Дикая собака динго презентация


Презентация к уроку по литературе на тему: Презентация "Дикая собака динго" по рассказу Р.И. Фраермана "Дикая собака динго, или Повесть о первой любви"

Слайд 1

Презентация «Дикая собака динго» по рассказу Р.И. Фраермана «Дикая собака динго, или повесть о первой любви»

Слайд 2

Цели : 1. Кратко ознакомить детей с содержанием рассказа; 2. Проанализировать, основываясь на текст, отношения между мальчиком и девочкой; 3. Дать оценку их поведению ; 4. Ответить на вопрос: «За что Таню прозвали «дикой собакой динго»?; 5. Определить, есть ли среди друзей и знакомых те, у кого необычное поведение и необычные желания.

Слайд 3

Филька был разут, лицо его было возбуждено. – Таня! – крикнул он, - беги скорее к нам! Отец подарил мне настоящих ездовых собак! – Этого не может быть, - сказала она, - Ты обманываешь меня! Когда же он успел это сделать? Ведь мы вместе пришли сегодня в город. – Нет, это правда, - сказал Филька. – Он привел их в город еще три дня назад и держал их у хозяйки в сарае. Он хотел мне сделать подарок, и он зовет тебя посмотреть.

Слайд 4

Широко открытыми глазами следила она за вечно бегущей водой, силясь представить в своем воображении те неизведанные края, куда и откуда бежала река. Ей хотелось увидеть иные страны, иной мир, например австралийскую собаку динго.

Слайд 5

Учительница развела руками. – Филька, Филька, - сказала она с укоризной, - всё ты забыл, решительно всё! Почему ты слово «товарищ» пишешь с мягким знаком? – Это глагол второго лица, - ответил без смущения Филька. – Какой глагол, почему глагол? – вскричала учительница – Конечно «товарищ, что делаешь?». Отвечает на вопрос «что делаешь».

Слайд 6

Боже, Какой был клев! Таня никогда такого не видала. Таня поминутно поднимала глаза и смотрела на удочку Коли. Коля тоже смотрел на ее поплавок. Филька с сокрушением глядел в ее лицо и молчал, не зная, что сказать. – Я сижу с ним на одной скамейке и знаю: никто тебе про него ничего дурного не скажет. Он учится лучше других. Так что же ты хочешь от него?

Слайд 7

С Таней случилось то, что хоть раз случается с каждой девочкой, - она проливает чернила. Она терла руку песком, и всё же рука ее осталась черной. «Всё равно он скажет! Он скажет Александре Ивановне. Он скажет жене и всем» Итак, она сегодня не выйдет на сцену, не отдаст цветов и не пожмет руку писателю.

Слайд 8

Рядом с ней у окна стоял одиноко Филька. О нем она совсем забыла: за весь вечер не сказала ему ни слова. – А завтра кто-то с Колей пойдет на каток, сказал Филька. – Ты, что ли? – спросила Таня. Филька покачал головой. – Так кто же? – Женя. – А-а… – А я могу свечку съесть. Филька на самом деле снял с пихты горящую свечку, задул ее и начал жевать. – Что ты делаешь, Филька? Может быть это вредно! – Это немного невкусно, но зато смешно.

Слайд 9

Он был без майки. И плечи его, облитые солнцем, сверкали, как камни, а на груди, темной от загара, выделялись светлые буквы, выведенные очень искусно. Она прочла: «Таня». Филька в смущении закрыл это имя рукой и отступил на несколько шагов.

nsportal.ru

презентация по географии «Дикие собаки Динго» (7 класс)

Дикая собака Динго

Зайцева Елена Владимировна

учитель географии

МБОУ г.Иркутска СОШ № 73

Сведения о происхождении динго и времени их появления на австралийском материке до сих пор остаются противоречивыми.

Известно только, что эти хищные животные, представляющие собой нечто среднее между волком и домашней собакой, не являются коренными жителями Австралии.

Одна из версии, что собака динго прибыла в Австралию примерно 4 000 лет назад вместе с переселенцами из Азии.

Еще одна версия: динго – прямые потомки домашней Хохлатой китайской собаки, появившихся на континенте около 6 000 лет назад.

Вероятно также, что прародители динго – индийские волки и собаки.

  Австралийские аборигены этих собак зовут «тинго», но у европейцев и у русских это преобразовалось в привычное нам собака Динго. 

  У динго стройное тело, сильные прямые ноги средней длины, пушистый саблевидный хвост. 

  Мех у динго короткий и густой, типичный окрас — ржаво-рыжий или рыже-бурый, на морде и брюхе светлее.

  Изредка встречаются особи почти чёрного цвета, белые и пегие.

На юго-востоке Австралии обитает порода динго серо-белой масти. 

  Чистокровные динго не лают, а издают разнообразные звуки: от негромкого повизгивания до жуткого воя, способны рычать.

  Чистокровные динго не лают, а издают разнообразные звуки: от негромкого повизгивания до жуткого воя, способны рычать.

  Высота в холке 47 – 67 см, длина тела с головой 86 – 122 см, длина хвоста 26 – 38 см. Вес 10 – 19 кг, редко – до 24 кг.

  Динго встречается в Австралии повсеместно, в настоящее время наиболее многочисленны в северной, западной и центральной её частях. 

Динго — преимущественно ночные животные. 

Основные места их обитания в Австралии – опушки влажных лесов.

Основные места их обитания в Австралии – сухие эвкалиптовые заросли.

Основные места их обитания в Австралии – засушливые полупустыни в глубине материка.

Умные, осторожные, подвижные, обладающие прекрасным зрением и слухом.

Дикие собаки Динго не боятся воды. Они достаточно хорошо плавают.

В жаркое время года с удовольствием проводят долгое время в воде, избавляясь таким образом от насекомых.

Примерно 60 % рациона австралийских динго составляют некрупные млекопитающие, в частности, кролики.

Охотятся на кенгуру и валлаби.

В меньшей степени питаются птицами,   рептилиями, насекомыми и падалью.

С началом массового разведения скота динго стал нападать и на него, что повлекло за собой уничтожение диких собак фермерами.

Хотя, как выяснилось, домашний скот составляет всего 4 % рациона динго, эти дикие собаки часто режут овец, не поедая. 

  Главные преимуществом динго, которое делает их наиболее сильными перед ближайшими конкурентами в данной природной среде, — это возможность охотиться организованными группами, или стаями.

Стабильные семейные стаи у динго состоят из 3 — 12 особей. 

В семейных группах соблюдается строгая иерархия. У каждой стаи есть свой охотничий участок, который она защищает от соседей.

Логова они устраивают в пещерах, пустых норах, среди корней деревьев, обычно неподалёку от водоёмов.

В мае – июне у динго появляется потомство.

В стае приносить потомство может только главная пара. Если у другой самки рождаются детёныши, доминантная самка их убивает.

Все самки и самцы стаи проявляют заботу о детёнышах главной самки.

В возрасте 3 недель щенки динго впервые покидают родное логово, и самка прекращает кормить их молоком.

К 8 неделям они окончательно покидают логово и живут вместе с другими членами стаи.

С 9 до 12 недель мать и остальные члены стаи приносят им еду и воду, которые отрыгивают и кормят щенков.

В 3 — 4 месяца щенки уже независимы и сопровождают взрослых на охоте.

Иерархия динго строится на запугивании и периодических драках.

Живут они 10 лет в природе и до 13 лет в неволе.

Забор Динго в Австралии — длинный забор, который простирается от Джимбур на Холмах Дарлинг и ведет через тысячи километров бесплодной земли, к западу от Полуострова Эйр.

Забор был построен в начале 1900-ых, чтобы держать диких собак динго подальше от относительно плодородной юго-восточной части континента, где пасутся овцы и рогатый скот.

Забор длиной в 5 614 километров — одна из самых длинных структур, и самый длинный забор в мире.

Средняя высота изгороди составляет приблизительно 180 см, и состоит из тысяч миль проволочной сетки, натянутой между столбами из древесины.

