Леонид Шварцман, который работал над образом зловредной старушки, долгое время ломал голову над тем, как она должна выглядеть. Он решил отталкиваться от имени персонажа. «Шапокляк» – старинный головной убор, родом из XIX века. Значит, старушка должна одеваться по моде тех лет – в темный наряд, украшенный манжетами и жабо. На голове красовался помятый цилиндр-шапокляк. Так как она вредная проныра, Шварцман наградил ее длинным носом. Самое интересное, что теща художника тоже была из тех далеких лет. Он дорисовал персонажу пучок седых волос, щечки, как у тещи и удивленные глаза. Так появилась всем известная антагонистка Чебурашки и Гены.

Занятия старухи Шапокляк

Она поставила себе задачу – делать по пять злых поступков в день, чтобы прославиться. Переходила проезжую часть в неположенном месте, обливала прохожих водой, стреляла из рогатки по голубям, вытряхивала мусор из урн и пугала жителей домов выстрелами из пугача. Но все-таки в ней есть что-то хорошее. Каждая встреча Шапокляк и крокодила Гены с Чебурашкой заканчивалась тем, что им удавалось перевоспитать зловредную старушку. Правда, на совершение хороших дел ее хватало недолго, и она довольно быстро принималась за старое.

Это интересно – кем была лучшая подруга старухи Шапокляк?

Характер, вредный и вздорный, не позволял ей дружить ни с кем. Другие старушки ее побаивались и обходили стороной. Но все же был у нее верный и преданный друг – крыса Лариска, которую Шапокляк носила в своем ридикюле. Лариска была напарницей старухи в ее пакостях. В отличие от крокодила Гены, который разговаривал, подруга Шапокляк всегда молчала.

Кто озвучивал старуху Шапокляк в мультфильмах?

В озвучивании этого персонажа принимали участие три актера. В первом мультфильме, вышедшем в 1969 году, Шапокляк говорит голосом Владимира Раутбарта. В 1974 году вышел мультик «Шапокляк». Старушку озвучила Ирина Мазинг. В 1983 году на экраны вышел мультфильм «Чебурашка идет в школу». В нем Шапокляк говорит голосом Юрия Андреева.

Памятник любимым мультипликационным героям

В последние годы появилась в российских городах появилась замечательная традиция – ставить необычные памятники, в том числе и любимым персонажам детских мультиков. Крокодил Гена, Чебурашка и старуха Шапокляк тоже увековечены на улицах российских городов. Один из таких памятников стоит в городе Прокопьевске. Отдельный памятник старухе Шапокляк и ее верной спутнице крысе Лариске установлен в Саранске. Есть памятник любимым мультипликационным героям в городе Раменское. Старуху Шапокляк с Лариской можно увидеть и в Хабаровске.

Мультфильмы про крокодила Гену и Чебурашку входят в число культовых мультипликационных лент. Продолжая оставаться актуальными, они интересны маленьким зрителям и сейчас. Хорошие поступки Гены и Чебурашки и выходки зловредной, но такой обаятельной Шапокляк так понятны малышам.

fb.ru

Старуха Шапокляк как ушедший символ русско-имперской интеллигенции. Ридус

Сегодня страна простилась с любимым советским писателем нашего детства Эдуардом Успенским.

А на днях с интересом прочёл пост Константина Крылова об усопшем литераторе — там затрагивался очень любопытный персонаж Успенского — «старуха Шапокляк».

Кстати имя персонажа, с французского chapeau claque, переводится, как «шляпа всмятку». 

Это такой старомодный складной цилиндр, популярный до начала Первой мировой войны.


Сразу скажу, что «мультфильм» про крепкую мужскую дружбу простого советского крокодила и заросшего шерстью нелегала из Африки в детстве всегда меня очень раздражал.

Кукольная «анимация» и депрессивные песенки вряд ли могли понравиться ребёнку, знакомому с продукцией Диснея. Но шальная старушенция с крысой положительные эмоции все-таки вызывала. Злодейка была колоритная.

А теперь о том, откуда взялся этот персонаж.

В молодости мой отец очень любил бега и регулярно ходил на Московский ипподром. Туда частенько заглядывали тогдашние знаменитости — отец встречал там Нетто, Ширвиндта, Миронова, Старостина… Но основной публикой на ипподроме был, конечно, московский пролетариат.

И на фоне этого пролетариата очень выделялись пожилые осанистые женщины в необычных платьях с кружевами, которые молча, без криков и жестикуляции наблюдали за поединком наездников через лорнеты и пенсне. 

Это были 70-е. Таких женщин, хотя по внешнему виду им было лет под сто, старухами назвать было совершенно невозможно. Иногда они легонько, с достоинством хлопали победителю.

Я вспомнил рассказ отца и сегодня спросил у него, были ли эти женщины похожи на ту самую Шапокляк.

— А ведь верно, — сказал отец и удивлённо улыбнулся. — Точно с них списали!

Я спросил, не помнит ли он хотя бы одного такого же колоритного старика в пенсне или с моноклем. Отец сказал, что не помнит. Женщин он запомнил, а мужчин не видел ни одного.

Через что прошли эти «старухи Шапокляк» за свою жизнь? Откуда у них в 70-е годы в Советском Союзе были лорнеты? Что случилось с их отцами и мужьями в годы революции, репрессий и войны?

Получается, благодаря дурацкому советскому «мультику» в памяти народной остался, пусть и виде карикатуры, типаж образованных русских женщин, получивших дореволюционное воспитание и выживших в аду XX века.

Такого же образа образованных русских мужчин не осталось вообще.

Некоторые пишут, что прообразом Шапокляк послужила Римма Успенская, первая жена писателя. Возможно она действительно была вредной особой и любила пакостить, но внешне это не Шапокляк. 

Римма и Эдуард Успенские, 1963 год.

Успенский написал «Чебурашку» в 1966 году. Сам он 1937 года рождения. Римма Успенская была его сокурсницей, то есть, ей было около 30 лет, а скорее всего меньше. Таким образом, так выглядеть и одеваться она точно не могла. 

Художник Леонид Шварцман, проработавший образы Гены и Чебурашки

Возможно реальным прототипом злодейки была тёща художника Шварцмана, по возрасту она вполне подходит под этот образ.

www.ridus.ru


Смотрите также