Спасибо за внимание!

multiurok.ru

Презентация к уроку по литературе (8 класс) на тему: Проблемы дружбы и первой любви в повести Р. Фраермана "Дикая собака Динго"

Слайд 1
Рувим Фраерман
«Дикая собака динго, или Повесть о первой любви»
1939 год

Слайд 2
Есть книги, которые, с детства и юности войдя в сердце человека, сопровождают его всю жизнь. Утешают в горе, вызывают раздумье, радуют.
Такой для меня и многих моих современников стала «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви» Рувима Фраермана. М. Прилежаева
М. Прилежаева

Слайд 3
верность и преданность
Понимание и любовь
Честность и мужество
Общность интересов
Доброта и забота
Взаимное доверие и привязанность

Слайд 4
Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности. (Сократ)
Привлекай к себе друзей хорошими деяниями. В этом смысл подлинной дружбы. (Абу-ль-Фарадж)
Не стоит жить тому, у кого нет ни одного истинного друга. (Демокрит)

Слайд 5

Что Вы скажете о характере Фильки? Расскажите о дружбе Тани и Фильки. Какие эпизоды показывают преданность Фильки? Как сама Таня относится к мальчику?

Таня и Филька
Худ. И. Пчёлко
Можно ли назвать Фильку настоящим другом? Почему?

Слайд 6
Как поначалу Таня относится к Коле? Почему?
Права ли девочка в своём осуждении и злорадстве по отношению к Коле?

Как вы поняли, почему Таня обижает Колю?
худ. И Пчёлко

Таня и Коля
Всегда ли Таня сама себя понимает?

Слайд 7
Как ведут себя герои во время новогоднего праздника?

Таня обеспокоена, что Коли долго нет на новогоднем празднике. Она с тревогой смотрит на дверь и боится, что Коля вовсе не придёт. «Что со мной? Откуда всё это?»- спрашивает Таня себя и не находит ответа. Но мы его уже знаем. Что же происходит с Таней?

Слайд 8
Худ. Б. Игнатьев
Когда наступил перелом в отношениях Коли и Тани?

Слайд 9
Художник Б. Игнатьев
Как  вы  оцениваете  поведение  Тани  во  время  бурана?
«Я не бурана боюсь, я боюсь за тебя. Я знаю, что это опасно, и останусь здесь с тобой,» - сказала Таня Коле.

Слайд 10
Самый важный разговор
Есть разные виды любви… Ведь много есть на свете людей, достойных любви. Правда?

Слайд 11
"…люди живут вместе, пока любят друг друга, а когда не любят, они не живут вместе - они расходятся. Человек свободен всегда. Это наш закон на вечные времена."
закон на вечные времена…
И когда ты счастлив, и если тебя настигла беда,- будь отважен, держись с достоинством, береги друзей.
Будь внимателен к людям.

Слайд 12
Написать мини- сочинение на тему: «Счастье  - иметь такого друга, как  Филька».
Продолжите повесть. Таня и Филька спустя десять лет.
Нарисуйте обложку к повести.
Порассуждайте на тему: «Кончилось детство! Как быть?»
Спасибо за работу!
Какой человек достоин любви? (Рассуждение по личным наблюдениям)

nsportal.ru

Презентация. Книга, написанная по велению сердца

Работу выполнил: Лаутин Денис, 9 А

Есть книги, которые, с детства и юности войдя в сердце человека, сопровождают его всю жизнь. Утешают в горе, вызывают раздумье, радуют.

М. Прилежаева

Именно такой стала для многих поколений читателей книга Рувима Исаевича Фраермана "Дикая собака динго, или Повесть о первой любви".

  • Замысел повести «Дикой собаки динго...» возник на Дальнем Востоке, когда Р.И.Фраерман был в партизанском отряде и в походах наблюдал много примеров дружбы тунгусских мальчиков-подростков с русскими девочками.

Местом действия в

повести тоже стал

Дальний Восток.

  • Прежде чем появилась книга, автор думал над ней долгие годы, но зато написал быстро, «с легким сердцем», за один месяц в рязанской деревне Солотча (в декабре 1938 года).
  • Напечатана в 1939 году в журнале «Красная новь».

Счастливую и тонкую книгу написал Рувим Исаевич Фраерман о девочке Тане,  девочке, которая грезит о далеких неведомых странах, австралийской собаке Динго. А еще это повесть о мальчиках Фильке и Кольке, умном и мужественном полковнике Сабанееве, печальной Таниной маме и чуткой учительнице Александре Ивановне.

Таня одинока.

В чём же причина её одиночества? У девочки есть дом, мама (правда, она всё время на работе в больнице), друг Филька, нянька, кошка Казак с котятами, собака Тигр, утка, ирисы под окном… Целый мир. Но всё это не заменит отца, которого Таня не знает совсем и который живёт далеко-далеко.

Таня считает Фильку своим самым лучшим и преданным другом. Он добр и бесхитростен, но у него отважное и горячее сердце. А дружба с Таней – не просто дружба. Это любовь. Робкая, чистая, наивная, первая…

Р. Фраерман в « Дикой собаке Динго, или Повести о первой любви » очень точно рисует чувственный мир подростка, превращение девочки в девушку, мальчика в юношу.    И понимают еще вчерашние дети, что пришло время взросления, и в их мир пришло самое прекрасное чувство – первая любовь.

Автор заставляет задуматься над многими вопросами. Легко ли дети переживают разрыв родителей? Что они чувствуют?

Сложно делать первый шаг к ребёнку, которого не видел почти пятнадцать лет, полковнику Сабанееву, но ещё сложнее его дочери.

А вот мама Тани очень надеется, что дочка сблизится с отцом и настаивает на их встречах.

Автор не делает ни одного из героев отрицательным, плохим. Сложные отношения между героями, но они с честью проходят испытания дружбой и любовью.

Пейзажная зарисовка «Метель», подчеркивает силу дружбы и желание спасти Колю.

«Метель шла стеной, как ливень, поглощая свет и звеня, как гром меж скал. Высокие волны снега катились ей [Тане] навстречу – преграждали путь".

Со временем Таня Сабанеева многое начинает осознавать, её "глаза открываются”, школьница понимает, что мама до сих пор любит отца, что никто не будет ей таким верным другом, как Филька, что рядом со счастьем часто соседствует боль и страдание, что спасённый ею в буран Коля ей очень дорог – она его любит.

Автор приводит читателей к мысли, что "…люди живут вместе, пока любят друг друга, а когда не любят, они не живут вместе – они расходятся. Человек свободен всегда. Это наш закон на вечные времена"

« Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви » Рувима Исаевича Фраермана - это целый мир красивых и благородных чувств, мир добрых и смелых людей.

Рекомендую  всем прочитать эту замечательную книгу.

multiurok.ru

презентация по географии «Дикие собаки Динго» (7 класс)

Дикая собака Динго

Зайцева Елена Владимировна

учитель географии

МБОУ г.Иркутска СОШ № 73

Сведения о происхождении динго и времени их появления на австралийском материке до сих пор остаются противоречивыми.

Известно только, что эти хищные животные, представляющие собой нечто среднее между волком и домашней собакой, не являются коренными жителями Австралии.

Одна из версии, что собака динго прибыла в Австралию примерно 4 000 лет назад вместе с переселенцами из Азии.

Еще одна версия: динго – прямые потомки домашней Хохлатой китайской собаки, появившихся на континенте около 6 000 лет назад.

Вероятно также, что прародители динго – индийские волки и собаки.

  Австралийские аборигены этих собак зовут «тинго», но у европейцев и у русских это преобразовалось в привычное нам собака Динго. 

  У динго стройное тело, сильные прямые ноги средней длины, пушистый саблевидный хвост. 

  Мех у динго короткий и густой, типичный окрас — ржаво-рыжий или рыже-бурый, на морде и брюхе светлее.

  Изредка встречаются особи почти чёрного цвета, белые и пегие.

На юго-востоке Австралии обитает порода динго серо-белой масти. 

  Чистокровные динго не лают, а издают разнообразные звуки: от негромкого повизгивания до жуткого воя, способны рычать.

  Чистокровные динго не лают, а издают разнообразные звуки: от негромкого повизгивания до жуткого воя, способны рычать.

  Высота в холке 47 – 67 см, длина тела с головой 86 – 122 см, длина хвоста 26 – 38 см. Вес 10 – 19 кг, редко – до 24 кг.

  Динго встречается в Австралии повсеместно, в настоящее время наиболее многочисленны в северной, западной и центральной её частях. 

Динго — преимущественно ночные животные. 

Основные места их обитания в Австралии – опушки влажных лесов.

Основные места их обитания в Австралии – сухие эвкалиптовые заросли.

Основные места их обитания в Австралии – засушливые полупустыни в глубине материка.

Умные, осторожные, подвижные, обладающие прекрасным зрением и слухом.

Дикие собаки Динго не боятся воды. Они достаточно хорошо плавают.

В жаркое время года с удовольствием проводят долгое время в воде, избавляясь таким образом от насекомых.

Примерно 60 % рациона австралийских динго составляют некрупные млекопитающие, в частности, кролики.

Охотятся на кенгуру и валлаби.

В меньшей степени питаются птицами,   рептилиями, насекомыми и падалью.

С началом массового разведения скота динго стал нападать и на него, что повлекло за собой уничтожение диких собак фермерами.

Хотя, как выяснилось, домашний скот составляет всего 4 % рациона динго, эти дикие собаки часто режут овец, не поедая. 

  Главные преимуществом динго, которое делает их наиболее сильными перед ближайшими конкурентами в данной природной среде, — это возможность охотиться организованными группами, или стаями.

Стабильные семейные стаи у динго состоят из 3 — 12 особей. 

В семейных группах соблюдается строгая иерархия. У каждой стаи есть свой охотничий участок, который она защищает от соседей.

Логова они устраивают в пещерах, пустых норах, среди корней деревьев, обычно неподалёку от водоёмов.

В мае – июне у динго появляется потомство.

В стае приносить потомство может только главная пара. Если у другой самки рождаются детёныши, доминантная самка их убивает.

Все самки и самцы стаи проявляют заботу о детёнышах главной самки.

В возрасте 3 недель щенки динго впервые покидают родное логово, и самка прекращает кормить их молоком.

К 8 неделям они окончательно покидают логово и живут вместе с другими членами стаи.

С 9 до 12 недель мать и остальные члены стаи приносят им еду и воду, которые отрыгивают и кормят щенков.

В 3 — 4 месяца щенки уже независимы и сопровождают взрослых на охоте.

Иерархия динго строится на запугивании и периодических драках.

Живут они 10 лет в природе и до 13 лет в неволе.

Забор Динго в Австралии — длинный забор, который простирается от Джимбур на Холмах Дарлинг и ведет через тысячи километров бесплодной земли, к западу от Полуострова Эйр.

Забор был построен в начале 1900-ых, чтобы держать диких собак динго подальше от относительно плодородной юго-восточной части континента, где пасутся овцы и рогатый скот.

Забор длиной в 5 614 километров — одна из самых длинных структур, и самый длинный забор в мире.

Средняя высота изгороди составляет приблизительно 180 см, и состоит из тысяч миль проволочной сетки, натянутой между столбами из древесины.

Спасибо за внимание!

multiurok.ru

"Дикая собака Динго…" — книга, написанная по велению сердца

Презентация

"Есть книги, – писала М. Прилежаева, – которые, с детства и юности войдя в сердце человека, сопровождают его всю жизнь. Утешают в горе, вызывают раздумье, радуют". [1] Именно такой стала для многих поколений читателей книга Рувима Исаевича Фраермана "Дикая собака динго, или Повесть о первой любви". Изданная в 1939 году – она вызвала бурную дискуссию в печати; экранизированная в 1962 году режиссёром Ю. Карасиком – привлекла ещё более пристальное внимание: на двух международных кинофестивалях фильм был отмечен премиями; сыгранная в радиопостановке прославленными актёрами, прославленная известной песней Александры Пахмутовой – она вскоре прочно вошла в школьную программу по дальневосточной литературе.

Создавал повесть Р. И. Фраерман в деревне Солотча Рязанской области, а вот местом действия своего произведения сделал Дальний Восток, который покорил его ещё с молодых лет. Он признавался: "Я узнал и полюбил всем сердцем и величественную красоту этого края, и его бедные <…> народы. Особенно я полюбил тунгусов, этих веселых, неутомимых охотников, которые в нужде и бедствиях сумели сохранить в чистоте свою душу, любили тайгу, знали ее законы и вечные законы дружбы человека с человеком.

Там-то я наблюдал много примеров дружбы тунгусских мальчиков-подростков с русскими девочками, примеры истинного рыцарства и преданности в дружбе и любви. Там я нашел своего Фильку". [2]

Филька, Таня Сабанеева, Коля, их одноклассники и родители, живущие в небольшом дальневосточном городке, – вот герои произведения Фраермана. Обычные люди. Да и сюжет повести прост: девочке предстоит встреча с отцом, который когда-то оставил семью, её ждут нелёгкие отношения с новой семьёй отца, которого она любит и ненавидит одновременно…

Но почему же так притягательна эта повесть о первой любви? "Гармоничная, созданная как будто на одном дыхании, – отмечает Е. Путилова, – словно поэма в прозе, повесть невелика по своему объему. Но сколько вмещает она событий, судеб, сколько перемен с героями происходит на ее страницах, сколько важных открытий! Повесть эта далеко не безмятежна, и сила книги Фраермана, ее непреходящее очарование, может быть, и заключаются в том, что автор, поверив в своего читателя, смело и открыто показал, как дорого дается человеку любовь, какими подчас оборачивается муками, сомнениями, горестями, страданиями. И вместе с тем, как растет душа человека в этой любви". [3] А по мнению Константина Паустовского, Рувим Исаевич Фраерман "не столько прозаик, сколько поэт. Это определяет многое как в его жизни, гак и в творчестве. Сила воздействия Фраермана и заключена главным образом в этом его поэтическом видении мира, в том, что жизнь предстает перед нами на страницах его книг в своей прекрасной сущности. Фраерман <…> предпочитает писать для юношества, а не для взрослых. Непосредственное юношеское сердце ему ближе, чем умудренное опытом сердце взрослого человека". [4]

Мир детской души с её необъяснимыми порывами, мечтами, восхищением жизнью, ненавистью, радостями и горестями открывает перед нами писатель. И в первую очередь это относится к Тане Сабанеевой, главной героине повести Р. И. Фраермана, с которой мы знакомимся в идиллической обстановке первозданной природы: девочка неподвижно сидит на камне, река обдаёт её шумом; её глаза опущены вниз, но "взгляд их, утомлённый блеском, рассеянным повсюду над водой, не был пристален. Она часто отводила его в сторону и устремляла вдаль, где круглые горы, осенённые лесом, стояли над самой рекой.

Воздух ещё был светел, и небо, стеснённое горами, казалось среди них равниной, чуть озарённой закатом. <…> Она медленно повернулась на камне и неторопливо зашагала вверх по тропинке, где навстречу ей по пологому склону горы спускался высокий лес.

Она вошла в него смело.

Шум воды, бегущей меж рядами камней, остался за её спиной, и перед ней открылась тишина". [5]

Автор сначала не называет даже имени своей героини: так хочется ему, как мне кажется, сохранить ту гармонию, в которой находится девочка в этот момент: имя здесь не важно – важна гармония между Человеком и Природой. Но нет, к сожалению, этой гармонии в душе школьницы. Мысли, тревожные, беспокойные, не дают Тане покоя. Она всё время размышляет, мечтает, силится "представить в своём воображении те неизведанные края, куда и откуда бежит река".[6] Ей хочется увидеть другие страны, иной мир ("Охота к перемене мест" ей овладела).

Но почему же так хочется девочке убежать отсюда, почему не привлекают её сейчас ни этот знакомый ей с первых дней жизни воздух, ни это небо, ни этот лес?

Она одинока. И в этом её несчастье: "пусто было вокруг <…> Девочка осталась одна"; "в лагере меня никто не ждёт" [7]; "Одни, значит, мы с тобой остались. Мы завсегда одни <…> она одна знала, как эта свобода тяготила её. [8]

В чём же причина её одиночества? У девочки есть дом, мама (правда, она всё время на работе в больнице), друг Филька, нянька, кошка Казак с котятами, собака Тигр, утка, ирисы под окном… Целый мир. Но всё это не заменит отца, которого Таня не знает совсем и который живёт далеко-далеко (всё равно, что в Алжире или Тунисе).

Поднимая проблему неполных семей, автор заставляет задуматься над многими вопросами. Легко ли дети переживают разрыв родителей? Что они чувствуют? Как наладить отношения в такой семье? Как не воспитать ненависть к ушедшему из семьи родителю? Но Р. И. Фраерман не даёт прямых ответов, он не морализирует. Для него ясно одно: дети в таких семьях рано взрослеют.

Вот и героиня, Таня Сабанеева, не по годам серьёзно размышляет о жизни. Даже нянька подмечает: "Думная ты уж очень<…>думаешь много"[9]. И погружаясь в анализ жизненной ситуации, девочка убеждает себя, что она не должна любить этого человека, хотя мать никогда не говорила о нём плохо. А известие о приезде отца, да ещё и с Надеждой Петровной и Колей, который будет учиться с ней в одном классе, надолго лишает Таню покоя. Но сама того не желая, девочка ждёт отца (одето нарядное платье, сорваны ирисы и саранки, которые он так любит), пытается сама себя обмануть, объясняя причины своего поведения в смоделированной беседе с матерью. И даже на пристани, вглядываясь в прохожих, она корит себя за то, что поддалась "невольному желанию сердца, которое теперь так стучит и не знает, что ему делать: просто умереть или стучать ещё сильнее?" [10]

Сложно делать первый шаг к ребёнку, которого не видел почти пятнадцать лет, полковнику Сабанееву, но ещё сложнее его дочери. Обида, ненависть заполняют её мысли, а сердце тянется к родному человеку. Стена отчуждения, выросшая между ними за долгие годы разлуки, не может быть так быстро разрушена, поэтому обеды у отца по воскресеньям становятся для Тани тяжёлым испытанием: "Таня входила в дом, а собака оставалась у двери. Как часто Тане хотелось, чтобы она осталась у двери, а собака вошла в дом! <…> сердце Тани против воли переполнялось недоверием через край" [11].

Но в то же время всё привлекало её тут. Даже племянник Надежды Петровны Коля, о котором Таня думает чаще, чем ей хотелось бы, и который становится объектом её злорадства, агрессии, гнева. Их противостояние (а на конфликт идёт только Таня) тяжким грузом давит на сердце Фильки, этого верного Санчо Панса, готового сделать для своего друга всё, что в его силах. Единственное, чего не может Филька, – это понять Таню и помочь ей справиться со своими переживаниями, тревогами, эмоциями.

Со временем Таня Сабанеева многое начинает осознавать, её “глаза открываются”, та внутренняя напряжённая работа (и в этом она похожа на героиню Л.Толстого, Наташу Ростову) приносит свои плоды: школьница понимает, что мама до сих пор любит отца, что никто не будет ей таким верным другом, как Филька, что рядом со счастьем часто соседствует боль и страдание, что спасённый ею в буран Коля ей очень дорог – она его любит. Но главный вывод, который делает юная героиня, помогает ей преодолеть грусть расставания с Филькой, Колей, родным городом, детством: “Всё не может пройти” [12], просто так исчезнуть, не может быть забыта “их дружба и всё то, что так обогатило их жизнь навсегда” [13]. И процесс этот, такой важный для поиска духовной гармонии Таней Сабанеевой, автор показывает через её внутренние монологи, которые становятся своеобразной "диалектикой души" юной героини: "Что ж это" – подумала Таня. – Ведь это он обо мне говорит. Неужели же все, и даже Филька, так жестоки, что ни на минуту не дают мне забыть того, что всеми силами я стараюсь не помнить!" [14]

Будучи мастером создания психологически верных человеческих характеров, "глубокого поэтического проникновения в духовный мир своих героев" [15], автор почти никогда не описывает душевное состояние персонажей, не комментирует их переживания. Р. Фраерман предпочитает оставаться “за кадром”, стремится оставить нас, читателей, наедине со своими выводами, особое внимание уделяя, по мнению В. Николаева, "точному описанию внешних проявлений душевного состояния героев — позе, движению, жесту, мимике, блеску глаз, всему, за чем можно разглядеть очень сложную и скрытую от внешнего взора борьбу чувств, бурную смену переживаний, напряженную работу мысли. И тут писатель особое значение придает тональности повествования, музыкальному строю авторской речи, ее синтаксическому соответствию состояния и облика данного героя, общей атмосфере описываемого эпизода. Произведения Р. Фраермана, если так можно выразиться, всегда превосходно оркестрованы. Используя разнообразные мелодические оттенки, он при этом умеет их подчинить общему строю, не позволит себе нарушить единство основного мотива, господствующей мелодии" [16].

Так например, в эпизоде "На рыбалке" (глава 8) мы наблюдаем такую картину: "Таня со злорадством молчала. Но и её озябшая фигурка с открытой головой, тонкими волосами, от влаги завивавшимися в кольца, будто говорила: "Вот посмотрите, какой он, этот Коля, есть" [17]. Автор проводит параллель между внутренним состоянием героини и состоянием природы: девочка пропитана неприязнью к Коле, а это утро наполнено влагой, туманами и холодом. Ведь даже элементарные слова вежливости, слетающие из уст Коли, вызывают у неё вспышку гнева: "Таня задрожала от гнева.

- "Простите, пожалуйста"! – повторила она несколько раз. – Какая вежливость! Ты бы лучше не задерживал нас. Из-за тебя мы прозевали клёв" [18].

А прекрасное описание бурана, созданное с помощью выразительных эпитетов, сравнений, олицетворений, метафор?! Эта музыка стихии! Ветер, снег, звуки бури – звучание настоящего оркестра: "А метель уже занимала дорогу. Она шла стеной, как ливень, поглощая свет и звеня, как гром меж скал. <…> Высокие волны снега катились ей [Тане] навстречу – преграждали путь. Она взбиралась на них и снова опускалась и всё шла и шла вперёд, плечами расталкивая густой, непрерывно движущийся воздух, при каждом шаге отчаянно цеплявшийся за одежду подобно колючкам ползучих трав. Он был тёмен, полон снега, и ничего сквозь него не было видно. <…> всё исчезло, скрылось в этой белой мгле" [19].

Как не вспомнить тут "Буран" С.Т. Аксакова или описание метели в повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка"!?

Как ни странно, но произведение Рувима Фраермана, созданное зимой 1938 года, когда основным литературным методом в стране был провозглашённый ещё на первом съезде писателей социалистический реализм, не похоже на другие произведения этого периода (оно скорее ближе к классике русский литературы девятнадцатого века). Автор не делает ни одного из героев отрицательным, плохим. А на мучающий Таню вопрос, кто же виноват, что всё так случилось, отвечает её мама: "…люди живут вместе, пока любят друг друга, а когда не любят, они не живут вместе – они расходятся. Человек свободен всегда. Это наш закон на вечные времена" [20]. От других же произведений писателя о Дальнем Востоке “Дикая соба

urok.1sept.ru

Конспект урока по повести Фраермана "Дикая собака Динго"

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 7 КЛАССЕ

«КТО ЗНАЕТ, КУДА УХОДИТ ДЕТСТВО…»

(Р. И. ФРАЕРМАН «ДИКАЯ СОБАКА ДИНГО, или Повесть о первой любви»)

Цели: показать поэтичность первого чувства, ранимость детской души; житейскую мудрость и тактичность взрослых по отношению к чувствам детей;

используя власть искусства, помочь детям разобраться в себе и своих проблемах;

обратить внимание на роль дружбы в жизни человека;

учить правильно оценивать свои и чужие поступки;

показать значимость литературы в наше время.

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация к повести;

эпиграф на доске;

выставка детских рисунков к повести;

сборник детских стихов о любви;

кроссворды, составленные детьми к повести;

музыкальное сопровождение

СЛОВАРЬ:

РУВИМ ИСАЕВИЧ ФРАЕРМАН

Собака динго (австралийская собака)

Нанаец (северная народность)

И когда ты счастлив, и если тебя настигла беда, - будь отважен, держись с достоинством, береги друзей. И будь внимателен к людям.

Мария Прилежаева

ХОД УРОКА

1. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Есть книги, которые, с детства или юности войдя в жизнь человека, сопровождают его всю жизнь. Нам сегодня откроется чудный мир красивых и благородных чувств, мы узнаем смелых и добрых людей, побываем в разных уголках нашей страны. Такую счастливую и влекущую книгу о любви написал РУВИМ ИСАЕВИЧ ФРАЕРМАН.

2. СЛОВО ДЕТЯМ (МОНТАЖ О ПИСАТЕЛЕ).

1 ребёнок: Читая книги Ф., ты каким-то внутренним чутьём угадываешь, что писал их хороший человек. Кто же он?

2 ребёнок: Познакомилась я с ним (вспоминает М. Прилежаева), когда он был уже известным писателем. Рувим Исаевич оказался простым и приветливым, держался непринуждённо и естественно, даже казался застенчивым. Рассказывал о труде писателя уважительно и просто, зная не только эту работу, ведь смолоду он был и рыбаком, и бухгалтером, и подручным кочегара. Многое испытал и узнал писатель.

3 ребёнок: В годы В.О. войны ФРАЕРМАН ушёл на фронт добровольцем, вступил в ополчение, и лишь жестокая болезнь и контузия вывели писателя из строя. Он стал инвалидом Отечественной войны, но не потерял отвагу и стойкость, доброту и душевное мужество.

1 ребёнок: Он по-прежнему остался таким же весёлым и неистощимым на шутки, так же умел ободрить любого - недаром у него всегда было много друзей!

2 ребёнок: В книгах писателя живут люди разных национальностей, и они умеют ценить дружбу. Для нас на сегодняшний день самой интересной книгой стала «Повесть о первой любви…» Счастливая и влекущая книга!

3 ребёнок: Повесть Рувим Исаевич не на берегу сурового дальневосточного моря, а в деревне Солотча Рязанской области – в русских, очень русских местах. Писал целые дни и часто ночами. Сквозь ледяные узоры окон глядела полная луна, а на улице шёл снег… Он, выбежав ненадолго отдохнуть на крыльцо, всё видел своих героев, слышал их голоса и скорее, скорее спешил к письменному столу.

1 ребёнок: Он был прост во всём. Простота его вмещала и поэтичность, и мудрость, и сложность. Все эти свойства души нашли своё отражение в повести о первой любви.

3. ИГРА «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»

Условия игры: 2-3 команды; в течение 1 минуты команда отвечает на вопросы.

Выиграет тот, чья команда наберёт больше очков.

ВОПРОСЫ: 1. Имя учителя истории? (Аристарх Аристархович Аристархов).

  1. Фамилия главной героини? (Сабанеева).

  2. Национальность Фильки? (Нанаец).

  3. Где живёт отец Тани? (Москва, Маросейка,53).

  4. Как зовут маму Тани? (Маша).

  5. Откуда строчки: «Она меня совсем не знает. Как мы с ней встретимся?» (Из письма отца Тани к её маме).

  6. Какие цветы подарила Таня Коле Сабанееву? (Саранки и ирисы).

  7. Что такое юкола? ( Сушёная рыба).

  8. Воинское звание Таниного отца? (Полковник).

  9. Как зовут вторую жену Сабанеева? (Надежда Петровна).

  10. Длинная палка из ясеня, окованная на конце железом и необходимая для управления собаками? (Каюр).

  11. Что жевали ребята в школе? (Пихтовую смолу).

  12. Кличка Таниной кошки? (Казак).

  13. Кого в повести звали Санчо Пансой? (Фильку звал Коля).

  14. Имя учительницы по русскому языку? (Александра Ивановна).

  15. Кого из писателей видел в Крыму Коля? (Горького).

  16. Кто пожертвовал своей жизнью ради спасения Тани? (Собака Тигр).

  17. Что написал Филька на доске? («Эй, товарищ, больше жизни…»)

  18. Кто сообщил о происшествии во время бурана в газету? (Учитель истории Аристарх…)

  19. Кто сказал и когда: «А друзья? Где они?» (Таня после заметки в газету).

  20. Номер школы, где учились дети? (Школа № 2).

  21. Где спала Таня после истории с газетой? (В комнате, где хранилось пионерское имущество).

  22. Что Таня сделала с пельменями? (Съела сама, омывая слезами каждый).

  23. Подарила ли Таня цветы писателю? ( Да).

  24. Как прозвали Таню дети? (Дикой собакой динго).

4. РАБОТА С ТЕКСТОМ. «РОМАШКА».

На доске ромашка из шести лепестков, на обратной стороне которых – эпизоды из текста с небольшими искажениями. Дети срывают лепесток, выразительно читают текст и объясняют, что в этой ситуации не соответствует действительному факту из повести. Весь класс анализирует эпизод, отвечая на вопросы учителя. (Здесь будут указаны страницы по книге: Фраерман Р.И. «Дикая собака динго…», Казань, Татарское кн. изд-во,1986).

Лепесток 1: стр.30 со слов: «Ты прочла это без меня…» и до конца главы.

Изменить: «Да, - ответила мать…» - было – «нет».

ВОПРОСЫ: Почему мама задаёт вопрос тихо?

Почему Таня так долго молчит?

Почему Таня заинтересовалась незнакомым мальчиком?

Действительно ли маме некогда было встретить приезжавших?

Что мы узнаём о внутреннем мире героинь в этой ситуации?

Лепесток 2: стр.37 со слов «Таня Сабанеева, не забыла ли ты…» до слов «Это глагол 2 лица…».

Изменить: …И так думая она не ответила…(надо – ответила).

ВОПРОСЫ: Можно ли сказать, что это юмористическая сцена? Почему?

Как в ней раскрываются герои? Почему автор употребляет слово «вскричала»?

Лепесток 3: стр.55 со слов «Таня, нацепив на вилку несколько штук…» до слов … «а отца у меня всё-таки нет».

Изменить: «И здесь, присев на корточки перед старой собакой, она скормила их ей».

ВОПРОСЫ: Это – потрясающая сцена: она берёт за душу, и ощущаешь себя на месте этой девочки. Почему-то становится горько и больно. Почему? Что вам захотелось сделать? Есть такие слова: «…на собственных руках хотелось ему взвесить, тяжело ли это горе дочери?» Тяжело ли, действительно? Права ли Таня, думая: «а отца у меня всё-таки нет»? НО почему так сладко лежать на груди отца?

КОМУ ИЗ ВАС ЗНАКОМЫ ЭТИ ЧУВСТВА? Пережили ли вы их ещё раз?

Лепесток 4: стр. 56 со слов «Но в это время разве она могла знать…» и до конца 9 главы.

Изменить: «Она знала всё». («Что она могла знать?»)

ВОПРОСЫ: Чувства взрослых не всегда легко понять ребёнку. А вы сумели ощутить тоску отца? Что вам захотелось ему сказать? В каком предложении, по-вашему, заключается главное?

Лепесток 5: стр.110 со слов «Он открыл дверь и вошёл тихо …» до слов «Я думаю, Костя согласится со мною…»

Изменить: «…потому что у неё было злое сердце…» (« вовсе не злое…»)

ВОПРОСЫ: Почему Коля всё время думает о Тане? Как показано автором его чувство? Вожатый Костя говорит, что если решение общее, то они могут всё. Какое это качество?

Лепесток 6: стр. 113 со слов «Но вдруг она услышала ровный и спокойный голос матери.» до слов «И в эту минуту почудилось Тане, что весь мир, в самом деле, кружится над её головой.»

Изменить: «Не уехать ли нам лучше, мама?» («Таня»)

ВОПРОСЫ: Почему во время этого разговора автор сравнивает Таню с птичкой?

О чём, по-вашему, говорит сравнение «словно кто-то пытал её долго словами или железом»? Что страшнее: пытка словами или железом? Почему?

Какими были глаза матери? А какие глаза у вашей мамы?

Понимает ли муки матери дочь? Почему?

Решатся ли они уехать отсюда? Почему?

5. ИНСЦЕНИРОВКА ЭПИЗОДА НАЧАЛА 20 ГЛАВЫ

(ДО СЛОВ «И ВНЕЗАПНО УШЛА, НЕ ПРОМОЛВИВ БОЛЬШЕ НИ СЛОВА»)

ВОПРОСЫ: Что вас заинтересовало в этом разговоре?

Действительно ли так просто: «не смотрю, не смотрю – и забуду»?

(На слайде стихотворение:

Горе сердцу, которое льда холодней,

Не пылает любовью, не знает о ней,

А для сердца влюблённого – день, проведённый

БЕЗ ВОЗЛЮБЛЕННОЙ, - САМЫЙ ПРОПАЩИЙ ИЗ ДНЕЙ! (ОМАР ХАЙЯМ)

Прокомментируйте… Связывается ли оно с текстом повести?

6. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА. «Незаконченные предложения».

Задание. В соответствии с темой урока закончить предложения.

Моя мама …..

Я бы мог стать очень счастливым, если бы ….

Я хотел бы, чтобы мой папа …

Когда я вырасту…

Я думаю, что настоящий друг …

Я очень люблю …

7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Составить кроссворд по произведению Фраермана, или написать стихотворение о своих чувствах, или составить презентацию по повести (в электронном виде).

infourok.ru

Конспект урока внеклассного чтения "Кто знает, куда уходит детство..."( по книге Р. И. Фраермана "Дикая собака динго или Повесть о первой любви"

«КТО ЗНАЕТ, КУДА УХОДИТ ДЕТСТВО…»

Урок внеклассного чтения по книге Р.И.Фраермана «Дикая собак динго или Повесть о первой любви»

6класс

Цели: познакомить учащихся с творческой судьбой детского писателя Р. И. Фраермана и его

увлекательной книгой,

формировать умение анализировать прочитанный текст, сопоставлять,

давать оценку поступкам героев, обобщать; воспитывать активную жизненную позицию.

Прожить жизнь свою достойно на земле это тоже большое искусство

быть может, даже более сложное, нежели любое иное мастерство.

Р.И. Фраерман

Ход урока

Слайд 1

Библиотекарь:

Есть книги, которые с детства и юности, войдя в сердце человека, сопровождают его всю жизнь. Утешают в горе, вызывают раздумье, радуют.

М. П. Прилежаева

Такую счастливую и влекущую книгу о любви написал Рувим Исаевич Фраерман. Нам сегодня откроется чудный мир красивых и благородных чувств, мы узнаем смелых и добрых людей.

Слайд 2

Слайд 3

Не с блеском доспехов и мантий,

Не с реками слёз и крови,

Пришли вы к нам, добрый романтик,

С предчувствием первой любви.

Фальшивые замки разрушив,

Любой исключая обман,

Навеки вошёл в наши души

Властитель сердец – Фраерман

Эти слова одного из читателей, которыми он приветствовал Рувима Исаевича Фраермана в день его 75-летия. Кто же он, этот «властитель сердец»?!

Р.И.Фраерман родился в октябре 1801 года в городе Могилёве в большой бедной семье. Единственной радостью трудного детства были поездки с отцом – лесным подрядчиком. Мальчик любил эти разъезды по сёлам, заброшенным в глуши лесов, ночёвки в деревенских избах, рассказы бывалых людей.

Рувим Фраерман сначала учился в Могилёвском реальном училище, а затем в Харьковском технологическом институте, но закончить его не смог из-за нехватки денег.

Писать Рувим Исаевич начал ещё в реальном училище. Это были стихи о родном крае. Одна из первых его повестей называлась «Васька-гиляк» (гиляки – бедные люди). Она была написана в 1932 году. А затем появились другие повести и рассказы: «Никичен», «Дикая собака динго или Повесть о первой любви», «Дальнее плавание», «Золотой Василёк».

Главное в книгах Фраермана это люди. Пожалуй, никто из наших писателей ещё не говорил о людях ред­ких народностей Дальнего Востока, о тунгусах, гиляках, нанайцах, корей­цах с такой дружеской теплотой, как Фраерман. Он вместе с ними вое­вал в партизанских отрядах, погибал от гнуса в тайге, спал у костров на снегу, голодал и побеждал....

К.Г. Паустовский

Рувим Исаевич Фраерман был поэтом в прозе: Дальний Восток, разные народности, их обычаи, глубокая связь с приро­дой родного края, расставание с детством и про­буждение чувств, пробуждение к новой жизни — всё это живет на страницах произведений писате­ля.

Рувиму Исаевичу было 50 лет, когда началась Великая Отечественная война. 6 июля 1941 года он ушёл на фронт, вступив в ряды народного опол­чения, но тяжёлая болезнь заставила его покинуть армию.

У писателя было много друзей, и среди них два самых близких — Аркадий Петрович Гайдар и Константин Георгиевич Паустовский. Фраерман оставил о них воспоминания. Жили они несколь­ко лет в рязанском селе Солотча, работали на Оке, писали книги.

В 1938 году, зимой, буквально за месяц, почти не отходя от письменного стола, Фраерман напи­сал повесть, ставшую почти сразу самым извест­ным его произведением, — «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви». Вот что об этом писал сам Рувим Исаевич: «И удивительно – эту книгу я написал быстро и даже с лёгким сердцем в Солотче, в декабрьские морозы за один месяц. В январе 1939 года я её перепечатал и отнёс в журнал «Красная новь», даже не думая о том, какова будет её судьба».

У книги «Повесть о первой любви» счастливая судьба. Её читали и читают и дети, и взрослые.

Почему же эта книга вызывает такой интерес? О ком и о чём эта книга — «Повесть о первой любви»?

Она о пробуждении чувств, о переходе человека, ещё зелёного и неокрепшего, в мир новых чувств и переживаний. О нанайском мальчике Фильке и русском Коле, об умном и мужественном полков­нике Сабанееве — Танином отце, о печальной, но прекрасной в своей любви Таниной матери, об учительнице Александре Ивановне — о людях хороших и благородных рассказал в повести Р.И. Фраерман. Горе и счастье, грусть и веселье чередуются в жизни. «Если тебя постигла беда, будь отважен, береги друзей, будь внимателен к людям», — говорит нам автор.

Выступления учащихся с кратким рассказом о том, чем взволновала их эта книга.

Беседа по содержанию повести.

Слайд 4

Давайте вспомним начало повести. Главная героиня (мы пока не знаем её имени) сидит у реки на камне и следит за бегущей вдаль водой. Куда и откуда бежит река? Может быть, она мчит свои воды туда, где живёт австралийская собака динго? И «…ей захотелось увидеть иные страны… Широко открытыми глазами детства, она смотрит на окружающий мир. У неё есть друзья, самая лучшая в мире мама, у неё есть любимые цветы…»

Почему же не привлекает её сейчас ни этот знакомый ей с детства воздух, ни эта река, ни этот лес? «Зачем понадобилась ей эта австралийская собака динго? Или это просто уходит от неё детство? Кто знает, когда уходит оно?»

Таня часто остаётся дома одна. Но эта свобода её не радует. Почему?

Как Таня относилась к отцу до встречи с ним? Какие чувства вызвало у неё письмо отца, в котором он сообщал о своём приезде?

Слайд 5. Встреча с отцом

Слайд 6. Обед у отца

Права ли Таня, думая: «А отца у меня всё-таки нет?». (Но почему так сладко лежать на груди у отца?)

Какие отношения сложились у Тани с Колей? Почему Таня злилась на Колю и ненавидела его? Может быть, Коля заслуживает этого?

Что происходит с Таней, почему она такая неуравновешенная, ведь её натуре

несвойственны грубость и несправедливость? Какие два чувства борются в ней? (обида на отца, бросившего мать, и жажда отцовской любви)

Наверное ещё и потому Таня не похожа на себя, что её души коснулась первая любовь, хотя она ещё этого не понимает.

Слайд 7 Примирение Коли и Тани

Когда состоялось примирение Тани и Коли? (гл.14 Эпизод после вручения цветов писателю)

Слайд 8. У окна Жени

Какие чувства испытывала Таня, ожидая Колю на праздник?

Какой эпизод ярко доказывает, что любовь облагораживает человека, заставляет забыть об обидах? (Буран)

Слайд 9. Буран

Можно ли сказать, что спасая Колю в буранную ночь, Таня совершает подвиг?

Слайд10. Разговор с мамой

Что побудило маму Тани подумать об отъезде из города?

Легко ли, на ваш взгляд, было Тане принять решение об отъезде из города, где были её друзья, отец, которого она долго искала и нашла, где пришла к ней первая любовь?

Большой удачей автора является образ нанайского мальчика Фильки, верного и преданного друга Тани Сабанеевой. Как он предлагает Тане дружбу?

Вспомним эпизоды:

Слайд11. Разговор об отце

Слайд12. На уроке русского языка.

Только ли другом был Филька для Тани? Докажите это.

Слайд 13. Филька и Таня на празднике.

О чём этот мальчик заставил задуматься вас?

Перечитайте прощальный диалог Тани и Фильки.

Слайд 14

- Какой же ты маленький, Филька! Ты ребёнок. Ведь это всё отгорит и исчезнет, как только наступит зима.

- Но ведь солнце так сильно… Неужели же всякий след исчезнет? Может быть, что-нибудь и останется, Таня?

- Ты прав… Что-нибудь должно остаться. Всё не может пройти. Иначе куда же девается вся наша верная дружба навеки?

Верите ли вы, что эта отроческая дружба не исчезнет, а обязательно оставит след в жизни?

Как изменилась Таня, когда она испытала чувство первой любви? (она научилась прощать)

Слайд 15

Поняла ли Таня своего отца? Как это дополняет образ героини?

Слайд 16

«Папа…милый мой папа, прости меня. Я на тебя раньше сердилась, но теперь понимаю всё. Никто не виноват – ни я, ни мама. Никто. Ведь много, очень много есть на свете людей, достойных любви»

multiurok.ru

Тест по чтению Р.И. Фраерман "Дикая собака динго"

Тест для 8 класса по повести Р.И. Фраермана

«Дикая собака динго, или повесть о первой любви».

1. Какие чувства у Тани вызвало письмо отца?

∆ Письмо не вызвало никаких чувств у Тани.

□ Таня горько заплакала, ощутила успокоение, и радость пришла к ней сама.

○ Таня обиделась на отца, потому что письмо было адресовано не ей.

2. С кем должен приехать отец?

∆ Вместе с отцом приезжает Надежда Петровна и её племянник.

□ С отцом приезжают его дети.

○ Отец приедет один.

3. Что сделал Филька 1 сентября, чтобы развеселить Таню?

∆ рассказал весёлую историю

□ громко кричал и делал стойку на голове

○ забыл правила и писал на доске с ошибками

4. Кого с нетерпением Таня ждала к себе в гости на Новый год?

∆ Фильку

□ отца

○ Колю

5. Почему Филька дурачился, хотя ему хотелось плакать?

∆ Фильке не подарили подарок

□ мальчика обидели ребята

○ ему было обидно, что Таня не обращает на него внимания

6. Что такое буран?

∆ снегопад

□ сильный ветер со снегом

○ мороз и гололедица

7. Что случилось с Колей на катке?

∆ Коля сломал ногу.

□ Коля не отпускал от себя Женю.

○ Коля растянул себе жилу и не мог идти.

8. Какое решение приняла Таня, когда поняла, что случилось с Колей?

∆ Таня побежала звать на помощь людей.

□ Таня побежала к Фильке, чтобы взять нарту и отвезти Колю к отцу.

○ Таня побежала к отцу и красноармейцам за помощью.

9. Куда направился Филька после того, как увидел, что Таня уехала на нарте?

∆ в крепость

□ домой

○ в школу

10. Кто пришёл на помощь Тане и Коле?

∆ жители посёлка

□ отец и пограничники

○ Александра Ивановна и Филька

11. Почему Таня искала Фильку?

∆ она хотела поговорить с ним

□ она хотела попрощаться с Филькой

○ она искала его, чтобы извиниться за свои поступки

12. Что придумал Филька, чтобы сохранить память о Тане?

∆ Филька решил нарисовать портрет Тани.

□ Мальчик решил написать Тане письмо.

○ Он вырезал буквы из бумаги и накладывал их на грудь, когда загорал.

13. Расставить иллюстрации в нужной последовательности.

ФИ

ФИ

1

8

1

8

2

9

2

9

3

10

3

10

4

11

4

11

5

12

5

12

6

13

6

13

7

7

ФИ

ФИ

1

8

1

8

2

9

2

9

3

10

3

10

4

11

4

11

5

12

5

12

6

13

6

13

7

7

ФИ

ФИ

1

8

1

8

2

9

2

9

3

10

3

10

4

11

4

11

5

12

5

12

6

13

6

13

7

7

ФИ

ФИ

1

8

1

8

2

9

2

9

3

10

3

10

4

11

4

11

5

12

5

12

6

13

6

13

7

7

ФИ

ФИ

1

8

1

8

2

9

2

9

3

10

3

10

4

11

4

11

5

12

5

12

6

13

6

13

7

7

Тест для 8 класса по повести Р.И. Фраермана

«Дикая собака динго…»

ФИ

1 □

8 □

2 ∆

9 ∆

3 ○

10 □

4 ○

11 □

5 ○

12 ○

6 □

13 6, 3, 4, 1, 2, 5.

7 ○

infourok.ru

План-конспект занятия по литературе (7 класс) по теме: Разработка урока внеклассного чтения в 7 клссе «КТО ЗНАЕТ, КУДА УХОДИТ ДЕТСТВО…» (Р. И. ФРАЕРМАН «ДИКАЯ СОБАКА ДИНГО, или Повесть о первой любви»)

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 7 КЛАССЕ

«КТО ЗНАЕТ, КУДА УХОДИТ ДЕТСТВО…»

(Р. И. ФРАЕРМАН «ДИКАЯ СОБАКА ДИНГО, или Повесть о первой любви»)

Цели: показать поэтичность  первого чувства, ранимость детской души; житейскую мудрость и тактичность взрослых по отношению к чувствам  детей;

используя власть искусства, помочь детям разобраться в себе и своих проблемах;

обратить внимание на роль дружбы в жизни человека;

учить правильно оценивать свои и чужие поступки;

показать значимость литературы в наше время.

                                        ОБОРУДОВАНИЕ: презентация к повести;

                                                                           эпиграф на доске;

                                                                           выставка детских рисунков к повести;

                                                                           сборник детских стихов о любви;

                                                                           кроссворды, составленные детьми к повести;

                                                                           музыкальное сопровождение

                                                                     

                                                                                             СЛОВАРЬ:

                                                                                                                     

                                                                               РУВИМ ИСАЕВИЧ ФРАЕРМАН

                                                                               Собака динго (австралийская собака)

                                                                               Нанаец (северная народность)

И когда ты счастлив, и если тебя настигла беда, -     будь отважен, держись с достоинством, береги друзей. И будь внимателен к людям.

                                                                                                    Мария Прилежаева

ХОД УРОКА

1. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

             Есть книги, которые, с детства или юности войдя в жизнь человека, сопровождают его всю жизнь. Нам сегодня откроется чудный мир красивых и благородных чувств, мы узнаем смелых и добрых людей, побываем в разных уголках нашей страны. Такую счастливую и влекущую книгу о любви написал РУВИМ ИСАЕВИЧ ФРАЕРМАН.

2. СЛОВО ДЕТЯМ (МОНТАЖ О ПИСАТЕЛЕ).  

1 ребёнок: Читая книги Ф., ты каким-то внутренним чутьём угадываешь, что писал их хороший человек. Кто же он?

2 ребёнок: Познакомилась я с ним (вспоминает М. Прилежаева), когда он был уже известным писателем. Рувим  Исаевич оказался простым и приветливым, держался непринуждённо и естественно, даже казался застенчивым. Рассказывал о труде писателя уважительно и просто, зная не только эту работу, ведь смолоду он был и рыбаком, и бухгалтером, и подручным кочегара. Многое испытал и узнал писатель.

3 ребёнок: В годы В.О. войны ФРАЕРМАН ушёл на фронт добровольцем, вступил в ополчение, и лишь жестокая болезнь и контузия вывели  писателя из строя. Он стал инвалидом Отечественной войны, но не потерял отвагу и стойкость, доброту и душевное мужество.

1 ребёнок: Он по-прежнему остался таким же весёлым и неистощимым на шутки, так же умел ободрить любого - недаром у него всегда было много друзей!

2 ребёнок: В книгах писателя живут люди разных национальностей, и они умеют ценить дружбу. Для нас на сегодняшний день самой интересной книгой стала «Повесть о первой любви…» Счастливая  и влекущая книга!

3 ребёнок: Повесть Рувим Исаевич не на берегу сурового дальневосточного моря, а в деревне Солотча Рязанской области – в русских, очень русских местах. Писал  целые дни и часто ночами. Сквозь ледяные узоры окон глядела полная луна, а на улице шёл снег… Он, выбежав ненадолго отдохнуть на крыльцо, всё видел своих героев, слышал их голоса и скорее, скорее спешил к письменному столу.

1 ребёнок: Он был прост во всём. Простота его вмещала и поэтичность, и мудрость, и сложность. Все эти свойства души нашли своё отражение в повести о первой любви.

3. ИГРА «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»                                                                                     

Условия игры: 2-3 команды; в течение 1 минуты команда отвечает на вопросы.

Выиграет тот, чья команда наберёт больше очков.

ВОПРОСЫ:         1.  Имя учителя истории? (Аристарх Аристархович Аристархов).

  1. Фамилия главной героини? (Сабанеева).
  2. Национальность Фильки? (Нанаец).
  3. Где живёт отец Тани? (Москва, Маросейка,53).
  4. Как зовут маму Тани? (Маша).
  5. Откуда строчки: «Она меня совсем не знает. Как мы с ней встретимся?» (Из письма отца Тани к её маме).
  6. Какие цветы подарила Таня Коле Сабанееву? (Саранки и ирисы).
  7. Что такое юкола? ( Сушёная рыба).
  8. Воинское звание Таниного отца? (Полковник).
  9. Как зовут вторую жену Сабанеева? (Надежда Петровна).
  10. Длинная палка из ясеня, окованная на конце железом и необходимая для управления собаками? (Каюр).
  11. Что жевали ребята в школе? (Пихтовую смолу).
  12. Кличка Таниной кошки? (Казак).
  13. Кого в повести звали Санчо Пансой? (Фильку звал Коля).
  14. Имя учительницы по русскому языку? (Александра Ивановна).
  15. Кого из писателей видел в Крыму Коля? (Горького).
  16. Кто пожертвовал своей жизнью ради спасения Тани? (Собака Тигр).
  17. Что написал Филька на доске? («Эй, товарищ, больше жизни…»)
  18. Кто сообщил о происшествии во время бурана в газету? (Учитель истории Аристарх…)
  19. Кто сказал и когда: «А друзья? Где они?» (Таня после заметки в газету).
  20. Номер школы,  где учились дети? (Школа № 2).
  21. Где спала Таня после истории с газетой? (В комнате, где хранилось пионерское имущество).
  22. Что Таня сделала с пельменями? (Съела сама, омывая слезами каждый).
  23. Подарила ли Таня цветы писателю? ( Да).
  24. Как прозвали Таню дети? (Дикой собакой динго).

 

4.  РАБОТА С ТЕКСТОМ.  «РОМАШКА».

На доске ромашка из шести лепестков, на обратной стороне которых – эпизоды из текста с небольшими искажениями. Дети срывают лепесток, выразительно читают текст и объясняют, что в этой ситуации не соответствует действительному факту из повести. Весь класс анализирует эпизод, отвечая на вопросы учителя. (Здесь будут указаны страницы по книге: Фраерман Р.И. «Дикая собака динго…», Казань, Татарское кн. изд-во,1986).

Лепесток 1: стр.30 со слов: «Ты прочла это без меня…» и до конца главы.

Изменить: «Да, - ответила мать…» - было – «нет».

ВОПРОСЫ: Почему мама задаёт вопрос тихо?

Почему Таня так долго молчит?

Почему Таня заинтересовалась незнакомым мальчиком?

Действительно ли маме некогда было встретить приезжавших?

Что мы узнаём о внутреннем мире героинь в этой ситуации?

Лепесток 2: стр.37 со слов «Таня Сабанеева, не забыла ли ты…» до слов «Это глагол 2 лица…».

Изменить: …И так думая она не ответила…(надо – ответила).

ВОПРОСЫ: Можно ли сказать, что это юмористическая сцена? Почему?

Как в ней раскрываются герои? Почему автор употребляет слово «вскричала»?

Лепесток 3: стр.55 со слов «Таня, нацепив на вилку несколько штук…» до слов … «а отца у меня всё-таки нет».

Изменить: «И здесь, присев на корточки перед старой собакой, она скормила их ей».

ВОПРОСЫ: Это – потрясающая сцена: она берёт за душу, и ощущаешь себя на месте этой девочки. Почему-то становится горько и больно. Почему? Что вам захотелось сделать? Есть такие слова:  «…на собственных руках хотелось ему взвесить, тяжело ли это горе дочери?» Тяжело ли, действительно? Права ли Таня, думая: «а отца у меня всё-таки нет»? НО почему так сладко лежать на груди отца?

КОМУ ИЗ ВАС ЗНАКОМЫ ЭТИ ЧУВСТВА? Пережили ли  вы их ещё раз?

Лепесток 4: стр. 56 со слов «Но в это время разве она могла знать…» и до конца 9 главы.

Изменить: «Она знала всё». («Что она могла знать?»)

ВОПРОСЫ: Чувства взрослых не всегда легко понять ребёнку. А вы сумели ощутить тоску отца? Что вам захотелось ему сказать? В каком предложении, по-вашему, заключается главное?

Лепесток 5: стр.110 со слов «Он  открыл дверь и вошёл тихо …» до слов «Я думаю, Костя согласится со мною…»

Изменить: «…потому что у неё было злое сердце…» («  вовсе не злое…»)

ВОПРОСЫ: Почему Коля всё время думает о Тане? Как показано автором его чувство? Вожатый Костя говорит, что если решение общее, то они могут всё.  Какое  это качество?

Лепесток 6: стр. 113 со слов «Но вдруг она услышала ровный и спокойный голос матери.»  до слов «И в эту минуту почудилось Тане, что весь мир, в самом деле, кружится над её головой.»

Изменить: «Не уехать ли нам лучше, мама?» («Таня»)

ВОПРОСЫ: Почему во время этого разговора автор сравнивает Таню с птичкой?

О чём, по-вашему, говорит сравнение «словно кто-то пытал её долго словами  или железом»? Что страшнее: пытка словами или железом? Почему?  

Какими были глаза матери? А какие глаза у вашей мамы?

Понимает ли муки матери дочь? Почему?

Решатся ли они уехать отсюда? Почему?

5. ИНСЦЕНИРОВКА ЭПИЗОДА НАЧАЛА 20 ГЛАВЫ

(ДО СЛОВ «И  ВНЕЗАПНО УШЛА, НЕ ПРОМОЛВИВ БОЛЬШЕ НИ СЛОВА»)

ВОПРОСЫ: Что вас заинтересовало в этом разговоре?

Действительно ли так просто: «не смотрю, не смотрю – и забуду»? 

(На слайде стихотворение:

Горе сердцу, которое льда холодней,

Не пылает любовью, не знает о ней,  

А для сердца влюблённого – день, проведённый

БЕЗ ВОЗЛЮБЛЕННОЙ, - САМЫЙ ПРОПАЩИЙ ИЗ ДНЕЙ!     (ОМАР ХАЙЯМ)                

Прокомментируйте… Связывается ли оно с текстом повести?

6. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА. «Незаконченные предложения».

Задание. В соответствии с темой урока закончить предложения.

Моя мама …..

Я бы мог стать очень счастливым, если бы ….

Я хотел бы, чтобы мой папа …

Когда я вырасту…

Я думаю, что настоящий друг …

Я очень люблю …

7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Составить кроссворд по произведению Фраермана, или написать стихотворение о своих чувствах, или составить презентацию по повести (в электронном виде).

nsportal.ru


Смотрите также